Защищая свою Церковь

Х Международный фестиваль православных средств массовой информации «Вера и Слово»

Периодически, но с завидной регулярностью в российском медиаполе – в СМИ и Интернете – происходят нападки на Русскую Православную Церковь. Воинствующие атеисты обрушиваются то на строительство храмов, то на священников, то на церковные догматы… 

Как церковные люди могут защитить свою веру и свою Церковь? Этой важной теме был посвящен круглый стол «Кризисное реагирование епархиальных пресс-служб». Он проходил в середине октября в рамках Х Международного фестиваля православных средств массовой информации «Вера и Слово». Фестиваль проходил по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и собрал свыше 400 участников, приехавших в Москву из разных, порой весьма отделенных уголков России. 

В заседании круглого стола приняли участие: председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Ханты-Мансийской епархии иерей Антоний Долгушин, руководитель пресс-службы, руководитель Информационно-издательского отдела, заместитель председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Кинешемской епархии протоиерей Андрей Ефанов, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Екатеринбургской епархии протоиерей Максим Миняйло, пресс-секретарь Екатеринбургской епархии А.В. Тамбова, пресс-секретарь, председатель епархиального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, старший референт Главы Курганской митрополии М.С. Насонов. Модератором круглого стола выступил директор Центра когнитивной обороны, старший научный сотрудник НГЛУ, специалист по медиавирусам, кризисным коммуникациям, информационным войнам и акциям прямого действия С.В. Нешков.

Участники делились собственным опытом – как реагировать на атаки против Церкви, высказывали мнениия по поводу различных способов борьбы с ними. 

«Могу поделиться своими советами, как реагировать на нападки на Церковь, – сказал председатель епархиального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, старший референт Главы Курганской митрополии Михаил Насонов. – Первое правило – надо все действия совершать, как говорится, «на холодную голову». Когда на вашу глухую епархию обрушиваются десятки звонков журналистов, надо прежде всего успокоиться. Помните: медийный взрыв, как правило, недолгий. В этой ситуации нельзя спешить и суетиться. Правило второе: реагировать в кризисной ситуации надо всегда. Нельзя «прятаться в домике» и думать, что ситуация разрешиться сама по себе. Нет, реагировать, комментировать происходящее следует всегда. Но важно также подготовить комментарий, который давать всем СМИ. И в ситуации кризиса всегда должен быть один источник информации. Плохо, когда приезжает журналист из федеральных СМИ и обращается к различным источникам и в итоге получает самые разные, порой противоречивые суждения. Нельзя допускать разброс комментариев. Поэтому лучше, когда в епархии одному человеку поручают отвечать на вопросы журналистов и давать комментарии прессе. Важно также, чтобы этот ответственный человек всегда имел возможность находиться на связи с архиереем, чтобы в случае необходимости оперативно получить у него ответ по интересующему журналистов вопросу».

Михаил Насонов подробно описал две кризисные ситуации, которые случились в Курганской области. Первый случай был связан с больной девочкой, которая родилась с большим родимым пятном по всему телу. Когда родители принесли ее в храм крестить, священник заявил, что отказывается крестить девочку… по «стандартной таксе». Но готов покрестить по отдельному прейскуранту – за 4 тысячи рублей. Мама девочки тут же рассказала о ситуации журналистам. «Комсомольская правда» вышла с заголовком «Священники отказались крестить». В прессе пошла волна против Церкви. 

«Телефон разрывался от звонков федеральных СМИ, – рассказывал Михаил Насонов. – Мне советовали не отвечать на звонки, но я сказал, что это неправильно. Я стал давать комментарии журналистам. Говорил о том, что поступок этого батюшки ничем оправдать нельзя, о том, что нет и не может быть никакого отдельного прейскуранта. Более того, я рассказал, что эту девочку Курганская епархия взяла под свою опеку: за свой счет мы возили ее по врачам, помогли с лечением и лекарствами. Сам архиерей покрестил девочку с родимым пятном. Мы были максимально открыты в общении с прессой. И тем самым на самой ранней стадии купировали скандал».

