Доклад иеромонаха Гавриила (Мельникова), насельника Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря на конференции, проходившей в рамках секции «Монастыри и монашество» регионального этапа ХХVI Международных Рождественских образовательных чтений. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь Липецкой митрополии, 24 ноября 2017 года.
В середине мая 1763 года святитель Тихон Задонский прибыл на Воронежскую кафедру с титулом епископ Воронежский и Елецкий. Уже в августе этого года он издает Указ, по которому не только священнослужители, но и все монахи должны иметь у себя Новый Завет и читать его, в этом же году он рассылает по монастырям сочинение «Зерцало монашеского жития» (сочинение до нас не дошло).
В декабре 1764 года святитель издает Указ, чтобы в монастырях каждый понедельник прочитывались монашеские обеты и его сочинение «Зерцало монашеского жития».
В сочинении 1767 года «Плоть и дух» (за полгода до ухода на покой в Толшевский монастырь), он говорит, что «Мир презреть и от мира отречься – это… не иметь пристрастия к тленным и суетным вещам: к чести, богатству… Отречься от мира не только одни монахи… должны, но и все христиане… о горнем помышлять, а не о земном всем повелевается, хотя монахам особенно долг этот надлежит». Итак, отречение от мира нужно всем, но монахи должны особенно к этому стремиться.
В дальнейшем, начиная с 1768 года на покое в Толшеве, Задонске святитель Тихон наставляет монашествующих в своих письмах:
В письме «Напутствие новоначальному иноку» он пишет: «Ты пошел в монастырь по своему желанию. Живи же. Бог тебе Помощник, брат! Убежал ты от сродников и от мира, отрекись же от мира, который в сердце нашем живет, то есть от тщеславия, гордости, лености, осуждения, презрения, негодования и прочего, и блажен будешь».
В «Увещании к монашествующей братии» он говорит: «Вошли вы в монастырь спасения искать. Ищите же в нем, а не теряйте… Не ищите скорбей, но приключившиеся терпите и блаженны будете… если претерпите их до конца».
В «Наставлении монашествующему, как поступать по обетам, данным при крещении и пострижении»: «Входят в монастырь спасаться, а не терять спасение, трудиться, а не лежать. Внимай сему, возлюбленный монах! Все имеешь готовое: пищу, одеяние, дом и так далее. Оброка и подушной подати не платишь. Что же тебе более остается, как только заботиться о своем и ближнего спасении и молиться Богу как о себе, так и обо всех? Дважды ты обещался Христу служить верой и правдой: при Крещении и пострижении. Где же твои ныне обеты, покажи? Само одеяние твое и твои обеты будут поставлены пред тобой на Страшном Суде Христовом, если живешь и поступаешь иначе, чем обещался, ибо Богу лжешь, а не людям».
Что же нужно для соблюдения обетов?
-
«Настоятелю всякое послушание оказывай… если он свято живет, следуй ему, как своему отцу. Если же он живет иначе, тогда то, что он законно повелевает, делай, а по делам его не поступай, как Христос сказал. Только крайне берегись осудить и оклеветать его, но молись, чтобы Бог его исправил. Ибо это есть дело христианское. Берегись, чтобы его (настоятеля) никак: ни словом, ни делом – не оскорбить. Когда будет журить за что, молчанием и поклоном и признанием вины своей отвечай. Это от тебя чести твоей не отнимет, ибо лучше всегда себя признавать виновным, нежели себя оправдать. Бог только тех оправдает, которые себя грешниками признают, а тех, которые сами себя оправдывают, со своей правдой оставляет».
-
Без крайней нужды из монастыря не выходи и в светские дома не входи, иначе не тем уже возвратишься, каким выйдешь. Люди падают не только телом, но и сердцем, и умом, и глазами. Лучше пасть ногами, нежели сердцем, умом и глазами.
-
Знай только церковь и келью свою, а в другие кельи без крайней нужды не ходи, чтобы не впасть в грех празднословия, клеветы и осуждения. Нет ничего лучше, как своей кельи держаться. В келье не примешь, ни подашь соблазна, но она всему тебя научит, если со страхом Божиим будешь в ней жить. В уединении и в тишине, а не среди народа и молвы рождаются добрые и небесные мысли. Помни, что ты монах. Итак, будь не только по одеянию, но и по сути и делу монахом, то есть уединенным.
-
Стоя в церкви на молитве, крайне берегись разговаривать о земных вещах, ибо это место, а особенно святой алтарь, – место святое (см. Исх. 3:5), святое же место должно свято почитать.
