Продлите радость Рождества!

Епископ Воскресенский Савва

С наступлением первых дней зимы все мы, независимо от возраста, с волнением начинаем ждать великого события — Рождества Христова. Святая ночь все ближе, кое-где уже можно поклониться Младенцу Христу перед вертепом и, подобно волхвам, подумать, готовы ли мы к встрече с Ним? Какими будут наши дары? О празднике Рождества Христова мы беседуем с епископом Воскресенским Саввой, наместником Новоспасского ставропигиального монастыря в Москве.

В дни Рождества во всех храмах звучат слова «С нами Бог!» – и это, наверное, самая большая радость. Он пришел в этот мир, чтобы быть с нами, с каждым из нас. И когда чувствуешь, что Христос родился именно для тебя, то жизнь наполняется светом и радостью, несмотря ни на какие перипетии, болезни и страдания. И сколько бы ни прошло времени на этой земле, Его рождение навсегда останется основой истории человечества. Летоисчисление ведется от времени Рождения Христа.

Ощущением радости бывает наполнена Рождественская служба. Церковь нередко ассоциируются у людей с печалью: здесь учат страдать, смиряться, терпеть, но Церковь – это прежде всего радость бытия, радость вечной жизни. Христианство – религия оптимистов, она вся наполнена радостью. Надо только это почувствовать... В послании апостола Павла есть такие слова: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4).

Надо учиться ценить каждое мгновение жизни, дарованной Богом, и тогда радости будет еще больше. Мы не умеем видеть радость в солнечном дне, во встрече с людьми, в самой возможности ходить в храм. В жизни много радости, только надо уметь ее ощущать и творить.

- По прошествии веков люди ищут ответ на вопрос: для чего родился Спаситель? Неужели только для того, чтобы быть распятым?

- Спаситель принес людям заповедь любви. Он учил любить ближних. Был рожден в убогой пещере, потому что пришел в мир не как царь, покоритель и властелин. Он пришел не унизить, а возвысить человека. Собственным примером Он показал, что любовь все покрывает. Голгофа – это завершение Его пути, пути любви Богочеловека к Своему творению.

- Владыка, каким Вы запомнили Рождество в детстве?

- Рождество для меня – это, конечно же, снег, зима, дорога в храм и ощущение чего-то великого и таинственного. В церковь меня водила бабушка. Мы ходили тогда в валенках. На улице холодно, а в храме тепло, радостно.

Рождество всегда возвращает нас в детство, и детское восприятие великого праздника остается на всю жизнь. Бывает, взгрустнется вдруг, но вспомнишь этот путь в зимний храм, и зазвенит в душе рождественский колокольчик. И только воспоминания уводят к тем людям, которых уже нет на земле, но которые по-прежнему живут в твоем сердце и живы у Бога. Именно они вели тебя к Рождеству по тому самому пути, который, кстати сказать, никому не обещает быть легким. И все же это путь радости. В нем огромный труд человеческой души.

- В Евангелии сказано: «Будьте как дети». Рождество всегда считалось самым главным праздником детства. Что значит быть как дети?

- Радоваться. Радоваться всему. Искренне и бесхитростно воспринимать все происходящее.

- А как сохранить эту радость после праздника? Ведь Рождество заканчивается, наступают будни...

- Это самое сложное. Радость – это состояние души, мы радуемся светлому и великому событию, но, чтобы сохранить радость, нужен подвиг. Например, подвиг неосуждения. Когда не судишь никого – радостно. Как-то один человек рассказал мне, что постоянно находится в состоянии огорчения. Я спросил, есть ли у него проблемы дома или на работе? Он признался, что часто попадает в конфликтные ситуации. «А ты постарайся никого не осуждать», – посоветовал я ему. Человек был разочарован: он думал, что надо будет предпринять нечто грандиозное – отправиться по святым местам или таблетки дорогие приобрести... Мы часто мечтаем о чем-то масштабном и не замечаем простых вещей. «Это так просто», – был его ответ. «Просто? А ты попробуй. Хотя бы неделю проживи, никого не осуждая», – посоветовал я ему.

Через три дня он сказал мне: «Это невозможно! Я поражен... С самого утра я гоню все мысли, телефон отключил... Но проходит час – два, и я все равно начинаю о ком-нибудь думать плохо». В состоянии «вне осуждения» он продержался полдня. На душе было очень хорошо, но потом он вышел из дома, зазвонил телефон... И он почувствовал, как потерял эту радость.

Попробуйте пожить в мире со всеми. Вы скажете, что это невозможно, этого никак нельзя осуществить, но ведь все подвижники жили в реальности мира, и даже тогда, когда старались уйти от него, мир сам приходил к ним, чтобы учиться радости и любви. Попробуйте не осуждать – и ваша рождественская радость продлится.

- Владыка, Вы наместник ставропигиального монастыря и еще возглавляете викариатство, куда вошли все храмы новых территорий столицы. Как встретят Рождество приходы на территории Новой Москвы?

- Священнослужители и общины каждого храма новых территорий Москвы готовятся не только к рождественским богослужениям, но и к праздничным мероприятиям в воскресных школах и социальных учреждениях.

Порадовали первые Московские общеобразовательные Рождественские чтения, проходившие в Троицке. Мы прославляли преподобного Сергия Радонежского, которому посвящены в этом году Чтения, заслушав замечательные доклады и исторические сообщения. Весьма символично, что Рождественские чтения для новых территорий столицы собирались здесь, в Троицке, который посвящён имени Святой Троицы.

- А сколько храмов в Новой Москве?

- В викариатстве новых территорий Москвы 54 прихода, 62 священнослужителя, один женский монастырь — Зосимова пустынь. Состоит наше викариатство из трех благочиний: Одигитриевское — это бывший Наро-Фоминский округ, Ильинское — бывший Видновский округ, Никольское — бывший Подольский округ, точнее та его часть, которая перешла к Москве.

- Хватает ли жителям новых территорий Москвы этого количества храмов?

- Здесь проживает около 250 тысяч человек. И пока еще число приходов в какой-то мере соответствует количеству населения. Но ведь некоторые из них находятся в отдаленных селах, хотя теперь это уже Москва. Есть, например, храм вместимостью 300 человек в поселке с пятитысячным населением.

То есть некое несоответствие между количеством людей и вместимостью храмов все же присутствует. Поэтому мы поднимаем вопросы о новом строительстве. В поселке Киевском уже намечены два участка под строительство храмов.

В поселке Московском, где проживают несколько тысяч человек, тоже планируется строительство. Но все это, конечно же, требует времени и затрат.

Беседовала Юлия Стихарева


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Игумения Тамара (Гончаренко)
Игумения Серафима (Бубёнова)
Монахиня Сергия (Каламкарова)
Игумения Даниила (Севериненко)
Игумения Тамара (Гончаренко)
Игумения Серафима (Бубёнова)
Монахиня Сергия (Каламкарова)
Игумения Даниила (Севериненко)
Пензенский Троицкий женский монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Макарьева пустынь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Сурский Иоанновский женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь