Тема номера: Святейший Патриарх КИРИЛЛ: «Сохраним отеческое наследие неразрушимо»
Собрание игуменов и игумений Русской Православной Церкви
21-24 сентября 2016 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось Собрание игуменов и игумений Русской Православной Церкви. Собрание проходило в рамках мероприятий, посвященных празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон и 150-летия со дня рождения преподобного Силуана Афонского
«Наше собрание посвящено памятной дате – 1000-летию пребывания русских иноков на Афоне. В этой дате соединились Святая Гора, удел Пресвятой Богородицы и Святая Русь, которая также именуется домом Божией Матери. Некогда Божия Матерь избрала Афон Своим уделом, и под Ее Покровом на этой горе образовалось единственное в мире монашеское государство. Святая Гора стала символом духовного единства всех православных народов. Она аккумулировала духовные, интеллектуальные и культурные богатства всего православного мира»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Слово Первосвятителя
Святейший Патриарх Кирилл
22 сентября 2016 года в Москве, в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, состоялось открытие Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви, приуроченное к 1000-летию русского присутствия на Святой Горе Афон. Собрание возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
«Возникает также серьезный вопрос о духовнической функции игумена или игумении. Конечно, игумен или игумения должны быть последним авторитетом, который принимает решения относительно жизни насельников, в том числе духовной жизни. Поэтому очень важно, чтобы перед начальствующими открывались помыслы, чтобы и игумен, и игумения имели доступ к сердцам монашествующих, но для того чтобы этот доступ был, сердца монашествующих должны открываться навстречу игумену или игумении. Если сердца не открыты, никакими указаниями, никакими заявлениями, никакими внушениями вы не установите те отношения с монашествующими, которые приличествуют вашему званию. Игумен и игумения ответственны за духовную жизнь.»
Свидетельство монашеского единства
Событие
Репортаж из Зала церковных соборов Храма Христа Спасителя, где проходило Собрание игуменов и игумений, приуроченное к 1000-летию русского присутствия на Святой Горе Афон
21-24 сентября 2016 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось Собрание игуменов и игумений Русской Православной Церкви. Собрание проходило в рамках мероприятий, посвященных празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон и 150-летия со дня рождения преподобного Силуана Афонского. Прошедшее мероприятие можно с уверенностью назвать одним из самых значительных общецерковных монастырских форумов последних лет. Игумены и игумении большинства из существующих на данный момент обителей, находящихся на канонической территории Московского Патриархата (более 700), собрались в столице, чтобы молитвенно почтить память преподобного Силуана Афонского и осмыслить важное юбилейное событие – 1000-летие русского монашеского присутствия на Святой Горе.
Трудности духовного руководства, опасности лжестарчества и пути их преодоления
Позиция
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
Один из трех монашеских обетов – послушание. Он дается при постриге и предполагает со стороны монаха сознательное и твердое отречение от своей воли и вверение себя в духовное руководство опытного старца. Духовный наставник призван помочь новоначальному иноку встать на путь борьбы со страстями и похотями, научить его искусству этой борьбы, оградить от опасностей, искушений и соблазнов и сделать его способным принести Богу плод истинного покаяния
«Причины возникающих трудностей в духовном окормлении братии со стороны игумена могут обнаруживаться не только в духовной немощи самого руководителя, но и в неготовности или нежелании монашествующего принимать в полной мере такое наставление. Задача игумена – терпением и смирением, добрым примером и мудрым словом, а не насилием и грубым принуждением привести его к пониманию и согласию внимать этим наставлениям как полезным для своей души. Истинное духовное руководство – не насилие и принуждение, но помощь добровольно желающему подвизаться, а игумен, прежде всего, пример смирения, возносящий с братией совместную молитву об обители, а не надменный деспот, смиряющий других с пристрастием».
Откровение помыслов – фундамент послушания
Позиция
Архимандрит Мефодий (Маркович), игумен монастыря Хиландар Святой Горы Афон
По пути послушания Господу Христу должны идти все христиане, тогда в конце пути они получат награду – познание Бога и соединение с Ним. Мы, принявшие на себя ярмо монашеской жизни и давшие монашеские обеты, обязались радеть об этом больше других
«Когда мы открываем свои помыслы нашему духовному руководителю, он объясняет нам, как нужно к ним относиться. Если окажется, что какой-то помысел греховен, наш руководитель укажет нам на его корень – определенную страсть. Так за «видимыми», явными греховными помыслами и грехами мы учимся различать «невидимые», таящиеся в нашей душе страсти».
Как созидается единство братства
Позиция
Архимандрит Елисей, игумен монастыря Симонопетра Святой Горы Афон
Собрание святых игуменов и игумений проходит в рамках празднования тысячелетнего пребывания русских монахов на Святой Горе Афон. И конечно, нельзя себе и представить лучшего способа отпраздновать пребывание нашего возлюбленного русского народа на Афоне, чем собрание стольких игуменов и игумений, являющее наше единство во Христе
«Каким же образом каждый монах в отдельности может позаботиться о поддержании единства братства и гармоничном развитии монастыря? Такая возможность предоставляется ему каждый день в повседневных ситуациях. Мы перечислим здесь лишь некоторые черты в поведении монаха, пекущегося об общем единстве. Такой монах уважает распорядок дня своих братий, не беспокоит их в часы отдыха или работы на послушании, избегает ропота при исполнении своего служения, опасается завязывать частную дружбу или составлять группировки внутри монастыря даже под благовидными предлогами, от всего сердца уважает старших и оказывает им братское почтение, не допускает споров и бесполезных толков, отдает все силы ради исполнения своего послушания, стараясь, чтобы оно не рассеивало его, не нарушало тишину и единство, стремится к безмолвному жительству, никогда не говорит о мирском, но только о святом, похвальном и богоприличном. Конечно, самое главное, чтобы все это монах делал добровольно, в духе смирения, сокрушения, покаяния и радости, и тогда его поведение действительно будет свидетельствовать о единстве братства».
Послушание как добродетель и как служение
Позиция
Игумен Кронид (Карев), настоятель Спасо-Преображенского подворья Данилова ставропигиального мужского монастыря
Доверие лежит в основе нашего послушания. Все человеческие отношения строятся на доверии. Мы молимся Богу, потому что верим в Него и доверяем Ему. Кого люди выбирают в спутника жизни? Кто становится нашим другом? Только те, кого мы любим и кому верим. Даже деловые отношения не могут быть построены, если нет доверия
«Когда говорят о послушании, обычно предъявляются односторонние требования. Послушник должен доверять, быть откровенным и смиренным, исполнять все без ропота и при этом быть всегда радостным и благожелательным. Но послушание является взаимным, а не односторонним актом. Теоретически все монахи призваны к терпению, но на деле именно игумену приходится быть самым терпеливым человеком в братстве. Ведь если монахи обязаны любить и приносить себя в жертву, то тем более обязан любить и приносить себя в жертву игумен. «Всякий начальник или игумен, поставленный званием Божиим и властью начальства, принявший жребий этого богослужения, должен сносить и терпеть немощи братии». В этом терпении и снисхождении и заключается «послушание» игумена по отношению к братству, его ответ на оказанное доверие. Здесь уместна аналогия с семейными отношениями. Отец и мать любят своего ребенка и если видят его пороки, то стараются исправить их, но любовь и терпение их не иссякают и не уменьшаются. Это, конечно, не значит, что игумен должен потакать слабостям или закрывать глаза на нарушения устава».
