Главная тема этого номера – «Москва Петровская» – посвящена празднованию дня святителя Петра, митрополита Московского, совпавшего в этом году с празднованием дня города Москвы. Кроме того, в номере уже традиционно богословски освящаются современные проблемы монашества, дается рецензия на книгу схиархимандрита Иоакима (Парра) «Не предпочитай ничего любви Христовой», публикуются письмо священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, брату с размышлениями о монашеском постриге и другие материалы.
Официальные материалы.
События
Анонсы
«Москва Петровская»: Святитель Петр и рождение новой столицы
Тема номера
6 сентября 2014 года в Москве впервые прошел праздник «День святителя Петра – Москва Петровская». 867-й день рождения столицы совпал с днем памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Одновременно отмечалось 500-летие собора святителя Петра – древнейшего из сохранившихся в Высоко-Петровской обители. Почему объединение этих памятных дней в один праздник – событие радостное и исторически справедливое – в нашем репортаже
Святитель Петр – митрополит Киевский, Московский и всея Руси
Слово Первосвятителя
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после Божественной литургии в Высоко-Петровском монастыре 6 сентября 2014 г.
«Москва Петровская» – 2014
Актуальное интервью
В этом году День города Москвы выпал на 6 сентября, день памяти московского святителя Петра. Целый квартал столицы, граничащий с Петровкой и Петровским бульваром, превратился в праздничную «Москву Петровскую». Как столичный Высоко-Петровский монастырь стал одним из центров городских торжеств и насколько удалось добиться созвучия церковного и светского в праздничной программе, рассказывает наместник монастыря игумен Петр (Еремеев)
Ключ к русскому зодчеству
Церковное искусство
Соборы – дети веков. И, действительно, зачастую в храмах, как в каменных летописях, запечатлены вехи истории. Поныне сохранившейся и уникальной в своем роде «летописью» является собор митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря в Москве
Значение монашества для современного Православия
Богословие
Митрополит Волоколамский Иларион
Будите совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5:48). Послушная своему Божественному Основателю, Церковь Христова вот уже без малого 2000 лет стремится к достижению не достижимого без благодати Божией идеала совершенства, заданного Господом в Нагорной проповеди и лежащего в основании великой христианской аскетической традиции.
Монашество и современный технический прогресс
Богословие
Игумения Домника (Коробейникова)
В начале мне хочется вспомнить первые слова, которые произносит человек, принимающий монашеский постриг. В ответ на вопрошение игумена: «Что пришел еси, брате, припадая ко святому жертвеннику и ко святей дружине сей?» – он говорит: «Желая жития постнического». В этом ответе содержится глубокий смысл. Ведь, как известно, слова «житие постническое» означают не просто воздержание в пище. Славянское слово «постничество» – это один из переводов греческого слова «аскеза», которое иначе можно перевести как «подвижничество». И когда будущий монах произносит: «Желая жития постнического», он тем самым исповедует, что готов из любви к Богу проводить жизнь в подвиге, в добровольных лишениях, отказываться от земного покоя и наслаждений.
Монастырь-архипелаг
Общее житие
Об особенностях древнего и современного устава Соловков «Монастырскому вестнику» рассказал благочинный Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрит Ианнуарий (Недачин)
Письмо брату. О постриге
Личное
Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский
26 сентября 1908 года принял монашеский постриг студент Московской духовной академии Николай Звездинский. Небесным миром сияло его лицо, когда после пострига подходили к нему монахи, спрашивая: «Что ти есть имя, брате?» – «Грешный монах Серафим», – отвечал будущий священномученик. Сохранилось его письмо к родному брату, написанное вскоре после пострига