Второй кейс, описанный М.С. Насоновым, касался проекта распространения миссионерских листовок, который проводился в Курганской епархии. Одна из листовок была посвящена йоге, и в ней говорилось о том, что в основе йоги лежит религиозная практика, и христианину не следует ею заниматься. 

«Газеты немедленно вцепились в эту листовку, появились заголовки «Церковь запрещает йогу», – продолжает свой рассказ Михаил Сергеевич. – Я собрал журналистов, устроил пресс-конференцию. На ней я говорил, что эта информация предназначена специально для церковных людей, что мы не даем общую оценку йоги и ориентируемся на православных христиан. Нашу пресс-конференцию Федерация йоги назвала невежественной. В ответ я решил обострить ситуацию. Мы стали комментировать комментарии Федерации йоги. При этом прояснили свою позицию. Часто случается, что сверхпопулярность йоги приводит к тому, что люди попадают в секту. То есть мы не уходили от ответа, а четко пояснили свою позицию. И такая открытость в итоге привела к тому, что нас поняли и поддержали».

Руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Екатеринбургской епархии протоиерей Максим Миняйло свое выступление посвятил истории вокруг храма Святой Екатерины, который планировалось построить в сквере на Октябрьской площади в Екатеринбурге. «Для епархиальной пресс-службы очень важно выстраивать правильные отношения с разными средствами массовой информации, – заметил протоиерей Максим. – В идеале лучше знать каждого главреда, общаться с ними, дружить. Хорошие отношения в ситуации критического реагирования могут сильно помочь». 

Рассказывая историю противостояния вокруг строительства храма, протоиерей Максима Миняйло с грустью заметил, что поначалу, казалось, все складывается очень удачно: и муниципальные власти выделили земли под строительство, ее одобрил сам губернатор, и деньги под строительство было зарезервированы – 3 миллиарда рублей. По словам отца Максима, редко когда так удачно складывается ситуация – строительство 90% всех храмов идет буквально «на коленке», без должного оформления соответствующей документации… А в этом случае все было продумано и подготовлено. «И, несмотря на хорошую подготовку, ничего не получилось, – сказал протоиерей Максим. – Началось общественное противостояние. Хотя мы боролись за храм, не отступали. Нам даже ряд изданий удалось успокоить, сделать их из противников своими союзниками. Но противостояние было очень сильным. А когда дело дошло до Президента, когда Главе государства задали вопрос по поводу строительства нашего храма, я понял, что мы проиграли, нас просто «слили». Значит, были какие-то внутренние причины, о которых мы не догадывались, которые мешали строительству храма. На мой взгляд, внутрицерковная поддержка была очень слабая, тогда как протестующих организованно привозили автобусами… Но главное, как я понимаю, Господь не благословил это строительство».

Протоиерея Максима Миняйло поддержала руководитель пресс-службы Екатеринбургской епархии Анжела Валерьевна Тамбова: «Думаю, что на основе истории вокруг строительства храма Святой Екатерины в Екатеринбурге можно было бы сделать полезную методичку и распространить ее по другим епархиям. Чтобы и священнослужители, и прихожане знали, как поступать в подобных ситуациях. Когда в мае 2019 года эта ситуация «заполыхала» в нашем городе, мы постоянно выходили в горячую точку – сквер у парка на Октябрьской площади и пытались общаться с людьми. Ярых противников было немного, но они были очень громкими. Неприятное ощущение, когда тебя со всех сторон окружает орущая толпа, которая не желает ничего слышать. Меня хватало на три круга такого общения, а отец Максим каждый день стоял на площадке с шести вечера и до полуночи».

