Сезеновский Иоанно-Казанский епархиальный женский монастырь

Недалеко от города Лебедянь, на высоком берегу реки Сквирня расположен Сезеновский Иоанно-Казанский епархиальный женский монастырь. В 70-годы XX века русло реки перекрыли дамбой, образовав водохранилище, и в тихий безветренный день золотые купола и кресты монастырских храмов отражаются в его чистой воде. Природа здесь очень живописна, в окрестных лесах много ягод и грибов. Многие знают Сезеново как место для прекрасного отдыха и рыбалки.

За водохранилищем, вдалеке можно увидеть колокольню храма Рождества Христова села Шовское – родины преподобного Силуана Афонского. Жизнеописатель старца Силуана – архимандрит Софроний (Сахаров) – рассказывает, что решающее значение в укреплении веры молодого Симеона Антонова имели память и почитание затворника Иоанна Сезеновского – основателя Сезеновского Иоанно-Казанского монастыря. После речи книгоноши, который доказывал, что «Христос не Бог и что Бога вообще нет», в душу маленького Симеона закрались сомнения, которые мучали его на протяжении многих лет. И лишь услышав о чудесах и святой жизни затворника Иоанна Сезеновского, Симеон решил: «Если он святой, то значит Бог с нами», – и при этой мысли юное сердце загорелось любовью к Богу.

Основатель Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря затворник Иоанн с детства отличался кротостью, тихим нравом и любовью к Богу. В 15 лет он принял на себя подвиг юродства Христа ради.   В 1817 году по совету старца Илариона Троекуровского поселился в селе Сезеново, где  прожил в особой келии в строгом затворе 22 года. 

 Вокруг подвижника собралась женская община, получившая в 1853 году статус монастыря. После смерти затворника обитель созидали подвижницы святой жизни преподобная Дария, старица Сезеновская, а затем преподобная Серафима, игумения Сезеновская.

К концу XIX века в монастыре было три Каменных храма: Казанской иконы Божией Матери, Живоначальной Троицы и Рождества Христова. У левого алтаря Троицкого храма находился колодец с целительной водой.

Согласно сведениям, на 1914 год в монастыре насчитывалось более 500 сестер, проживавших в 112 келиях.

В 1930 году обитель официально закрыли. Многие сестры стали жертвами репрессий, были арестованы и пребывали  в исправительно-трудовых лагерях.

Казанский храм был взорван, остальные храмы использовали как склады, мастерские и загоны для скота, ископанный по благословению затворника Иоанна колодец с целительной водой был уничтожен. До настоящего времени сохранились лишь два полуразрушенных храма и малая часть ограды с центральными вратами – все, что не смогли разобрать на кирпич.

Обитель начала возрождаться в сентябре 2005 года. Тогда здесь появились первые насельницы, началось восстановление храмов, были обретены мощи преподобных Дарии и Серафимы Сезеновских, находившиеся в нижнем этаже Троицкого храма. В 2007 году в обитель были возвращены мощи преподобного Иоанна затворника Сезеновского, которые более семидесяти лет пребывали под полом часовни при Никольском храме села Мечнянка Тульской епархии, где их спрятали от поругания последние сестры монастыря.

После правления безбожной власти в монастыре практически не осталось монастырских жилых и хозяйственных построек. Первым сестрам, приехавшим в обитель в сентябре, пришлось зимовать в холодных, наскоро приспособленных для жилья помещениях без элементарных бытовых условий, а на богослужения ездить в ближайший храм за 10 км.

Было трудно, но сестры не унывали. В 2006 году на праздник Богоявления Господня в отремонтированном временном помещении было совершено Великое освящение воды, а в Пасхальную ночь – первая литургия.

С наступлением весны начали восстанавливать Троицкий храм, строились первые хозяйственные постройки, сестры обработали небольшой участок земли для выращивания овощей.

Официально Сезеновский Иоанно-Казанский женский монастырь был открыт решением Священного Синода 5 марта 2010 года. Игуменией монастыря назначена монахиня Феофания (Проценко).

На сегодняшний день во главе с матушкой игуменией в монастыре подвизается десять сестер: пять схимонахинь, три монахини, инокиня и послушница. Есть здесь  и трудницы, желающие посвятить себя служению в монашеском звании и проходящие испытание в обители. Больше половины сестер преклонного возраста – старше семидесяти лет.