-
Не будь праздным, ибо праздность всему злу учит. Итак, всегда пребывай в добрых трудах, то есть или читай книги, или молись, или будь в богомыслии, или рукоделье какое делай. Эти три вещи тебе нужны, но делать это советую попеременно, то есть то читать, то трудиться, то молиться, так чтобы и малейшего времени не прошло в праздности, разве только когда разговор будет о душеполезных вещах, как то: о Царствии Божием, о спасительном воплощении Сына Божия и о прочем. Так ум и сердце ваше занято будет, и не будет крова или места дьяволу, и убежит дьявол. Обращайтесь умом и сердцем вашим в небе и в вечности, и не будете пойманы дьяволом. Птица, чем выше летает, тем безопаснее бывает, а когда вниз, на землю спустится, то или поймана или подстрелена бывает. Ни к кому так удобно враг не приступает, как к живущему в праздности. Тут ему дом подметен и украшен (см.: Мф. 12:44).
-
Молись Богу кратко, но часто и прилежно. Молись не только о себе, но и обо всех христианах, ибо сие есть призвание монашеское. Монах без молитвы, как воин на брани без оружия, ибо враг всегда на монахов нападает.
-
Очень опасно монаху с женами водиться и знаться. Берегись же, монах, чтобы все, что многим трудом собрал, в одну минуту не потерять и самого себя не погубить. Столпы чудотворцы падают, как видим в истории, чего же ожидать тростям сокрушенным? Берегись же, возлюбленный, женщины, да не сожжешься.
-
Вспоминай часто смерть, Страшный Суд Христов, геенну и царствие небесное. А особенно тогда к этим пунктам обращай мысль твою, когда похотью ко греху искушаешься, обращай и проси помощи у Господа. Ибо без Него наше старание бессильно. «Память геенны, – говорит святой Иоанн Златоуст, – не допустит впасть в геенну».
-
Когда какой-либо злой помысл находит, то тотчас отгоняй его и на помощь призывай Господа, говоря: «Господи, помози мне!» Убивай младенца злого, чтобы он не возрос и не укрепился и не убил тебя самого. Старайся всегда быть победителем, а не побежденным. Будь добрым борцом и противься врагу, а не будь у него в подданстве. Господь да поможет тебе.
-
О людях, а особенно о властях и высоких лицах берегись говорить, чтобы не впасть в грех осуждения и клеветы.
-
Чужие пороки и грехи испытывать берегись, ибо это ведет человека к осуждению и клевете. Смотри на самого себя и познавай себя, то есть свои страсти и грехи, и очищай их покаянием и молитвой.
-
Брата своего, то есть другого монаха и всякого человека крайне берегись обидеть и укорить: ты-де такой и сякой человек, ты плут, мот и прочее. Ибо это тяжкий грех. Помни, что и сам ты грешник, такой же, как и он, а может быть, он и лучше тебя. К тому же не знаешь, что с ним и с тобой утро сделает, ибо бывает, что добрый развращается, а злой исправляется. Каждый падает, если его Бог не укрепит: не можем стоять без помощи Божией.
-
Если кто тебя обидит, не держи на него гнева, но прости его тотчас и молись о нем Богу, дабы и Бог ему простил, и хотя сердце твое не хочет этого, ты его преклоняй к этому и убеждай, и молись Господу, чтобы Он помогал тебе самого себя победить, а плотское мудрование умертвить (см.: Рим 8:7,13). Трудно это, но требуется от христианина, а особенно от монаха. Надобно простить ближнему, если сам хочешь получить прощение от Бога. Прости, и тебе будет прощено, а если ты не простишь, то и тебе не будет прощено.
-
На всякого христианина, но особенно в монастыре уединенного, находит скука, уныние, печаль и тоска. В таком случае должно обратиться к рассуждению о вечности, царствии небесном, муке вечной и прочем. Такое рассуждение всякое уныние и суету прогоняет. Также должно молиться, воздыхать и петь песни духовные, и так печаль и скуку победишь. Если унынию и скуке будешь поддаваться, то еще большее уныние на тебя восстанет и со стыдом изгонит тебя из монастыря. А если будешь против него стоять и побеждать предписанным образом, то всегда после победы последует радость, утешение и большая духовная крепость. Всегда у подвизающихся бывает попеременно то печаль, то радость. И как после непогоды бывает приятное солнце, так после искушения и печали сладкое бывает нам утешение.
Таково учение святителя Тихона Задонского о том как исполнить монашеские обеты, в самом крупном своем сочинении «Об истинном христианстве» он учит о том, что одев мантию, рясу, наперсный крест мы можем оказаться ложными христианами, и даже причащаясь и ходя в храм, оказаться вне Церкви, пленниками дьявола. Страшно: не находимся ли мы вместе с еретиками и раскольниками вне Церкви Христовой, испытывать себя учит нас святитель: в вере ли мы, в Церкви ли мы? Таково было основное попечение святителя Тихона о наших душах: чтобы христианин был истинным христианином, а монах – истинным монахом и все мы достигли спасения.