Анжела Тамбова говорила очень эмоционально. По ее словам, основная причина печальной истории с храмом Святой Екатерины – в непросвещенности жителей Екатеринбурга. «Не раз мне приходилось слышать такие слова: «Неслучайно именно в Екатеринбурге произошла гибель Царской семьи, – в вашем городе такие тролли окопались!», – развивала свою мысль Анжела Валерьевна. – Наверное, в этом есть часть правды. На печальном опыте строительства храма мы поняли, что людей надо учить, образовывать. Рассказывать о том, кто такая святая Екатерина, зачем она нужна городу. Надо строить храм, прежде всего, в сердцах екатеринбуржцев. Надо привлекать писателей, – ведь язык искусства самый доходчивый. Идти в школы, общаться с детьми. Можно предложить школьникам написать эссе на тему «Екатеринбург – город Святой Екатерины», провести уроки «екатериноведения», если хотите. Мы должны высвечивать нарывы нашего общества и объяснять, как Церковь может их лечить».

Согласилась Анжела Тамбова и с мнением Михаила Насонова о том, что разрастающийся скандал надо гасить в самом начале, и в подтверждение вспомнила историю из своего опыта. В 2017 году какие-то уральцы сняли видео о том, как некий священник перевозит в багажнике маленького мальчика. Шум в прессе поднялся страшный: «Почему священник издевается над ребенком?!». Даже Первый канал показал сюжет на эту тему. «Меня этот начавшийся шум в СМИ буквально «выдернул» из отпуска, – вспоминала Анжела Валерьевна. – Но мы сработали достаточно оперативно. Прежде всего журналистам мы сказали, что хорошо знаем этого батюшку и что он очень заботливый отец, и в данном случае имеет место какое-то недоразумение. Мы быстро связались с этим священником, разобрались в ситуации, – оказалось, папа с сыном играли в десантников, и сын, как в кино, нырнул в багажник и из него проскользнул на пассажирское сидение, – подготовили видео и предоставили его всем журналистам. Мы не стали от них прятаться, а сразу сами пошли на контакт с прессой, всё им подробно рассказали, – и тем самым уничтожили скандал на корню».

После А.В. Тамбовой слово взял иерей Антоний Долгушин, который уже 8 лет руководит Отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Ханты-Мансийской епархии. Он рассказал две истории, в которых сам принимал участие. 

В первом случае накануне Рождества Христова в одном из каналов появилось видео, автор которого говорил о том, что Церковь запрещает петь колядки на украинском языке. «Мне, как и выступавшим передо мной коллегам, непрерывным потоком пошли звонки из разных СМИ, – рассказывал отец Антоний. – Понятное дело, журналистам кажется, что они нашли сенсацию. Я также понимал, что, если уйти от разбора ситуации, будет только хуже. Поэтому я сам звонил журналистам и говорил, что вся эта история чистой воды фейк. В итоге мне перезвонил редактор того самого канала, который опубликовал эту небылицу, взял у меня комментарий и поблагодарил, что с нашей помощью удалось опровергнуть ложную информацию».  

Во втором случае епархии пришлось вступить в противоборство с чиновниками. В период активной фазы борьбы с коронавирусом чиновники Ханты-Мансийска потребовали у епархии закрыть храмы. «Владыка отказался это делать, – рассказывал отец Антоний. – И тогда чиновники сами объявили через прессу о закрытии храмов. Как быть? Смириться? Но у каждого храма, как правило, есть своя страница в социальных сетях. И через социальные сети мы сообщили прихожанам, что храмы закрываться не будут. И даже во время эпидемии наши храмы не стояли пустыми». 

Во время своего выступления иерей Антоний Долгушин дал сидящим в зале неожиданный совет: «Надо учиться у мусульман» и пояснил свою мысль: «Когда возникает какая-либо конфликтная ситуация, большую помощь могут оказать «агенты влияния» – ваши друзья, которые трудятся в самых разных сферах. Вы посмотрите, когда возникают ситуации, затрагивающие интересы мусульман, как они быстро объединяются и выступают единым фронтом! Наши же прихожане часто очень разобщены и не поддерживают друг друга. Надо брать пример с мусульман! И в ситуации, когда на Церковь происходит наезд, надо вставать на ее защиту всем миром».

