Как о старце Ефреме Аризонском некогда узнали в монастыре, что в глубинке России, и даже Промыслом Божиим отчасти поспособствовали его апостольской на американском континенте миссии, а в ответ получили наставления старца, рассказывает настоятельница Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря Малоярославца игумения Николая (Ильина).
В 1996 году мы познакомились с игуменией Михаилой. В Калифорнии у них собралась община желающих подвизаться сестер. Тогда они посетили Оптину пустынь и спросили, где в женских монастырях сохраняются оптинские традиции. Монахи и отправили их к нам в Малоярославец. Матушка Михаила стала моей духовной дочерью.
В Калифорнии у них тогда было много сложностей, в том числе связанных и с принадлежностью к определенной юрисдикции – в конце концов недавно они перешли под омофор Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви владыки Илариона (Капрала).
А тогда, в 1990-е годы, мать Михаила написала мне письмо, полное отчаяния…
Открываю ее письмо, а в это время у меня в руках еще было письмо от схиархимандрита Арсения, игумена монастыря Махера с Кипра. Братия этой обители – тоже из духовной семьи преподобного Иосифа Исихаста, можно сказать, его внуки – чада его ученика старца Иосифа Ватопедского. Познакомившись с отцом Арсением в 1999 году, мы стали тесно общаться, ездили с сестрами в их монастырь, устроенный по образу Ватопедской обители на Святой Горе, усваивали афонскую традицию с ее строгим уставом. Потом, кстати, матушка Михаила с сестрами в 2000 году приезжали к нам на стажировку – жили у нас несколько месяцев, чтобы самим проникнуться и научиться всем этим тонкостям…
И вот я дочитываю письмо отца Арсения, в котором он писал мне про старца Ефрема Аризонского, а мне приносят письмо матушки Михаилы...
Я тут же набираю ее номер:
– Обращайся к старцу Ефрему!
– Матушка, а он же новостильник… – отреагировала она.
– Тебе сейчас не выбирать, – говорю.
А сама положила трубку и думаю: «Куда же я, действительно, их отправляю…»
– Слушай, – перезваниваю, – ты к нему всё же обратись, только скажи, что не хочешь от старого стиля отказываться…
Она поехала к старцу, чему потом была, безусловно, очень рада. Чтобы не отказываться от старого стиля, он ее благословил перейти в Сербскую Церковь. Сам взял их общину под окормление. Выбрал им место для постройки монастыря в честь преподобного Паисия (Величковского), который в свое время привез с Афона в Оптину пустынь умное делание – практику совершения Иисусовой молитвы – что и заложило основу оптинской традиции, которую искали некогда калифорнийские сестры, прибыв в 1990-е годы в Россию...
Монастырь преподобного Паисия (Величковского) отец Ефрем благословил им устроить там же, где и его монастырь святого Антония, – в Аризонской пустыни. Землю сам им подыскал. И, когда он туда потом приехал уже вместе с сестрами, очень радовался, просто танцевал от радости: «Здесь будет большая обитель!»
Когда сестры приехали на это место, там уже стоял огромный крест. Хотя самой матушке Михаиле это всё поначалу казалось неосуществимым, но сила благословения и молитвы старца сделали свое дело. Вскоре сестры на удивление быстро погрузили свои вещи в 17 грузовиков, и община переехала из Калифорнии в Аризону.
Строительство женского монастыря преподобного Паисия (Величковского) велось под руководством старца Ефрема. Сначала в единственном доме поместья, которое купила община, была устроена маленькая часовенка в честь святой Анастасии Сербской, где сестры едва-едва помещались для молитвы. А потом возвели и величественный храм Успения Пресвятой Богородицы.
Богослужения ведутся там, в основном, на английском языке, поскольку большинство монахинь и паломниц – американки. Многих сестер направил туда старец Ефрем. Но, как и во всех монастырях, находившихся под духовным началом отца Ефрема, в их обители особо ощущается интернациональный вселенский характер православия, что сегодня всем нам так важно! Иконы в монастырском храме собраны со всего мира: и из России, и из Греции, и из Сербии, и из Румынии. Румынским священником вырезан уникальный тончайшей работы иконостас.
Так же, как и в нашем малоярославецком монастыре, при Паисиевой обители в Аризоне еще в 1996 году была открыта школа для девочек – Свято-Покровская. Благословение на ее открытие матушка Михаила получила от духовника нашей обители схиархимандрита Михаила (Балаева). Старец Ефрем, конечно же, всецело поддержал это начинание. В школу принимаются девочки от 8 до 18 лет. Кто-то остается иночествовать в обители, другие выбирают для себя служение в миру – прежде всего, конечно, исконно женское – жены и матери. Отца Ефрема называют «апостолом Америки». И уже в продолжение его трудов – апостолат внутри семей.
***
Позже матушка Михаила рассказала старцу Ефрему и про наш Свято-Никольский Черноостровский малоярославецкий монастырь. Геронда не раз передавал нам благословение, присылал письма, наставления, которые и предлагаем вниманию читателей.
***
«Оружия монаха есть изучение (Писаний), рассуждение, смиренномудрие и по Богу послушание.
Покрой согрешающего и смотри на всех как на святых.
Не ненавидь грешника, но грех. Поскольку считаешь себя правым, где есть любовь твоя к грешнику?
Да не огорчаемся, когда согрешим в чем-то, но когда пребываем во грехе.
Дело монаха не есть сделать келию свою гостиницей и насытить голодающих, потому что молитва есть выше милостыни, которая есть дело мирских.
