Что такое монастырь по учению святых отцов? Святой Иоанн Лествичник называет его духовною врачебницею: человек, поступивший в обитель, ищет себе исцеления от страстей, полного обновления духа благодатию Божией и духовного воскресения.
Всего 30 лет назад в нашей Церкви было 19 монастырей, и сегодня Милостью Божией их более 900. Такое бурное развитие монашества говорит о том, что русские люди тянутся к духовной жизни, у них есть в ней потребность.
Нынешние монастыри – это новые монастыри, с новым уставом и традициями, но основанные на традициях и учении святоотеческом. Идеалы монашеской жизни в современном веке остались теми же, что и прежде. Дух Божий так же, как и в древние времена, действует в Церкви. Об отличиях преподобный Серафим Саровский сказал, что монахи нового времени не ведут такой жизни, как их предшественники, потому что не имеют решимости подвизаться. Можно также сказать и об утрате духовно-нравственных ориентиров в наши дни. Люди приходят в монастырь из того общества, в котором они воспитывались и живут. Многие из них нравственно искалечены, не имеют никаких понятий не только о Православии, но и о нормальной жизни вообще. 70-летний период атеизма в нашем государстве, конечно же, не мог пройти бесследно как для всей Церкви, так и для монашества.
В настоящее время понятие о ценностях становится все более и более неопределенным в сознании большинства людей. Восприятие Слова Божия становится все слабее, научение по книгам уходит в прошлое; в потоке информации, поступающей по многочисленным каналам современной связи, человек теряет сам себя, и только великая благодать Божия способна обратить душу на путь покаяния.
Суть монашеской жизни во все века, несмотря на меняющиеся обстоятельства, всегда остается одинаковой. Это жертвенное служение Богу и ближнему. От того, насколько мы сумеем сохранить его применительно к тем условиям, в которые поставил нас Господь сегодня, и зависит возрождение подлинного монашества.
Важнейшим аспектом внутреннего уклада монастырской жизни является его молитвенная жизнь. Нужно понимать, что перед нами, современными монашествующими, стоит задача: возвращение к святоотеческому учению об умном делании и очищении сердца. Без этого монашество теряет свою сущность, свое лицо, становясь институтом неопределенного назначения.
Нужно честно признаться, что возрождение монашества, наблюдавшееся в последние годы, сегодня во многих монастырях пошло на спад. В обители уже не приходит столько послушников, как прежде. Привычка к комфортной жизни и искаженное понимание свободы, привитое современным воспитанием, формирует людей расслабленных, вялых, в то время как прежде люди с детства были привычны к тяжелому физическому труду и воспитывались в духе безусловного послушания старшим. Для них не представляло сложности пойти по монашескому пути, тогда как сейчас жизнь в монастыре – это нечто совершенно противоположное тому, к чему с малых лет привыкают в миру молодые люди. Многим из них трудно принять окончательное решение: оставаться им в монастыре или уйти в мир. Они приходят и снова уходят, точно так же они не могут решиться и на жизнь в браке.Сегодня, когда христианство находится под натиском безбожного мира, когда сомнения обуревают юные души, не имеющие опоры в обычаях благочестия, святость и чистота монашеского жития должны стать тем маяком, к которому будут стремиться все плавающие в море житейском: и те, кто в Церкви, и те, кто только на подходе к ней.
Монахи всегда были очень чувствительны к нуждам людей, будь это отдельная личность или все общество. Церковное предание, история Церкви свидетельствуют о том, что монашество, несмотря на то, что оно отделено от мира, не относилось никогда безучастно к проблемам современного общества.
Каждый монастырь сегодня призван к миссионерскому служению. Хотя, конечно, монаху очень хорошо жить в уединении на лоне природы, но нынешнее время призывает нас всех быть миссионерами. Всё в монастырях делается по послушанию и любви к Богу и ближнему.
Помимо того, что при многих монастырях существуют приюты и гимназии, цель существования православных монастырей более широкая, и монастыри, в некоторой степени, представляют собой огласительные училища благочестия.
Сегодня жизнь многих монастырей сопряжена с массовым притоком паломников. Добродетель гостеприимства всегда была присуща православному монашеству. В наше время, конечно, утешительно видеть множество людей из самых разных слоев общества, которые посещают монастыри, и духовно-просветительская деятельность наших монастырей, несомненно, имеет важное значение. Но прежде всего в монастыре должны быть созданы условия для полноценной духовной жизни.
Наш век, который называют веком информационных технологий, диктует свои условия жизни. Как монаху сочетать эти условия со своей главной целью – поиском Христа, Небесного Царства? Этот вопрос и побуждает задуматься над необходимостью правильного, рассудительного использования средств современной цивилизации. Схиархимандрит Ефрем, настоятель Ватопедского монастыря, об интернете говорит: «Это как нож – ножом можно и хлеб резать, а можно людей». То есть сами по себе средства технического прогресса не хороши и не плохи, важно, с какой целью мы ими пользуемся.
Потребности человека меняются в зависимости от места и времени его жизни, поэтому их нельзя определить раз и навсегда, как определяются догматы. Тем не менее, и на потребности нужно смотреть с духовной, а не только с практической точки зрения.
Говоря о духовном развитии современного монашества, можно сказать, что основой духовной жизни монаха, фундаментом возрастания в добродетелях, как и в прежние времена, по мысли отцов Церкви, является послушание. Подражание Христу в послушании делает человека «Его сонаследником» и «великим перед Богом». Невозможно монашество без послушания, смирения, отвержения себя и готовности нести скорби. Сегодня мы не переносим тех лишений, которые терпели подвижники древности: мы сладко едим, мягко спим, у нас есть бытовые удобства, вокруг нас много людей, мы не живем в пустыне. Тем не менее, все то, что упомянуто в монашеских обетах, – терпение скорбей, гонений, испытаний, искушений – Господь дает каждому человеку, желающему идти монашеским путем. Терпение скорбей, особенно душевных, восполняет всё, что не дано нам обстоятельствами нашей сегодняшней жизни.
Послушание только тогда является добродетелью, а не просто дисциплиной, когда бывает результатом свободного выбора и вытекает из любви и уважения послушника к своему духовному наставнику, который заботится о нем, берет на себя его немощи и несет ответственность за душу, находящуюся у него в послушании.
Прежде всего, школой послушания является монастырский устав. Сердечное принятие устава как принципа монашеской жизни, познание смысла уставных норм и правил, богослужения и молитвы помогает монаху стяжать добродетель послушания, выводит его из мира страстей и вводит в жизнь по закону свободы и любви. В условиях нашего времени, когда немного осталось живых носителей предания, соблюдение устава приобретает особое значение.
Монашество и сегодня остается неотъемлемой частью церковной жизни. Множество самых трудных и необходимых церковных послушаний исполняется монахами и монахинями. Устроение монашеской жизни не происходит сразу, и на это потребуется, возможно, жизнь не одного поколения. Во многом решение первостепенных задач зависит от игуменов/игумений монастырей, их духовного опыта, возрастания в молитвенном делании, стремления к воплощению в жизнь основных монашеских принципов.
Воздадим славу Господу и Пречистой Его Матери за великий дар – монашеское житие, за то, что несмотря на множество искушений и соблазнов, в обители продолжают притекать души, возлюбившие Христа.