Я еще ни разу в жизни не пожалел о сделанном мною выборе

Епископ Воскресенский Савва

Монолог наместника монастыря

Хотите увидеть XVII век в Москве – приходите в Новоспасский монастырь. Древняя обитель первопрестольного града меняла свое местоположение, оттого и получила нынешнее название – Спаса на Новом. Современный ориентир – метро «Пролетарская». Колокольня монастыря – одна из самых высоких в столице, вторая после Ивана Великого. Вторым по величине после Успенского Патриаршего собора в Кремле является и главный храм обители – Преображенский собор. В настоящее время монастырь с многовековой историей управляется одним из самых молодых наместников. Епископ Воскресенский Савва, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, рассказывает о жизни Новоспасского монастыря и немного о себе.

...Обитель открыта на протяжении всего дня, и каждый человек может зайти. Хотелось бы, чтобы приходящий чувствовал, что он попадает в немного другой мир, где свои порядки. Русская пословица говорит: не ходи со своим уставом в чужой монастырь. Но многие про эту народную мудрость забывают, монастырь для них ничем не отличается от улицы... И все же, если человек зашел, пусть иногда в не самом должном виде, − особенно это относится к женщинам − он все же идет в храм, что-то его влечет. Он смотрит на иконы. Придя однажды в храм, он может вернуться. И Господь ему укажет его дорогу. А нам приходится смиряться, и не обличать со строгостью и нетерпением некоторые недостатки, а с любовью объяснять, что в нашем понимании нехорошо.

У обители нет выходных. Мне трудно представить ситуацию, когда человек хочет прийти в обитель, в храм, а он закрыт. Особенно это невозможно в Москве. Летом наш монастырь посещает огромное количество богомольцев и паломников − это центр столицы, и иногда от людей устаешь. Устает и братия, которая подвизается в обители. Поэтому на ночь монастырь, конечно, закрывается. Нужны минуты тишины и уединения, сосредоточенной тихой молитвы, ведь это главное послушание монахов.

Богослужебный день у нас начинается с 7 часов утра. Братский молебен, утренние молитвы, полунощница. Божественная литургия, молебен перед иконой Божией Матери «Всецарица»...

У всех есть свое послушание: малое, большое или великое. Те, кто исповедует, остаются исповедовать, кто читает – читают. Те, кто несет послушание в трапезной, идут в трапезную, кто несет послушание в свечной, идут в свечную.
Братии у нас немного, большей частью уже преклонного возраста, некоторые болеют. Так что около трети монахов у нас нетрудоспособные, но они могут совершать богослужение и молиться. И слава Богу, что могут. А остальные – сотрудники, рабочие.

В монастырь люди приходят по разным причинам, но остаются только те, кого Господь Сам призвал и привел. Чем сегодня отличается христианин от остальных людей? Если у него нет долготерпения, кротости, радости, простоты и особенно смирения, это означает, что он ничего не понял о жизни во Христе. О жизни, которая обновляет, преображает и облагораживает человека даже под гнетом ежедневных трудностей. А трудностей везде достаточно: и в миру, и в монастыре. Надо многое успеть, мы все время торопимся. И иногда не хватает на все времени. У архиерея тоже многочисленные послушания. И я учусь гармонично сочетать монашество и административное руководство.

Монашествующие, условно говоря, разделяются на два вида. Есть монашеская участь, так сказать, созерцательная. Такой монах занимается, в основном, молитвой − в келье и за богослужением в храме, старается быть один и выполняет послушание. А есть у нас деятельные монашествующие, которые вместе с молитвой занимаются административно-хозяйственной деятельностью. Те, кто имеют к этому способность. То есть это тоже своего рода послушание и подвиг. И знаете, деятельные и созерцательные – они друг друга дополняют...

Иногда бывает очень трудно. Но Господь всегда подает силы. Порой я думаю, что можно сделать какое-то послабление, чтобы сосредоточиться на работе; но без храма, служб, молитвы и дела не делаются. Надо все учесть и совместить. Поэтому молитва и труд – это два весла лодки, в которой движется жизнь каждого монаха.

Я еще ни разу в жизни не пожалел о сделанном мною выборе. Господь меня избавляет от такого искушения, как сожаления о мирской жизни. Мне монашеская жизнь нравится, потому что смысл моей жизни в ней. Обычно все, кто приходит в монастырь, не сиюминутно написали прошение, и их зачислили. Это долгий процесс. Некоторые по восемь лет определялись, некоторые по три года, но каждый, прежде чем вступить в монастырскую братию, сначала поживет, посмотрит. Понравилось? Ладно, еще поживи. Потом послушником побудь, потом иноком стань. То есть, у человека есть возможность за несколько лет определиться. Некоторые поживут месяц, и всё – понимают, что это им не подходит. И уходят. Здесь я не вижу ничего страшного. Это нормальное явление, когда человек решает: для него это или не для него. У каждого есть право выбора, у каждого есть свобода, которую не нарушал сам Господь Иисус Христос.

История Новоспасского монастыря неразрывно связана с историей России. Многие выдающиеся люди были здесь, здесь подвизались, здесь молились, здесь погребены. Настоятелем Новоспасского монастыря был архимандрит Никон, будущий Патриарх. Мне очень интересна его личность, его сила, его дух. Это был могучий человек как по внешнему облику, так и по размаху мысли. Именно он принял огромное участие в устройстве алтаря нашего Преображенского собора. И этот большой алтарь, где мне так нравится служить, считается неким эталоном.

19 августа в нашем монастыре – престольный праздник. Братия и наши помощники полагают много сил для благоукрашения Новоспасской обители. У нас создан огромный приход. И мне радостно, что в Великий Четверг за поздней Литургией причащается около семисот человек. У нас есть силы, чтобы молиться и работать. И стараться не унывать. Я за все благодарю Бога. Он – Альфа и Омега. Когда мы живем в Боге, то все мы едино. И эта тайна дает нам силу жить и ничего не бояться, кроме одного – быть неугодными Богу.

Фото: Сайт Новоспасского ставропигиального мужского монастыря


Материалы по теме

Публикации