Продлите радость Рождества!

Епископ Воскресенский Савва

С наступлением первых дней зимы все мы, независимо от возраста, с волнением начинаем ждать великого события — Рождества Христова. Святая ночь все ближе, кое-где уже можно поклониться Младенцу Христу перед вертепом и, подобно волхвам, подумать, готовы ли мы к встрече с Ним? Какими будут наши дары? О празднике Рождества Христова мы беседуем с епископом Воскресенским Саввой, наместником Новоспасского ставропигиального монастыря в Москве.

В дни Рождества во всех храмах звучат слова «С нами Бог!» – и это, наверное, самая большая радость. Он пришел в этот мир, чтобы быть с нами, с каждым из нас. И когда чувствуешь, что Христос родился именно для тебя, то жизнь наполняется светом и радостью, несмотря ни на какие перипетии, болезни и страдания. И сколько бы ни прошло времени на этой земле, Его рождение навсегда останется основой истории человечества. Летоисчисление ведется от времени Рождения Христа.

Ощущением радости бывает наполнена Рождественская служба. Церковь нередко ассоциируются у людей с печалью: здесь учат страдать, смиряться, терпеть, но Церковь – это прежде всего радость бытия, радость вечной жизни. Христианство – религия оптимистов, она вся наполнена радостью. Надо только это почувствовать... В послании апостола Павла есть такие слова: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4).

Надо учиться ценить каждое мгновение жизни, дарованной Богом, и тогда радости будет еще больше. Мы не умеем видеть радость в солнечном дне, во встрече с людьми, в самой возможности ходить в храм. В жизни много радости, только надо уметь ее ощущать и творить.

- По прошествии веков люди ищут ответ на вопрос: для чего родился Спаситель? Неужели только для того, чтобы быть распятым?

- Спаситель принес людям заповедь любви. Он учил любить ближних. Был рожден в убогой пещере, потому что пришел в мир не как царь, покоритель и властелин. Он пришел не унизить, а возвысить человека. Собственным примером Он показал, что любовь все покрывает. Голгофа – это завершение Его пути, пути любви Богочеловека к Своему творению.

- Владыка, каким Вы запомнили Рождество в детстве?

- Рождество для меня – это, конечно же, снег, зима, дорога в храм и ощущение чего-то великого и таинственного. В церковь меня водила бабушка. Мы ходили тогда в валенках. На улице холодно, а в храме тепло, радостно.

Рождество всегда возвращает нас в детство, и детское восприятие великого праздника остается на всю жизнь. Бывает, взгрустнется вдруг, но вспомнишь этот путь в зимний храм, и зазвенит в душе рождественский колокольчик. И только воспоминания уводят к тем людям, которых уже нет на земле, но которые по-прежнему живут в твоем сердце и живы у Бога. Именно они вели тебя к Рождеству по тому самому пути, который, кстати сказать, никому не обещает быть легким. И все же это путь радости. В нем огромный труд человеческой души.

- В Евангелии сказано: «Будьте как дети». Рождество всегда считалось самым главным праздником детства. Что значит быть как дети?

- Радоваться. Радоваться всему. Искренне и бесхитростно воспринимать все происходящее.

- А как сохранить эту радость после праздника? Ведь Рождество заканчивается, наступают будни...

- Это самое сложное. Радость – это состояние души, мы радуемся светлому и великому событию, но, чтобы сохранить радость, нужен подвиг. Например, подвиг неосуждения. Когда не судишь никого – радостно. Как-то один человек рассказал мне, что постоянно находится в состоянии огорчения. Я спросил, есть ли у него проблемы дома или на работе? Он признался, что часто попадает в конфликтные ситуации. «А ты постарайся никого не осуждать», – посоветовал я ему. Человек был разочарован: он думал, что надо будет предпринять нечто грандиозное – отправиться по святым местам или таблетки дорогие приобрести... Мы часто мечтаем о чем-то масштабном и не замечаем простых вещей. «Это так просто», – был его ответ. «Просто? А ты попробуй. Хотя бы неделю проживи, никого не осуждая», – посоветовал я ему.

Через три дня он сказал мне: «Это невозможно! Я поражен... С самого утра я гоню все мысли, телефон отключил... Но проходит час – два, и я все равно начинаю о ком-нибудь думать плохо». В состоянии «вне осуждения» он продержался полдня. На душе было очень хорошо, но потом он вышел из дома, зазвонил телефон... И он почувствовал, как потерял эту радость.

Попробуйте пожить в мире со всеми. Вы скажете, что это невозможно, этого никак нельзя осуществить, но ведь все подвижники жили в реальности мира, и даже тогда, когда старались уйти от него, мир сам приходил к ним, чтобы учиться радости и любви. Попробуйте не осуждать – и ваша рождественская радость продлится.

- Владыка, Вы наместник ставропигиального монастыря и еще возглавляете викариатство, куда вошли все храмы новых территорий столицы. Как встретят Рождество приходы на территории Новой Москвы?

- Священнослужители и общины каждого храма новых территорий Москвы готовятся не только к рождественским богослужениям, но и к праздничным мероприятиям в воскресных школах и социальных учреждениях.

Порадовали первые Московские общеобразовательные Рождественские чтения, проходившие в Троицке. Мы прославляли преподобного Сергия Радонежского, которому посвящены в этом году Чтения, заслушав замечательные доклады и исторические сообщения. Весьма символично, что Рождественские чтения для новых территорий столицы собирались здесь, в Троицке, который посвящён имени Святой Троицы.

- А сколько храмов в Новой Москве?

- В викариатстве новых территорий Москвы 54 прихода, 62 священнослужителя, один женский монастырь — Зосимова пустынь. Состоит наше викариатство из трех благочиний: Одигитриевское — это бывший Наро-Фоминский округ, Ильинское — бывший Видновский округ, Никольское — бывший Подольский округ, точнее та его часть, которая перешла к Москве.

- Хватает ли жителям новых территорий Москвы этого количества храмов?

- Здесь проживает около 250 тысяч человек. И пока еще число приходов в какой-то мере соответствует количеству населения. Но ведь некоторые из них находятся в отдаленных селах, хотя теперь это уже Москва. Есть, например, храм вместимостью 300 человек в поселке с пятитысячным населением.

То есть некое несоответствие между количеством людей и вместимостью храмов все же присутствует. Поэтому мы поднимаем вопросы о новом строительстве. В поселке Киевском уже намечены два участка под строительство храмов.

В поселке Московском, где проживают несколько тысяч человек, тоже планируется строительство. Но все это, конечно же, требует времени и затрат.

Беседовала Юлия Стихарева


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь