Накануне дня Ангела

Епископ Воскресенский Савва

18 декабря Русская Православная Церковь празднует память преподобного Саввы Освященного, который является Небесным покровителем наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы епископа Воскресенского Саввы. 

Мы предлагаем вашему вниманию рассказ Владыки о своем пути к монашеству, наших небесных заступниках и о том, как выбирать имена для детей.

– Владыка, как Вы приняли решение посвятить свою жизнь служению Богу и принять монашество?

– Я принял постриг в 21 год. Стать монахом хотел еще в семинарии, даже пошел за советом на исповедь к духовнику архимандриту Илариону. Но когда понес прошение ректору и уже вошел в приемную, что-то меня остановило: я испугался и решил повременить с этим решением.

После выпуска меня по распределению направили в распоряжение митрополита Рязанского и Касимовского Симона: назначили преподавателем Литургики и гомилетики в Рязанское Духовное училище и одновременно секретарем-референтом митрополита Симона. Владыка и помог мне утвердиться в решении принять постриг.

– То есть Вы даже не размышляли о том, что Вам ближе – семейная жизнь или монашество?

– После семинарии я даже не думал о том, что необходимо что-то решать. Появилось столько забот – хлопоты по училищу плюс работа секретаря, – так что думать было некогда. Определиться помог случай. Однажды я помогал митрополиту Симону надевать обувь и он спросил: «Александр Евгеньевич, когда Вы будете монашество принимать?» И я как-то не раздумывая ответил: «Как благословите». Владыка сказал: «Завтра». Но у меня не было ни клобука, ни рясы, а только подрясник. Владыка Симон позвонил наместнику Троицкого рязанского монастыря и спросил, сколько нужно времени, чтобы все это пошить. Ответили, что неделя. И ровно через неделю, 27 ноября 2001 года, владыка Симон постриг меня в мантию в Иоанно-Богословском храме при Рязанском Духовном училище с именем Савва в честь преподобного Саввы Освященного.

– Как переживается сам постриг?

– Когда ползешь к алтарю (согласно чинопоследованию пострига в мантию готовящиеся к постригу облачаются в белые длинные рубахи (хитоны) и ползут от притвора храма к алтарю – Прим. ред.), не слышишь ничего, кроме стука своего сердца. Сердце стучало очень сильно, и было ощущение, что оно ударялось об пол, словно я по полу полз сердцем и даже слышал эхо от ударов. В алтаре по велению Владыки я провел одну ночь, потому что, когда я принимал постриг, у нас не было монахов, которые могли бы за мной смотреть. Студенты помогли мне прочитать правило, кафизмы, Псалтирь. Всю ночь я молился, как положено, утром причастился, и меня отвели в келию. Со дня пострига я ни разу не пожалел, что стал монахом.

– Почему Вам дали при постриге имя Савва?

– Владыка Симон предложил тянуть жребий. На одной записке было написано имя, которое предложил сам Владыка в честь преподобного Иоанна Дамаскина, а на другой – предложенное мною в честь преподобного Саввы Освященного. Это имя было у нашего инспектора в Московской Духовной семинарии архимандрита Саввы. К тому же я был благочинным храмов Рязанского училища и моя должность в чем-то соотносилась с жизнью преподобного Саввы, автора Типикона.

Эти две записки вложил в требное Евангелие мой восприемник архимандрит Андрей (Крехов). Когда пришло время называть имя, Владыка мне открыл Евангелие, я выбрал одну из записок, отдал ему и в положенный момент он открыл ее и прочитал: «Брат наш Савва постригает власы главы своея».

– Владыка, чувствуете ли Вы по­мощь своего Небесного заступника в Ваших делах, в жизни?

– Наверное, каждый человек, ощу­щающий себя христианином, не мо­жет не чувствовать покровительства Божиего в тех или иных случаях, об­стоятельствах. Оно может выражаться по-разному. Ведь каждому человеку при Крещении Господь дает Ангела-хранителя, который и сопровождает нас по жизни. Сопровождает настоль­ко, насколько мы это ему позволяем, насколько хотим этого сами. А имена, которые в честь святых даются нам при Кре­щении, еще и ко многому обязывают человека: хотя бы элементарно знать житие и почитать того, чье имя мы носим. Мы, конечно, понимаем, что достичь его святости невозможно простыми человеческими усилиями, но хотя бы в чем-то подражать, в чем-то соответс­твовать своему Небесному покровителю необходимо.

