RSS

Статьи

Нина Ставицкая
Спаситель на Тайной вечере увидел, как опечалились лица Его учеников после известия, что Ему надлежит и пострадать, и умереть, и в третий день воскреснуть, а затем совсем уйти от них. «Если бы вы Меня, действительно, любили, вы радовались бы, что Я иду к Отцу Моему, – сказал Христос, Победитель смерти. – Для вас же лучше, чтобы Я пошел к Отцу. Потому что Я приготовлю вам место, чтобы и вы были, где Я. Я пошлю вам от Отца Духа Утешителя, Который наставит вас на всякую истину» (ср.: Ин. 14, 28). Это возымело действие. В слове на Вознесение Господне наш любимый старец, приснопамятный архимандрит Иоанн (Крестьянкин), говорит, что теперь нам становится понятна радость апостолов, расстававшихся со своим Божественным Учителем надолго – до Второго Его пришествия. «Вознесение – это праздник разлуки… Но какая разлука!» – восклицает отец Иоанн. И продолжает: «Своим Вознесением на небо Сын Божий открыл нам путь в небесные обители».
22 Мая 2020
22 мая православные христиане отмечают день перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар (1087). Святитель Николай – один из самых почитаемых и любимых во всем мире святых. С молитвами к нему обращаются верующие и неверующие, православные и католики, даже мусульмане и буддисты почитают его. Паломники, желающие поклониться святителю Николаю, стремятся посетить два места на планете – турецкий город Демре (почти тысячу лет назад в этих местах находился ликийский город Миры, где епископом на протяжении сорока лет был святитель Николай) и итальянский город Бари (Бар), где сегодня в базилике святого Николая находится гробница с его мощами. «Монастырский вестник» решил отметить дату перенесения мощей святителя рассказом о знаменитой картине великого русского художника Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», которая была написана по заказу игумении Николаевского женского монастыря в селе Стрелечье Харьковского уезда. Промыслительно шедевр вдохновил двух российских императоров создать Русский Музей в Санкт-Петербурге.
О старцах Псково-Печерского монастыря
Старчество как основание монашеской жизни, старческое окормление как самый верный путь спасения для инока – к этим темам у монахов никогда не угаснет интерес. Духовное водительство установлено примером Самого Господа, взаимоотношениями Христа и первых Его учеников. Доныне нет единого мнения о том, сохранилась ли монашеская традиция в минувший век богоборчества и гонений, но не единожды уже замечено: присутствие старцев в Церкви является бесспорным залогом того, что эта традиция не будет утрачена. Живое предание о великих старцах «советской эпохи» составляется сейчас, на наших глазах. Наверное, в какой-то своей части оно уже неизбежно обросло мифами, но тем более ценны воспоминания тех, кто повседневно близко общался с этими удивительными людьми, главными качествами которых были любовь и смирение. Дорогие крупицы таких воспоминаний о приснопамятном архимандрите Иоанне (Крестьянкине), чей столетний юбилей мы недавно отметили, о других старцах Псково-Печерского монастыря предлагаем сегодня вниманию наших читателей
Лариса Логвиненко
«Если ты монах – иди в горы», – говорил Арсений Великий. Монашество имеет своей колыбелью горы Синая и Фиваиды, Ливана и Мертвого Моря. Красота гор – особая, она не привносит в душу смятение страстей, а скорее рождает возвышенные чувства благодарности Творцу за места, где царствует гармония, где соединяется временное и вечное… Кавказ – достойный приемник древних пустынников Ближнего Востока. История отшельников, скитов, монастырей Кавказских гор сохранила немало примеров святой жизни. Христианство на этой земле возникло еще до Крещения Руси, о чем напоминают нам сегодня древние храмы, построенные здесь византийскими зодчими. Увидеть их и побывать в этих местах – это всё равно, что прикоснуться к вечности там, где начинается территория Неба.
Священник Владимир Русин
Время, когда богоборческая власть предъявляла Церкви самые нелепые обвинения, по историческим меркам не так уж далеко отстоит от дня сегодняшнего. А взывающий к совести священнослужитель, монах во все времена способен спровоцировать агрессию в очерствевшем сердце. Историй, подобной той, которую предлагает читателям «Монастырского вестника» священник Владимир Русин, председатель Историко-архивной комиссии по изучению материалов репрессированных священно-, церковнослужителей Курской епархии, наверняка немало можно найти, как в архивных документах, так и в народной памяти наших соотечественников. Но тем бережнее надлежит нам относиться к тому хрупкому миру, в котором сподобил жить Господь. Ведь, как тогда, так и теперь, люди Церкви представляют непреходящую «опасность» для безбожников уже самим фактом своего существования. И этот невероятный, с точки зрения здравого смысла, рассказ – лишь еще одно напоминание о том, что злость, в основе которой всегда лежат духовные причины, может находить самые разные поводы для своего проявления, особенно если наделена властными полномочиями.
Нина Ставицкая
Ежегодно 13 мая в ряде российских обителей проходили многолюдные празднества дня памяти святителя Игнатия (Брянчанинова), собиравшие архипастырей и пастырей, прихожан и паломников. Так было в Свято-Введенском Толгском женском монастыре Ярославской епархии, куда мощи угодника Божия незадолго до его канонизации (июнь 1988 г.) торжественно перенесли из Николо-Бабаевского мужского монастыря, что прежде находился на Костромской земле, а теперь это Ярославская область. Так было и в Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни под Санкт-Петербургом, где будущий святой почти 24 года управлял монастырем, доставшимся ему в плачевном состоянии. А в Ставрополе, который называют вратами Кавказа, в прошлом году в стенах православной духовной семинарии состоялись традиционные Международные Свято-Игнатиевские чтения – уже десятые! На Кавказской и Черноморской кафедре епископ Игнатий успел за короткий срок сделать столько, что верующие этого сложного в религиозном плане региона по праву считают его духовным покровителем Северного Кавказа и Ставропольской православной духовной семинарии.
Игумения Екатерина (Гаева)
В преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов мы молитвенно вспоминаем подвиг всех подаривших нам эту победу и мирную жизнь – воинов, среди которых было много верующих, много тех, кто обрел веру в окопах и дал обет избрать путь служения Богу. Войну прошли Святейший Патриарх Пимен (Извеков),  известные старцы, такие как архимандрит Кирилл (Иван Дмитриевич Павлов), наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Иван Михайлович Воронов). Воином был и архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Александр Александрович Хархаров), о духовном и жизненном пути которого рассказывает в этой статье настоятельница Казанского женского монастыря  города Ярославля  игумения Екатерина (Гаева).
Об архимандрите Иларионе (Дане)
Архимандрит Иларион (Дан) — один из самых почитаемых румынских духовников наших дней. В миру он занимал высокое положение, обладал большими возможностями, но от всех мирских благ отказался ради жизни во Христе.
Архиепископ Феодор (Поздеевский † 1937)
Архиепископ Феодор (Поздеевский) – один из самых известных архиереев времен гонений на Церковь 20–30-х годов прошлого века. В 1909–1917 годах он был ректором Московской Духовной Академии, в  1917-м стал настоятелем Московского Данилова монастыря, расстрелян в 1937-м.  Тема аскетизма интересовала владыку уже в студенческие годы, причем не как отвлеченная богословская идея, не как делание немногих монахов-подвижников, а как непременное условие спасения души каждого христианина. Труды владыки Феодора не теряют своей злободневности и заставляют задумываться всех, чающих жизни будущаго века.
Нина Ставицкая
25 апреля, в день памяти преподобной Афанасии Эгинской, в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре Москвы молитвенно отмечается день тезоименитства игумении Афанасии (Грошевой), которая возглавляла обитель с начала ее возрождения, а сейчас находится на покое. Шесть лет назад, поздравляя матушку с именинами, сестры подарили ей красочный альбом, посвященный ее паломничеству по православным монастырям Греции в конце 2013 года. Посетила тогда матушка-настоятельница и остров Эгина, где ее Небесная покровительница была игуменией монастыря в IX веке, и чей пример мужественного пути ко спасению, к жизни вечной служил на протяжении многих столетий утешением для нескольких поколений верующих людей.