Не живет Дух Божий в тех, кто живет в покое, но <живет в них> дух диавола. Истинные рабы Божии живут в скорбях и воздыханиях. Мир же – в наслаждении и отдыхе. Эти плачут – мир же смеется. Эти стенают – мир радуется. Эти постятся – мир наслаждается.
Кто достиг любви Божией, не желает пребывать в настоящей жизни, но желает смерти!
Награда не дается человеку за добродетель его, но за смирение его. Без смирения всё – суета!
Кто удостоился и вкусил Божественной благодати, не допускает страстям входить в свое сердце, потому что там укрепилось другое желание, высшее тех, – вкушение Бога!
Я, смиренный, когда помню грехи мои и смерть, облачаюсь в презренную одежду, предпочитаю последнее место и презренные работы, когда слушаюсь усердно и молчу всегда. Не хочу общения, но хочу везде быть неизвестным и пустяковым. Не укоряю в помысле никого, не завидую и не забочусь о мирских вещах.
Насколько с любовью приближаемся к Богу (Бог здесь – причащение), настолько и Бог приближается к нам с Дарами Своими и не лишает никогда нас благодати Своей – только когда мы смиренные!
Кто проводит жизнь во грехах, не имеет права надеяться на помощь Божию, когда придет в какую-либо нужду, прежде чем не покается искренно!..
Никто не может познать немощь свою, если не впадает в душевные или телесные искушения. Тогда молится, и сокрушается, и смиряется.
Кто имеет знание мирское (является ученым), не может принять совершенно и ощутить духовное знание, если не отречется совершенно мирского знания…
Чтобы почувствовать внутри себя наслаждение и радость будущего века, должно обратиться и стать как ребенок – так сказал Господь.
Когда начнет гордиться человек, допускает Бог тяжелейшие искушения, чтобы так его победить, дабы смирился и попросил опять Божественной помощи.
Смиренного никто не ненавидит, не порицает, не презирает. Его любит Христос, и он любим от всех, любит всех и все его желают. Премудрый и учитель молчат перед смиренным, и ему внимают все. Он немногословный. Слова его сладкие «паче меда и сота» (Пс. 18: 11). И он всеми почитается за Божиего человека, даже если неученый и по виду ничтожный. Кто презирает смиренного, оскорбляет самого Бога. Звери утишаются перед ним, потому что ощущают в нем благоухание [непреткновенного] Адама!..
Хорошо есть то, чтобы богословствовать о Боге, но лучше есть то, чтобы очистить себя ради Бога.
Если не умрет внешний человек от всех вещей мира – и от греха, и от плохих размышлений (воспоминаний), и от лукавых помыслов, – не придвинется к человеку сладость Святого Духа.
Не передавай другому то, что не выучишь на деле.
Когда Божия благодать откроет глаза души твоей, тогда бегут, как из крана, слезы, которые есть самый явный знак Божественного посещения.
Когда насладишься много молитвой, делай с ней последования твои. Когда же достигнешь слез, оставь и молитву!
Молитва умерщвляет страсти!
Мирской, который терпит лишения в заботах, лучше, чем монах, который терпит лишения в духовном!
Адам, Ева и змей согрешили. Различное, однако, проклятие наследовал каждый. Поэтому каждый из нас по намерению и любви ко греху принимает и тяжесть страдания.
Кто презирает и принижает себя, того умудряет Бог.
Насколько отсекаем себя от утешения сего мира, настолько удостаиваемся Божией радости посредством Духа!
Кто имеет богатых друзей, обеднеет от Бога!
Стань мертвым, чтобы зажить!
То, что стяжается с большим трудом, то и сохраняется.
Когда просишь нечто от Бога и не дается, делается это: а) потому, что недостоин принять то, что просишь; б) потому, что не просишь от сердца твоего, и в) потому, что не достиг меры, чтоб тебе дался тот дар, который просишь.
Бог не дает никому великий дар без великого прежде испытания!
Кто ощущает греховность свою, выше того, кто воскрешает молитвой мертвых! Тот, кто стенает один час о душе своей, выше того, кто пользует весь мир поучением своим! Тот, кто следует позади Христа, скорбя, прославляется выше того, который прославляется в церкви от народа!
Смиренный принимает всегда милость Божию. Смирись во всем перед людьми. Опережай всех поклоном, и все тебя прославят. Унижай (втопчи в грязь) себя и увидишь славу Божию. Старайся, чтобы тебя презирали все, чтобы тебя прославил Бог.
Бог терпит все недостатки человека, кроме ропота. Сердце, которое благодарит постоянно Бога, наполняется радостью и благословением».
***
«Благословенная душечка Божия, герондисса Николая, здравствуй о Господе!
По счастливому случаю празднования Нового года желаю иметь и здравие, и любовь о Христе в сердце, и преуспеяние в духовной монашеской жизни, и чтобы даровал тебе наш Иисус истинное самопознание и Богопознание.
Получил книгу и другие подарки, которые мне выслала твоя любовь, и очень тебя благодарю.
Вашим монашенкам и сироткам отеческие благословения.
С неусыпными молитвами и нежностью горячо обнимаю тебя –
с(тарец) Ефрем».
***
«Благословенные мои чада.
Читал вашу открытку и очень радовался, чада мои. От всей души желаю, чтобы вас украшали во Христе любовь и простота.
Благословенного и мирного 2012 года во всем мире, и чтобы нас от всякого зла покрывал Божественный Покров.
Вас приветствую со всей моей отеческой любовью.
Р.S.: Благодарю вас за рождественский подарок вашей невинной любви».
Материал подготовила Ольга Орлова