Опираясь на свой опыт, отец Антоний посоветовал всем участникам круглого стола в общении с журналистами всегда просить присылать вопросы в письменной форме. «Журналистам вообще свойственно путать названия храмов, епархий, имена священников, звания и титулы, особенно когда это касается кризисных ситуаций, – пояснял батюшка. – Поэтому я всегда прошу представителей СМИ прислать вопросы заранее. Во-первых, вы таким образом выгадываете время для того, чтобы уточнить информацию и получить комментарии у своего владыки, а, во-вторых, можете дать более расширенную и точную информацию».

Завершил свое выступление отец Антоний словами: «И главное: не бойтесь отвечать прессе и помогайте друг другу в кризисных ситуациях!». 

О том, что епархиальным пресс-службам следует максимально плотно работать со средствами массовой информации и выстраивать взаимоотношения не только со СМИ, но и с блогерами и различными лидерами мнений, говорил и руководитель Информационно-издательского отдела, заместитель председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Кинешемской епархии протоиерей Андрей Ефанов. Кроме того, по его мнению, всем, кто работает в сфере православной журналистики необходимо постоянно учиться, потому как инфополе, в котором мы живем, стремительно меняется. «Надо больше проводить различных мероприятий, – заметил отец Андрей. – Приглашать специалистов, которые помогут нам развиваться и не отставать от жизни». 

Протоиерей Андрей поддержал точку зрения своих коллег по поводу комментариев прессе. «Самое плохое, когда представитель епархиальной пресс-службы говорит: «Комментариев не даем», – сказал отец Андрей. – Понятное дело, что все мы люди подневольные, и каждый комментарий необходимо согласовывать со священноначалием. Но лучше попросить у журналиста время на уточнение ситуации и все-таки дать комментарий, чем прятать голову в песок, как страус. Понятное дело, что все СМИ питаются жареными фактами, но если с журналистами общаться по-человечески, то можно обо всем договориться». 

В качестве иллюстрации к сказанному протоиерей Андрей Ефанов рассказал необычный случай. «Однажды у нас выставили на продажу храм», – сказал отец Андрей, и его слова вызвали в зале шум и оживленное обсуждение. Как оказалось, при разделе имущества какой-то компании, которая находилась по соседству с храмом чиновники выставили на продажу за долги часть территории города, где рядом с котельной находился и храм. И эту территорию вместе со всеми зданиями и половиной храма приобрел какой-то бизнесмен из Москвы. Приобрел, даже не догадываясь, что на этой земле находится храм. А когда узнал, решил снова выставить часть территории с храмом на торги. История оказалась настолько шумной, что даже из Москвы приехали журналисты «Комсомольской правды». «Им-то нужен был скандал, – заметил отец Андрей. – Но мы настолько открыто пошли с ними на контакт, рассказали без утайки обо всех подробностях, что сумели расположить к себе журналистов. В итоге не только материал получился достойный, но, благодаря этой публикации, нашлись люди, которые пожелали выкупить эту выставленную на торги землю и вернули храм Церкви».

Под занавес круглого стола взял слово председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), который, подводя итог обсуждениям, сказал: «Нам всем надо понимать, что кризисы, которые происходят в церковной жизни, это, своего рода, суд. Но суд бывает праведный и неправедный. И в медицине случаются кризисы. Нередко больному, чтобы выздороветь, надо кризис преодолеть. Самое вредоносное – это делать вид, что ничего не происходит. И бывают немудрые священники, которые в ситуации кризиса говорят: «Мы ничего не будем комментировать, потому что имеем священнический сан. Ну что тут скажешь! А ведь можно ответить по существу так же, но по форме иначе – и свести кризис на нет. Мудрый священник, когда надо что-то разъяснить прихожанам, поднимается на амвон и говорит с людьми. Именно так надо поступать в кризисной ситуации». 

Подготовил Петр Селинов

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь