Белевский Спасо-Преображенский Крестовоздвиженский мужской монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Спасо-Преображенский мужской монастырь — единственный в Тульском крае полностью сохранившийся архитектурный ансамбль, датирующийся концом XVII–XIX столетий.
Спасо-Преображенский монастырь был образован в XV веке. Окончание строительных работ относится к 1525 году. Предание гласит, что довольно продолжительное время супруги Михаил и Мария Белёвские (удельные князья и потомки князя Михаила Черниговского) не могли завести детей. Но супруги усердно молились, и у них появилось трое детей, которые, повзрослев, и заложили обитель, ставшей родовой усыпальницей.
В XVI и начале XVII века монастырь страдает от набегов крымских татар, а в 1611 — 1620 годах от литовцев, поляков и украинцев.
Неоднократно монастырь посещал царь Иоанн Грозный внося пожертвования для благоукрашения обители.
В 1614 году монастырь имеет согласно описи 6 храмов: Преображенский собор, теплая церковь святого Иоанна Предтечи, холодна церковь святого Московского Петра, великомученика Димитрия Солунского (в документах числится как сгоревшая) и надвратная Никольская церковь. В этом же году Никольскую церковь закрывают. С 1611 по 1614 годы в монастырской слободе возводится Алексиевская церковь.
В 1615 году при набеге гетмана Лисовского на Белев монастырь сожжён, потом восстановлен. В 1618 году обитель сильно пострадала от нападения польского воеводы Чаплинского.
К середине XVII века в монастыре остается только 3 храма: Преображенский собор, Предтеченский храм и храм Алексия Московского. С 1643 года ведутся работы по перестройки монастыря, Предтеченский храм перестраивается, а храмы святого Московского Петра, великомученика Димитрия Солунского восстанавливаются.
После пожара 1681 года на собранные пожертвования строится каменный Преображенский собор (1686), надворная церковь святого Алексия Московского (1693—1697), Введенская церковь (1698—1700), храм Дмитрия Сулинского переносится за ограду монастыря (храм сгорел в 1719 году), а на его месте возводится церковь во имя святого Иоанна Предтечи (1706—1712).
В фондах Российского государственного архива древних актов содержатся жалованные грамоты о пожертвованиях монастырю от царей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича, Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, что говорит о значимости этого святого места. До государственных реформ 1764 г. обитель была самой богатой в окрестностях, имея множество жалованных земель и деревень, даже 100 км, реки Оки для рыбной ловли. В XVIII веке к монастырю были приписаны Свято-Введенская Оптина и Свято-Введенская Макариевская Жабынская пустыни, что оказало плодотворное влияние на их дальнейшее самостоятельное существование.
В 1820 году строится колокольня 52 метра в высоту, в Преображенском соборе колокольня перестаивается в помещение для монастырской библиотеки. В 1864 году Введенская церковь перестраиваться, она становоится двухъярусной, с 2 пределами в нижнем ярусе (правым иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» и левым во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) и 3 в верхнем (главный — в честь Казанской иконы Богоматери, правым преподобного Пафнутия Боровского и левым великомученика Димитрия Солунского).
Именно в Спасо-Преображенском монастыре в 1761 году открылась первая городская школа в Белёве, так называемая «Русская школа», где обучались дети священнослужителей и жителей города, которая во второй половине XIX в. была преобразована в духовное училище
Кроме вышеперечисленных храмов и построек Белевский монастырь на 1869 год имел: настоятельские и братские кельи. Так же, до 1854 года на территории монастыря располагалось Духовное Правление Белевского округа, позднее упраздненное.
В городе к монастырю относились церковь Николая Чудотворца, Тихвинская и Скорбященская часовни
На территории монастыря хоронили знатных и почетных жителей Белева. В 1857г. здесь был погребен, месточтимый святой блаженный Некифор (Трифонов), которого еще при жизни почитали жители города и по его молитвам успешно велись купеческие и хозяйственные дела. Его святые мощи почивают под спудом с тех пор и до наших дней на территории монастырского некрополя. С 1909 по 1916 гг. настоятелем обители был священномученик Петр (Зверев) архиепископ Воронежский, который внес огромный вклад по благоустроению обители.
Три уцелевших на нынешний день здания монастыря: Спасо-Преображенский собор, Введенская церковь и надвратный храм Алексия Митрополита – поражают неповторимой красотой архитектурного решения.
В 1921 году монастырь был закрыт по решению властей. Простояв без надзора до 1940 года, монастырь разрушался, на храмах были разобраны купола, в дальнейшем часть помещений монастыря были приспособлены под жилье.
Несмотря на то, что за годы «забвения» монастырь сильно обветшал и порушился, он до сих пор является лицом г. Белёва. Без него невозможно представить живописный ландшафт, который открывается за семь километров от въезда в город.
15 апреля 2008 г. Священный Синод Русской Православной Церкви, постановил открыть Белевский Спасо-Преображенский мужской монастырь.
В данный же момент, в монастыре возрождена монастырская жизнь, в монастыре совершается богослужение и проводятся ремонтно-реставрационные работы.
Монастырь является памятником архитектуры федерального значения.
Настоятель
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Главный элемент архитектурного ансамбля монастыря – Спасо-Преображенский собор – является замечательным образцом древнерусского храмового зодчества конца XYII века. Собор – это композиционное ядро комплекса.
Первоначально собор имел трехчастную объемную композицию и состоял из четверика, увенчанного пятиглавием, трехчастной апсиды и двухэтажной паперти, основанием которой служил, вероятно, нижний ярус утраченной колокольни. Основной объем двухстолпный.
Храм неоднократно перестраивался, поновлялся, но в своей основе сохранил стилистические особенности памятника древнерусского зодчества.
В 1853-1854 гг. с западной стороны собора возведена двухэтажная пристройка, несколько исказившая облик храма.
Декоративное убранство собора во многом сохранило стилевые особенности и черты, присущие храмовому зодчеству конца XYII века. По верху четверика проходит двойной ряд расположенных вперебежку кокошников красивой подковообразной формы. Ниже кокошников идет сложный карниз. Углы четверика отмечены характерными для XYII века пучками из трех полуколонок. Очень пластичен восточный фасад апсиды с тремя мягкими закруглениями (в одном из них сохранился прямоугольный оконный наличник так называемого «рамочного» типа, характерный для допетровской архитектуры).
Введенская церковь, расположенная на склоне спускающегося к реке холма, (каменная) была построена в 1698-1700 годах. За три столетия своего существования она неоднократно горела, расширялась и переделывалась. В отличие от Спасо-Преображенского собора и надвратной Алексиевской церкви, сохранившим, в основном, свой первоначальный вид, Введенская церковь дошла до нас с существенными искажениями.
Она была одноэтажной и ставилась на подклет, с помощью которого выравнивался перепад уровней холма. Введенская церковь являлась теплой трапезной монастырской церковью и состояла из одного четверика, перекрытого глухим сомкнутым сводом и увенчанного одной главой на круглом барабане, трехчастной полукруглой алтарной части, обширной трапезной и паперти. Наиболее интересен восточный фасад церковной апсиды, разделенный двумя лопатками на три закругленных поля с окном на каждом из них.
Декоративное убранство фасадов было, в основном, характерно для допетровской архитектуры. Его составляли килевидные кокошники, проходившие по верху стен четверика, ряд поребрика, украшавший стены четверика и алтарной части, аркатурный поясок в оформлении круглого барабана центральной главы.
В 1864 году была произведена крупная перестройка церкви. С западной стороны к ней пристроена (не средства белевского купца Ивана Макарова) большая двухэтажная трапезная. Переделана была также и старая часть здания. Весь первоначальный декор стесан, фасады оштукатурены. Старые оконные проемы стесаны и оформлены новыми наличниками. Вероятно, в это же время было выполнено и пятиглавое завершение.
С середины XIX века и до нашего времени церковь дошла без существенных изменений.
Богослужения совершаются в летний период времени.
Следующей после Спасо-Преображенского собора возведена Алексеевская надвратная церковь (1695-1797 гг.), т.к. она является главным входом в монастырь.
Архитектура памятника необычайно интересна своей характерной для древнерусского зодчества свободной композицией.
Надвратная Алексеевская церковь представляет собой двухэтажное сооружение, вытянутое с юга на север. В первом этаже находились пекарня (в южной части), небольшие ворота для прохода в монастырь (сейчас заложен), широкие Святые ворота - для вьезда - и просфорня (в северной части). Второй этаж собственно церковь: притвор, церковь, одноапсидный алтарь (с юга на север). Алтарь Алексеевской церкви расположен на севере, а не на востоке, где ему положено быть согласно символике христианского храма. Объясняется это желанием выделить Святые ворота – главный вход в монастырь. Симметричная композиция Алексеевской церкви относительно арки Святых ворот (повышенный объем четверика в центре и более низкие объемы алтаря и притвора по бокам) была широко распространена в архитектуре надвратных монастырских храмов конца XYII века.
Украшением въезной арки являются два ряда зубчиков архивольта и поребрики. Верхний ярус колокольни украшен значительно богаче. Великолепны изящные оконные наличники конца XYII века. Завершается плоскость стены полоской поребрика и широкой лентой необычайно пластичных полукруглых кокошников.
К трапезной в 1842 году пристроено здание духовного училища, которое нарушило общую симметрию.
Самые существенные переделки Алексеевской надвратной церкви за трехсотлетнее существование здания коснулись одноглавого завершения, оконных и дверных проемов. Главка получила настоящий вид в XIX веке. Декор церкви утрачен частично. Существующие оконные проемы растесаны. Наибольшие изменения окон и дверей были произведены после того, как здание утратило свое культовое значение и было приспособлено под жилье.
Здание обветшало, но сохранило свои основные архитектурные и декоративные элементы. Надвратная Алексиевская церковь Спасо-Преображенского Белевского монастыря является единственным памятником такого типа, сохранившимся на Тульской земле.
Богослужения в храме совершаются в зимний период времени
Последним по времени строительства звеном монастырского ансамбля является высокая стройная колокольня, возведенная в начале XIX столетия.
После победного окончания Отечественной войны 1812 года Спасо-Преображенский монастырь приступил к грандиозному по своему масштабу строительству новой колокольни. Высота ее вместе с венчающим шпилем около 45 метров. Для небольшого уездного города, каким был Белев в начале XIX века, сооружение весьма внушительное. К 1818-1820 годам строительство было завершено.
Колокольня выполнена в характерных для своего времени традициях классицизма. Нижний ярус колокольни решен в виде античного храмика с высоким арочным проемом, ведущим на монастырский двор. Парные колонны, несущие антаблемент и треугольный фронтон, сохранились только со стороны двора. Второй и третий ярусы – круглые в плане – прорезаны высокими арочными проемами с парными колоннами в простенках.
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
В зимний период служба совершается в надвратном храме в честь святителя Алексия, в летнее время - в храме в честь Введения Пресвятой Богородицы
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Братский молебен.
|
В зимний период служба совершается в надвратном храме в честь святителя Алексия, в летнее время - в храме в честь Введения Пресвятой Богородицы
|
6 : 15 |
Утренние молитвы
|
В зимний период служба совершается в надвратном храме в честь святителя Алексия, в летнее время - в храме в честь Введения Пресвятой Богородицы
|
8 : 30 |
Божественная литургия
|
В зимний период служба совершается в надвратном храме в честь святителя Алексия, в летнее время - в храме в честь Введения Пресвятой Богородицы
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
9 : 00 |
Божественная литургия. Молебен.
|
В зимний период служба совершается в надвратном храме в честь святителя Алексия, в летнее время - в храме в честь Введения Пресвятой Богородицы
|
Контактная информация
Как добраться?
Монастырь расположен недалеко от старой автостанции «Белев», и рядом с центральной улицы Белева – Карла Маркса в исторической части районного центра.
От Москвы до Белева можно добраться автобусом с автовокзалов метро «Красногвардейская» и «Теплый стан».
Из Тулы с Автовокзала каждые два часа отправляются рейсовые автобусы до Белева. Время в пути занимает чуть больше 2-х часов.