Мы знаем подвижников, которые в юности вели один образ жизни, а становясь взрослыми или более зрелыми людьми, кардинально ме­няли свои взгляды и жизнь. Есть множество святых, которые по своему происхождению или воспи­танию были далеко не христиана­ми, но становились потом великими подвижниками, носителями явно христианского образа, которого, кстати, нам очень не хватает сегодня.

У Бога на самом деле, как говорится, всего много, но Он может что-то сделать, если только человек сам твердо уповает на Него, на Его помощь, Его заступ­ление. Поэтому мы и должны благо­дарить Господа за то, что Он дал нам при Крещении Ангела-хранителя, должны молиться и тем святым, име­на которых носим по благословению родителей или, как монашест­вующие, наставников.

–  Важно, что Вы это сказали, пото­му что многие родители, выбирая имя для ребенка, зачастую ориентируют­ся совсем на иное: на его красоту, по­пулярность, моду. Есть мнение, что человек как бы воплощает в себе характер, обозначенный в имени, которое носит.

– Если бы мы повторяли черты характеров людей, имена которых носим после Святого Крещения, тог­да бы и Церковь наша была совсем иной, поскольку бы все стремились к святости.

Раньше был такой обычай, правило: день Ангела и день рождения у человека, практически, совпадали. Ребенок родился, и никто не задумы­вался над тем, какое имя ему дать. Родился в день святителя Николая – называли Николаем. Были распространены редкие сегодня, красивые имена: Прохор, Феодор, Трифон... Надо бы вспомнить, узнать хотя бы имена своих бабу­шек, дедушек, других предков, и вы увидите, какие это были удивительные и красивые имена. А сегодня мы огра­ничиваемся десятком мужских и женских имен, причем в одно время пользуемся одним набором, в другое – другим, в зависимости от моды. Была в России и еще одна хорошая традиция называть детей в честь бабушек и дедушек, сохраняя тем самым преемственность поко­лений.

– Но некоторые родители или родственники из суеверия как раз и боятся давать детям имена умерших предков.

– Это и в самом деле суеверие. В монастырях, напротив, существует традиция давать новому постриженнику имя кого-то из ушедших перед этим в мир иной монахов.

– Раньше было и так: новорож­денного приносили в церковь, и батюшка сам нарекал ему имя. Сейчас такое бывает?

–  Крайне редко, но и такие случаи тоже встречаются.

– Как нарекается имя священ­нослужителям?

– Имя меняют только монахам. В монашестве существуют три ступени, и имя может быть изменено три раза – это определяет постригающий: игумения, или настоятель монастыря, или правящий архиерей.

– Владыка, сейчас много детей крестят? Много ли взрослых прини­мают Православие? Есть ли такие данные по епархии?

– Данные, конечно, есть. Но они очень приблизительные. Я бы обратил внимание на другое: сей­час много, к сожалению, отпевают. Россия вымирает, нация исчезает с лица земли, и наконец-то об этом серьезно заговорило руководство страны. Вот где беда. А крестить – да, приходят и взрослые, и детей приносят – сейчас с этим, к счастью, проблем нет.

– Иногда родители, даже будучи крещеными, не стремятся крес­тить детей, мотивируя это тем, что, мол, ребенок вырастет и сам решит, делать это или нет...

– Тогда давайте говорить, что и учить ребенка не стоит. Вырастет – сам научится и читать, и писать. Я бы так ответил на это: чем раньше родители, бабушки, дедушки дадут направление человеку в жизни, тем легче будет и им самим. Ведь недаром же говорят, что характер ребенка формируется до семи лет, затем он приобретает более опре­деленные черты – вот и помогите вашему чаду! Чем раньше младенец узнает Богом установленные законы, тем лучше будет и для него самого, и для родителей. Ведь, к сожалению, раньше он начинает узнавать грех, разврат, и только потом – то, что есть в жизни и что-то иное, светлое, возвы­шенное.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий
Игумения София (Силина)
Епископ Городецкий и Ветлужский Августин
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»
Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий
Игумения София (Силина)
Епископ Городецкий и Ветлужский Августин
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»