Будний день в обители начинается в 6:00. В храме читается акафист празднуемому святому и полунощница. После пения «Се жених…» сестры берут благословение у игумении на предстоящий день и расходятся по послушаниям. В храме остаются лишь алтарница, церковница и две клиросные для совершения Божественной литургии. Вечером в храме совершается вечернее богослужение и монашеское правило. Богослужения в обители совершаются 4-5 раз в неделю, а в остальные дни весь богослужебный круг самостоятельно вычитывается сестрами в храме.

Схимницы имеют возможность ежедневно присутствовать за всеми богослужениями, совершаемыми в обители. На них же лежит основной молитвенный труд – чтение псалтири, акафистов, поминовений. Остальные сестры обязательно присутствуют за богослужениями в праздничные, субботние и воскресные дни, в будний же день возможность бывать на литургии зависит от послушания.

Каждая сестра несет несколько послушаний. Это церковные и клиросные послушания, прием паломников и проведение экскурсий, работа в бухгалтерии и канцелярии, приготовление пищи, трапезное послушание, труды в огороде, в цветниках, на птичнике, и многое другое.

Из-за недостатка финансовых средств обитель может нанять рабочих только для строительства и восстановления монастырских зданий. Иногда на помощь насельницам приходят прихожане и приезжающие паломники.

Физический труд сестер сочетается с молитвенным деланием. Трудясь в поварне или на поле, каждая сестра  читает краткие молитвы – Иисусову, «Богородице Дево, радуйся…» и другие. У каждой схимницы и монахини отдельная келия, чтобы иметь возможность в тишине и в удобное время суток совершать свое молитвенное правило. Инокини и послушницы живут по двое и более, стремясь в общежитии научиться терпению, смирению и послушанию.

Большое значение имеет духовный опыт старших сестер, которые в годы советской власти несли послушания при храмах и в различных общинах с монастырским укладом жизни, окормлялись у старцев и от них переняли монашеские традиции. В обители  нет обязательного откровения помыслов, но каждая сестра  имеет духовную наставницу, а также может решить духовные вопросы с игуменией. Матушка всегда доступна для беседы, она часто посещает различные работы и послушания, а иногда и сама участвует в них.

 В дни памяти Сезеновских святых – преподобных Иоанна, Дарии и Серафимы – многочисленные богомольцы приезжают в обитель на богослужение, которое по традиции возглавляет правящий архиерей – Преосвященнейший Максим, епископ Елецкий и Лебедянский, в сослужении духовенства епархии.

По молитвам Сезеновских угодников постепенно восстанавливаются разрушенные некогда храмы, возрождается монашеская жизнь.


 

Престольные праздники и памяти святых Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря:

7 января – Рождество Христово, престольный праздник храма Рождества Христова (храм в стадии восстановления);

26 февраля – память прп. Серафимы Сезеновской;

Праздник Святой Троицы – главный престол храма Животворящей Троицы;

7 июля – Рождество св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;

Обретение мощей прп. Иоанна Сезеновского;

21 июля – Казанской иконы Пресвятой Богородицы;

10 августа – память прп. Дарии Сезеновской;

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы, престольный праздник (храм расположен в нижнем этаже Троицкого собора);

4 ноября – Казанской иконы Пресвятой Богородицы;

27 декабря – память прп. Иоанна Сезеновского.

Чтутся в обители и праздники, в честь которых были освящены престолы, но в данное время не сохранились:

Сретения Господня (в Христо-Рождественском храме);

Преображения Господня (на его месте построен Троицкий храм);

Покрова Пресвятой Богородицы (в разрушенном Казанском соборе);

Рождество св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (в разрушенном Казанском соборе);

Свт. Николая Мир Ликийских(в разрушенном Казанском соборе);

Св. вмц. Варвары (в разрушенном Казанском соборе);

Св. блгв. кн. Александра Невского (в Христо-Рождественском храме).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Свято-Казанский женский монастырь в селе Колюпаново
Вятский Преображенский женский монастырь
Смоленская Зосимова пустынь
Светлой памяти игумении Моисеи (Бубновой; † 8 марта 2021 г.)
Свято-Казанский женский монастырь в селе Колюпаново
Вятский Преображенский женский монастырь
Смоленская Зосимова пустынь
Светлой памяти игумении Моисеи (Бубновой; † 8 марта 2021 г.)
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы