Спасо-Евфросиниевский митрополичий женский монастырь в г. Полоцке Монастыри Белорусской Православной Церкви

Адрес:
Республика Беларусь, Витебская обл., г. Полоцк,ул. Евфросинии Полоцкой, 89
Телефон:
+375214-46-70-99

+375214-42-14-29
E-mail:
kancelarija.spas.polotsk@gmail.com
Сайт:
Дата основания:
1125
дата восстановления:
1990

История

Преподобная Евфросиния, основательница Спасо-Евфросиниевского женского монастыря, родилась в начале XII века в семье Полоцкого князя Георгия Всеславича и княгини Софии. (Точная дата рождения святой не установлена. Большинство современных исследователей относят рождение преподобной к 1101–1108 годам.) Она являлась прапраправнучкой святого равноапостольного князя Владимира. До принятия иноческого пострига княжна носила имя Предслава. С ранних лет святая полюбила молитву, чтение духовных книг и учение. Была она прекрасна лицом и многие славные князья желали взять ее в жены своим сыновьям. Когда Предславе исполнилось 12 лет (этот возраст считался возрастом совершеннолетия), родители решили выдать ее замуж. Но отроковица, чувствуя в душе горячее желание всецело посвятить себя на служение Господу, тайно покинула родительский дом и пришла в монастырь, где в то время игуменией была ее тетя, вдова князя Романа.

Увидев красоту и юность своей племянницы, а также опасаясь гнева ее отца в случае пострижения, игумения стала уговаривать Предславу отказаться от своего намерения. Но святая княжна ни во что вменяла «славу мира сего», не устрашалась трудностью монашеской жизни, оставаясь непреклонной в своем решении идти вслед за Христом. Удивилась игумения разуму отроковицы и любви ее к Богу и повелела исполнить волю ее. Предслава приняла постриг с именем Евфросиния, в честь преподобной Евфросинии Александрийской, подвизавшейся в V веке в Египте. Некоторое время святая пребывала в этом монастыре, повинуясь игумении и сестрам. Затем по благословению Полоцкого епископа Илии преподобная Евфросиния поселилась в келии-голубце Полоцкого Софийского собора. Кроме молитвы и духовного чтения Полоцкая княжна занималась переписыванием Божественных книг. Плату, получаемую от продажи этих книг, святая отдавала нуждающимся.

Однажды ночью в сонном видении преподобной явился Ангел Божий, который повел ее к месту, называвшемуся в народе Сельцо. Там находились храм-усыпальница полоцких епископов и деревянная Спасская церковь. Ангел Божий сказал святой: «Евфросиния, здесь тебе подобает быть». В ту же ночь Ангел Господень явился епископу Илии и сказал: «Введи рабу Божию Евфросинию в церковку святого Спаса, что на Сельце, ибо место то святое, а она достойна Царства Небесного. Словно миро благовонное восходит ее молитва к Богу, и как венец на главе царской лежит, так почивает Дух Святой на ней, и как солнце сияет по всей земле, так житие ее просияет пред Ангелами Божиими». Епископ Илия благословил преподобную Евфросинию перейти на Сельцо, и святая вместе с одной инокиней вскоре пришла туда, взяв с собой только три хлеба и книги. Произошло это около 1125 года. По прошествии некоторого времени стали приходить на Сельцо девицы, желавшие посвятить свою жизнь Богу. Так образовалась иноческая обитель. В Спасском монастыре приняли постриг четыре родственницы преподобной Евфросинии: родная сестра княжна Градислава, двоюродная – княжна Звенислава, племянницы-княжны Кирианна и Ольга.

Преподобная Евфросиния, заботясь о благоустройстве монастыря, пожелала возвести на месте ветхого деревянного Спасского храма каменный. На это святое дело Господь призвал зодчего Иоанна. Не раз на рассвете зодчий слышал голос, повелевавший ему: «О Иоанн, встань и иди на дело Вседержителя Спаса». Иоанн пришел к святой Евфросинии и спросил ее: «Ты ли, госпожа, посылаешь меня на это дело?» Она же ответила: «Нет. Если и не я тебя посылаю, то Того, Кто тебя призывает на такое дело, – Того послушай прилежно и с усердием». Спасский храм был построен всего лишь за 30 недель. Когда постройка церкви была уже почти закончена, строители обнаружили, что на завершение ее не хватает кирпича (плинфы). Святая Евфросиния с горячей молитвой обратилась к Богу, и утром в печи были найдены плинфы. В тот же день было завершено строительство Спасской церкви. Стены храма расписали лучшие мастера того времени.

В 1161 году в Спасский храм был принесен на «вечное хранение» воздвизальный Крест-ковчег, изготовленный по заказу святой игумении мастером-ювелиром Лазарем Богшей в древневизантийской технике перегородчатой эмали. В нем находились великие христианские святыни.

Около 1155 года преподобная Евфросиния неподалеку от Спасской обители воздвигла церковь Пресвятой Богородицы и устроила при ней мужской монастырь. Сюда по просьбе святой была принесена Эфесская икона Божией Матери, написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой.

Будучи уже в преклонном возрасте, преподобная Евфросиния пожелала посетить Святую Землю. Поручив управление полоцкими монастырями родной сестре монахине Евдокии, в 1173 году она отправилась в путь, взяв с собой брата своего Давида и двоюродную сестру монахиню Евпраксию. На пути в Иерусалим святая встретила Византийского императора Мануила Комнина, шедшего войной на венгров. Император с честью послал ее в Царьград (Константинополь). Там преподобная купила различные фимиамы и золотую кадильницу.

В Святом Граде преподобная Евфросиния просила Иерусалимского Патриарха отворить ей врата Гроба Господня, что и было исполнено. Святая три дня подряд приходила поклониться Гробу Господню, куда она пожертвовала золотую кадильницу с фимиамами и много золота. Преподобная молилась Богу, чтобы Он принял дух ее в Иерусалиме. Молитва святой была услышана. Она мирно отошла ко Господу 23 мая / 5 июня 1173 года, пролежав на одре болезни 24 дня. Перед кончиной ей явился Ангел и сказал: «Блаженна ты в женах, благословен труд твой. Вот уже отверсты тебе двери райские, и все Ангелы собрались, держа свечи, ожидая встречи с тобою». Угодница Божия была похоронена в монастыре преподобного Феодосия Великого при паперти церкви Пресвятой Богородицы, недалеко от Иерусалима.

Для многих преподобная Евфросиния стала духовной наставницей. От Бога она была наделена даром «прозрения сердец», примиряла враждующих, являлась для всех примером смирения, кротости, милосердия и любви к ближним. Святая игумения, заботилась о спасении сестер, подвизавшихся в Спасской обители. «Старых учила терпению и воздержанию, юных же учила душевной чистоте и бесстрастию телесному, говению усердному, поступи кроткой, гласу смиренному, слову благочинному, ядению и питию безмолвному, при старейших молчать, мудрейших слушаться, к старейшим повиновение, к равным и меньшим любовь нелицемерную иметь, мало говорить, а больше разуметь».

В 1187 году Иерусалим захватил египетский султан Салах-ад-Дин. Покидая город, христиане не захотели оставить в руках мусульман мощи угодницы Божией. Унося из Иерусалима святыню, они намеревались перенести ее на место земных подвигов преподобной – в Полоцк. Путь на родину оказался невозможным из-за враждебных отношений между Полоцким и Киевским княжествами. Промыслом Божиим мощи святой игумении были принесены в Киев и положены в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры.

После кончины преподобной в течение нескольких столетий основанные ею обители процветали и благоустраивались, впоследствии же на их долю выпали многовековые тяжелые испытания. Богородицкий мужской монастырь не сохранился до наших дней. С XVI века для Спасской обители начался долгий период запустения. В 1579 году король Речи Посполитой Стефан Баторий завоевал Полоцк. В 1580 году он учредил в городе иезуитский коллегиум – первое учебное заведение иезуитов на территории Беларуси. В 1582 году король Стефан Баторий передал Спасский монастырь со всеми угодьями католическому ордену иезуитов. В 1654 году, когда войска русского царя Алексея Михайловича заняли Полоцк, монастырь был временно возвращен православным, но уже в 1667 году вновь оказался во владении иезуитов, так как белорусские земли по Андрусовскому договору вошли в состав Речи Посполитой. Иезуиты были изгнаны из пределов Российской Империи только в 1820 году. Тогда же обитель перешла в ведение католического ордена пиаров. Спасо-Преображенский храм был возвращен православным в 1832 году, а сам монастырь возрожден в 1841 году.

После кончины преподобной полочане стали почитать ее как святую и ожидать скорейшего возвращения нетленных мощей. В период с 1580 по 1820 год желание полочан не могло осуществиться, так как многие монастыри Полоцка, в том числе и Спасо-Евфросиниевский, находились в ведении иезуитов. Ходатайства полоцких архиереев о перенесении святых мощей начались в 1832 году и продолжались в течение 77 лет. Святейший Синод не давал разрешения на перенесение мощей угодницы Божией, главным образом, из-за господствовавшего иноверия в Полоцке.

Только 3 июля 1909 года Государь Император Николай II подписал резолюцию, в которой выразил свое согласие на удовлетворение ходатайства о возвращении мощей преподобной Евфросинии в Полоцк. А 29 января 1910 года был издан Указ Его Императорского Величества, утверждавший порядок торжественного перенесения мощей святой из Киево-Печерской Успенской Лавры в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь.

Святыню перевозили от Киева до Орши по Днепру на пароходе «Головачев» 737 км. От Орши до Полоцка через Витебск окружным путем раку с мощами несли священнослужители, монахини и простые богомольцы 201 км. Это памятное событие вошло в историю под названием Свято-Евфросиниевских Торжеств, которые проходили с 19 апреля по 23 мая 1910 года.

Так, спустя более семи веков после своей праведной кончины преподобная вернулась в родную обитель, чтобы до конца времен ходатайствовать пред Господом за всех живущих в ней. 23 мая 1910 года мощи святой княжны были положены в новую, изготовленную на пожертвования верующих, серебряную раку и помещены в Спасском храме. Однако обитель, переживавшую период благоденствия, с началом Первой мировой войны постигли тяжелые испытания и бедствия. В 1915 году немецкие войска приблизились к Полоцку, и город оказался в прифронтовом положении. В связи с этим из Спасо-Евфросиниевского монастыря в Ростовский Авраамиев монастырь были эвакуированы святые мощи преподобной Евфросинии и сестры обители. Предположительно, только в 1921 году мощи святой и сестры вернулись в Полоцкую обитель.

В 1921–1922 годах советской властью повсеместно проводилась кампания по изъятию церковных ценностей. В это время из монастыря были реквизированы Крест преподобной Евфросинии, множество икон, драгоценные ризы и оклады, серебряная рака. Мощи преподобной Евфросинии вскрывали трижды: в Ростове Великом (1920), в Полоцке (1922) и в Витебском губернском историко-археологическом музее, куда святыня была доставлена в 1922 году. В губернском историко-археологическом музее Витебска святыня находилась до 1940 года. Затем, до начала Великой Отечественной войны, – в антирелигиозном музее Витебска (бывший костел святого Антония). С 1941 по 1943 год мощи преподобной пребывали в Витебской Свято-Покровской церкви.

В 1925 (по другим источникам – в 1924) году монастырь был закрыт, и все здания, принадлежавшие ему, переданы военному ведомству и различным государственным структурам. На момент закрытия в обители проживало 146 сестер. Изгнанным из монастыря монахиням пришлось поселиться в Полоцке в домах родственников и прихожан. Некоторые насельницы Спасской обители переехали на отведенный им участок из-под вырубленного леса, называвшийся Пеньки. Здесь была организована сельскохозяйственная артель, которая жила по монастырскому уставу. После закрытия артели (предположительно, в 1928 году) сестры продолжали нести монашеский подвиг в миру.

Во время Великой Отечественной войны Полоцк был оккупирован немецкими войсками. Несмотря на то, что в одном из корпусов Спасо-Евфросиниевского монастыря размещалось немецкое командование, а в Кресто-Воздвиженском соборе содержались военнопленные, оккупационными властями в 1943 году было дано разрешение на открытие монастыря. Сестры стали возвращаться в свою обитель. В том же году, 23 октября, с разрешения немецких властей мощи преподобной Евфросинии были перевезены из Витебска в Полоцк.

В 1960 году, в период возобновившихся гонений на Православную Церковь, Спасо-Евфросиниевскую обитель закрыли еще раз, насельниц переместили в Жировицкий Свято-Успенский монастырь. Спасо-Преображенская церковь была передана приходской общине и являлась единственным действующим храмом в Полоцке. Только в 1989 году, 6 июля, последовало решение Священного Синода Русской Православной Церкви о возрождении Полоцкой обители. В 1990–1991 годах в монастырь вернулись сестры из Жировиц. В храмах и корпусах открывшейся обители начались ремонтно-реставрационные работы. Менее чем за два года монастырь преобразился. В 1989 году был восстановлен Свято-Евфросиниевский храм, в начале 1990 года завершились реставрационные работы в Кресто-Воздвиженском соборе, а в 1992 году была произведена реконструкция колокольни.

Святые мощи преподобной Евфросинии с 1943 по 2007 год почивали в Спасском храме. Дважды, в 1998 и 2006 годах, совершалось их переоблачение и освидетельствование. В этом принимали участие епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий (Бильченко), врач-эксперт монах Агапит из Троице-Сергиевой Лавры, игумения монастыря, а также несколько монахинь. В результате медицинской экспертизы был установлен факт сохранения священных останков в нетленном виде без всяких средств консервации, несмотря на то, что мощи неоднократно переносились с места на место и пребывали в самых различных климатических условиях. Сохранились не только кости, но и мягкие ткани, и кожа.

В 1997 году, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, в Спасский монастырь был торжественно привезен воссозданный Евфросиниевский Крест, изготовленный брестским мастером Н. П. Кузьмичом по образцу древнего, утерянного в годы Великой Отечественной войны. В 1998 году были обретены вериги преподобной Евфросинии.
В 2004 году был открыт Березвечский Михаило-Архангельский монастырь в городе Глубокое Витебской области. Для несения иноческого подвига в возрождающуюся обитель из Спасо-Евфросиниевского монастыря перевели семь сестер во главе с игуменией Анфисой (Шевердяевой).

В 2006 году решением Синода Белорусской Православной Церкви в городе Браславе Витебской области был открыт скит Спасо-Евфросиниевской обители в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. На послушание в новоустроенную обитель из Полоцкого монастыря были направлены шесть насельниц. 21 февраля 2008 года Свято-Пантелеимонов скит получил статус самостоятельного монастыря.

В 2007 году совершилось знаменательное событие в истории обители. В канун празднования памяти преподобной Евфросинии в монастырь была доставлена драгоценная серебряная рака, изготовленная брестским художником-ювелиром Н. П. Кузьмичом по образцу изъятой властями в 1921–1922 годах. В новую раку, установленную в Кресто-Воздвиженском соборе, в дни торжеств были перенесены святые мощи великой Полоцкой княжны. Спустя два года раку с мощами угодницы Божией украсила сень, изготовленная по образцу сени 1910 года, которая была утрачена в годы гонений и разорений православных святынь. Кроме того, 2007 год памятен обновлением купола древней церкви Святого Спаса: попечением Высокопреосвященного Феодосия, архиепископа Полоцкого и Глубокского, храм был увенчан позолоченным куполом с шестиконечным крестом.

26–27 сентября 2009 года были ознаменованы приездом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в град Полоцк и монастырь преподобной Евфросинии. Посетив святую обитель в престольный праздник, Его Святейшество на торжественном всенощном бдении совершил чин Воздвижения Евфросиниевского Креста, а на следующий день – Божественную Литургию в сослужении митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха Всея Беларуси, епископата Белорусской Православной Церкви и духовенства Полоцкой епархии.
26 мая 2010 года в Спасо-Евфросиниевскую обитель был привезен список с древнего Эфесского образа Божией Матери, которым в XII веке преподобная Евфросиния украсила основанный ею Богородицкий мужской монастырь. Список создан торопчанами в XVI веке, опасавшимися безвозвратно потерять свою святыню из-за предполагавшегося приезда царя Иоанна Грозного в их город. Икона передана в дар обители митрополитом Минским и Слуцким Филаретом к славному 100-летнему юбилею перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. Эфесский образ ныне украшен серебряной басмой и установлен в Кресто-Воздвиженском соборе монастыря под дубовой резной сенью.
4–6 июня 2010 года Спасо-Евфросиниевский монастырь отпраздновал 100-летие перенесения мощей своей небесной покровительницы из Киева в Полоцк. Эти торжества собрали в обители многих гостей и паломников из ближнего и дальнего зарубежья. Празднику предшествовал ряд подготовительных мероприятий, конференций, выставок. К этому событию был также приурочен крестный ход с Крестом преподобной Евфросинии, который прошел по городам Беларуси с 24 апреля по 4 июня. Спасо-Евфросиниевский монастырь выпустил новые издания, посвященные Торжествам 1910 года. По случаю 100-летнего юбилея в Духовно-просветительском центре монастыря состоялся Священный Синод Белорусской Православной Церкви.

Управляет монастырем игумения Евдокия (Левшук). Каждый наступающий день освящается молитвой. Ежедневно в монастыре совершаются уставные богослужения. Сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря трудятся в церкви, трапезной, библиотеке, архиве, на просфорне, кухне, подсобном хозяйстве и других послушаниях. В рукодельной мастерской насельницы изготавливают монашескую одежду, облачения для священнослужителей, вышивают золотом, серебром и жемчугом митры, пелены и различные предметы церковного обихода. При монастыре действует воскресная школа, которую посещают и взрослые и дети. Спасо-Евфросиниевская обитель чтит добрую традицию странноприимства.

Настоятельница

Игумения Евдокия (Левшук)

Святые и подвижники благочестия

Святыни и святые источники

27 Ноября / 10 Декабря
13 / 26 Октября, 12 / 25 Февраля, 23 Апреля / 6 Мая, 9 / 22 Апреля
6 / 19 Сентября, 6 / 19 Октября

Храмы и Богослужения

Храм в честь Преображения Господня

Спасо-Преображенская церковь, возведенная в XII веке, – единственный в полном объеме дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли конца X – первой трети XIII века. Это самая древняя постройка на территории монастыря, сохранившаяся до настоящего времени. Как повествует древнее житие преподобной Евфросинии, на строительство каменного храма в честь Всемилостивого Спаса Господом был призван талантливый зодчий Иоанн. Не раз на рассвете он слышал голос, повелевавший ему: «О Иоанн, встань и иди на дело Вседержителя Спаса». Рассказав преподобной Евфросинии об откровении Божием, Иоанн получил от нее благословение на постройку Спасской церкви. Храм был воздвигнут в короткий срок – всего за тридцать недель. Как начало, так и окончание строительства церкви ознаменовалось чудом. По молитве преподобной в одну ночь был восполнен недостаток в кирпичах, необходимых для завершения постройки храма: «поутру, по устроению Божию, в печи были найдены плинфы. И в тот же день завершили строительство церкви и крест воздвигли». Точная дата возведения храма и создания его росписи неизвестна. Она определяется лишь по косвенным данным. Судя по надписи на древнем Евфросиниевском Кресте, он был положен в Спасо-Преображенской церкви в 1161 году, следовательно к тому времени храм уже был построен и освящен. Относительно времени возведения Спасского храма существуют разные мнения. По одной из наиболее распространенных версий, высказанной историком архитектуры И. М. Хозеровым, это произошло между 1143 и 1161 годами.

Архитектура Спасского храма соединяет в себе несколько направлений, в которых можно увидеть влияние различных архитектурных школ. Церковь представляет собой шестистолпный трехнефный однокупольный храм, перекрытый сводами и широкими подпружными арками, имеющий нартекс и расположенные во втором этаже хоры, куда ведет узкая внутристенная лестница. По обе стороны хор находятся две тесные крестообразные келии. В одной из них (юго-западной) пребывала в молитвенном подвиге преподобная Евфросиния, в другой (северо-западной) молилась одна из родственниц святой – монахиня Евдокия (родная сестра) или монахиня Евпраксия (двоюродная сестра). Келии представляют собой крошечные придельные крестово-купольные храмы, один из которых (юго-западный) перекрыт небольшим куполом, а другой (северо-западный) – цилиндрическим сводом. Если обратиться к плану Спасо-Преображенской церкви, то в первую очередь обращает на себя внимание вытянутость пропорций по оси восток-запад. Эта черта характерна и для других западнорусских храмов XII века, что позволяет говорить о формировании в тот период в Полоцке своей архитектурной традиции. Главной характеристикой как интерьера, так и внешнего облика Спасской церкви является вертикализм ее композиции, акцентированная устремленность храма ввысь. Церковь чрезвычайно мала по своим размерам: ее длина – 14, 4 м, ширина – около 10 м, а высота – 22 м. Размер подкупольного пространства и, соответственно, центрального нефа – менее 3 м, тогда как боковые нефы – вдвое уже и в объеме подкупольного креста практически не читаются.

Внешний вид Спасской церкви дошел до нас сильно искаженным позднейшими перестройками, которые, впрочем, почти нигде не коснулись древней кладки. Многочисленные исследования историков архитектуры (П. А. Раппопорта, Г. М. Штендера, В. В. Ракицкого и других) дали возможность представить первоначальный облик храма с предельной точностью. Особый интерес представляет реконструкция исследователя и реставратора Спасского храма В. В. Ракицкого, поскольку в ней точно воссоздан один из главных элементов, формирующих неповторимый облик церкви XII века. Это двойной ряд килевидных трехлопастных кокошников, которые обрамляют граненый барабан храма, увенчанный шлемовидным куполом.

Бесспорно, что строители XII века обладали высоким уровнем технических знаний. Это подтверждается прекрасным техническим выполнением Спасской церкви, качеством плинфы (кирпича) и известкового раствора, чистотой кладки.

По мнению российского искусствоведа художника-реставратора В. Д. Сарабьянова, изначально Спасская церковь мыслилась как храм-усыпальница, предназначенная для настоятельниц обители и, в первую очередь, для самой преподобной Евфросинии. Именно этим замыслом объясняется малый объем церкви. О погребальном предназначении храма говорят и выявленные остатки двух аркосолиев по центру южной и северной стен. Аркосолии размещены вплотную к боковым алтарным аркам и даже чуть заходят в пространство жертвенника и диаконника, что свидетельствует об их предназначении для погребения духовных лиц. Помимо них в пространстве под хорами расположено еще несколько аркосолиев меньшего размера, два из которых (в настоящее время частично раскрытые) сохранили росписи XII века.

Вплоть до XVI века при Спасской церкви продолжал существовать женский монастырь. В 1579 году после взятия Полоцка войсками короля Речи Посполитой Стефана Батория для обители начался долгий период упадка. Вероятно, во время военных действий 1579 года Спасо-Преображенский храм был опустошен, а верхняя часть его объема, сначала перекрытая закомарами, частично разрушена.

В 1582 году король Стефан Баторий издал привилей, согласно которому большинство местных православных храмов и монастырей, в том числе и древняя обитель «у церкви Спаса», перешли в ведение католического ордена иезуитов. Известно, что в 1582 году иезуиты получили здание церкви в разоренном виде. Во время их пребывания в монастыре Преображенская церковь была обращена в костел и впервые перестроена. Иезуиты обновили древнюю православную святыню и даже оставили название церкви – Преображения Господня. В этот период древние фрески были покрыты слоем известковой побелки.

Можно предположить, что иезуитами, за исключением известных изменений интерьера, прежде всего алтаря, была заменена и старая закомарная система перекрытий на понятную тогдашним плотникам вальмовую крышу из досок. По другой версии, крыша была сделана из черепицы. Еще церковный историк А. П. Сапунов в 1885 году в своей статье «Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего монастыря в Полоцке» писал о том, что церковь Спаса до ремонта 1832 года была покрыта «частью соломой, частью черепицей и гонтом». Это подтверждают и современные исследования реставраторов, которые в забутовках храма нашли битую черепицу, по археологическим признакам относящуюся к XVII веку.

Скорее всего, в XVII веке обновленная иезуитами Спасская церковь не использовалась для богослужений. Об этом свидетельствуют граффити, оставленные на стенах храма тогдашними полоцкими школярами – факт невероятный в использовавшемся костеле. (Вообще, граффити Спасской церкви, написанные в период от середины XII века до 1832 года включительно, имеют важное историческое значение. Они выполнены на древнерусском, латинском и польском языках и по своему содержанию и назначению относятся к поминальным, благопожелательным, автографическим, летописным, бытовым.)

В 1654 году, когда русские войска заняли Полоцк, на некоторое время здесь была восстановлена православная кафедра. В июле 1656 года состоялось переосвящение древнейшего Спасо-Преображенского храма, на котором присутствовал сам Государь Алексей Михайлович. Однако уже через одиннадцать лет, в 1667 году, по Андрусовскому договору белорусские земли вновь отошли к Речи Посполитой, и православная кафедра в Полоцке была упразднена. Вскоре вместе с польскими властями в город вернулись и иезуиты. В 1667 году Спасо-Евфросиниевский монастырь и его земельные угодья вновь перешли во владение католического ордена иезуитов. Они обосновались на территории обители, построили в ней загородный дом или, иными словами, летнюю резиденцию для отдыха своих генералов и руководителей Полоцкого иезуитского коллегиума (впоследствии академии). Это произошло не ранее второй половины XVII века, так как упоминание о существовании этого дома имеется в документах за 1693 и 1716 годы. Иезуиты господствовали в Полоцке почти два с половиной века (с небольшим перерывом на войну 1656–1667 годов) до ликвидации ордена в 1820 году. За это время на землях бывшего православного монастыря образовался одноименный фольварк Спас. В 1785 году иезуиты имели в Спасе 663 волоки земли и 1505 душ, тогда как в 1583 году фольварку принадлежали 21 деревня и 181 дым (крестьянский двор, на который приходилось приблизительно шесть человек).

В XVIII веке (между 1728 и 1734 годами) иезуиты неоднократно обновляли обращенный в костел Спасо-Преображенский храм. В 1786 году он был отремонтирован по инициативе ректора Полоцкого коллегиума Франциска Каро (Керау). В 1800–1803 годах костел частично реконструировал профессор архитектуры иезуит Войцех Обрампальский.

Кроме того, в начале XIX века на отдыхе в Спасе иезуиты использовали для богослужений домовую каплицу, которая находилась при резиденции. В костеле же (Преображенском храме) свои службы иезуиты совершали всего несколько раз в год, а в начале XIX века – только по воскресным и праздничным дням.

Нужно сказать, что иезуитская хроника, хранящаяся в Краковском архиве ордена, содержит описание различных стычек с французами во время войны 1812 года. Большое сражение произошло именно возле так называемого фольварка Спас. Во время битвы в Спасе сгорели почти все иезуитские постройки, уцелели только костел (Спасо-Преображенский храм), стены которого были повреждены, и дом садовника. Однако иезуиты вскоре обновили церковь.

В 1819 году иезуиты предполагали совершенно перестроить древний храм, для чего уже и готовили материалы. Замыслу их не суждено было осуществиться в связи с выходом в 1820 году Высочайшего Указа Императора Александра I об удалении всех членов ордена из пределов Российской Империи. С этого времени до 1832 года Спасская церковь стояла заброшенной, и «по совершенной ветхости крыши могла совсем разрушиться». Поэтому в 1832 году по ходатайству епископа Могилевского и Витебского Гавриила (Городкова) резолюцией Императора Николая I храм был возвращен православным. Вскоре после этого из казны выделили средства для ремонта здания церкви. Необходимость восстановления Спасского храма аргументировалась еще и тем, что он представляет «драгоценный для России памятник древнего зодчества». Для осмотра церкви в Полоцк был направлен архитектор А. Порто. Он описал состояние Спасского храма и наметил необходимые работы, о чем сообщил в рапорте генерал-губернатору Витебскому, Смоленскому и Могилевскому князю Николаю Николаевичу Хованскому. Церковь была покрыта временной крышей, на стенах исправлен карниз, поновлена штукатурка и произведена побелка. Работы по ремонту здания снаружи также производились летом 1832 года и в 1833 году. Церковь украсили позолоченным трехъярусным иконостасом. 7 августа 1833 года Спасо-Преображенский храм был освящен епископом Полоцким и Виленским Смарагдом (Крыжановским).

Известно, что изначально купол храма был шлемовидным, но в результате ремонта 1833–1835 годов он стал луковичным. В 1834–1835 годах стены церкви, сохранившие древнее письмо, расписали масляными красками. Впоследствии эти росписи неоднократно поновляли, а стены храма штукатурили. В 1836 году последовал указ Святейшего Синода о реставрации храма, на которую выделили крупную сумму денег (30 359 руб.). В 1835 году Спасская церковь была приписана к архиерейскому дому как храм загородной архиерейской дачи, а в 1841 году, с возрождением Спасо-Евфросиниевского монастыря, опять поступила в ведение обители. В 1843–1846 годах в монастыре провели новые строительные работы, в результате которых была исправлена штукатурка на Спасо-Преображенской церкви. Ремонтные работы проводились и в 1914 году.

В 1909 году в преддверии великого Торжества перенесения святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк сестры обители с усердием готовили Спасский храм к принятию великой святыни. Стены церкви были вымыты, живопись иконостаса покрыта лаком, исправлена и заново покрашена масляной краской настенная штукатурка. В 1910 году храм снаружи побелили известью. 23 мая (5 июня н. ст.) 1910 года святые мощи преподобной Евфросинии были торжественно внесены в родную обитель и положены в Спасо-Преображенском храме в серебряную раку.

В 1915 году, с началом Первой мировой войны, настало скорбное время в жизни Спасо-Евфросиниевской обители. В связи с эвакуацией сестер в Ростов Великий (1915– 1920) Спасский монастырь находился в запустении, его храмы частично подверглись разрушению. В 1920 году было проведено исследование Спасо-Евфросиниевского монастыря с целью описания и сохранения Спасской церкви. В акте Полоцкой уездной комиссии отмечалось следующее: «Древняя каменная церковь монастыря находится под угрозой разрушения. Купол в церкви в нескольких местах пробит осколками снарядов, вследствие чего дождь протекает вовнутрь церкви и стенная живопись в некоторых местах купола уже повреждена. В случае оставления церкви без ремонта на зиму, стенная живопись может совсем разрушиться. Кроме того, стекла в большинстве окон повысыпались, ветер продувает помещение, стены сыреют, что неблагоприятно сказывается на живописи храма. Наконец самые дорогие и интересные в историко-археологическом отношении предметы, как-то: известный Крест преподобной Евфросинии, старинные иконы в 1915 году эвакуированы из Полоцка и перевезены в город Ростов Великий. В связи с этим Полоцкая уездная комиссия постановила принять меры к ремонту церкви, а именно: осмотра церкви архитектором, составления сметы и ходатайства об отпуске потребных для ремонта средств». Вероятнее всего, намеченные планы по ремонту Спасо-Преображенского храма были осуществлены, однако документы, подтверждающие этот факт, отсутствуют. О состоянии древней церкви в этот период имеются сведения в церковно-ризничной описи монастыря, составленной 20 августа 1922 года. В ней сказано о наличии в храме пятиярусного иконостаса с колоннами, двух отопительных печей (в начале 1990-х годов они были разобраны), а также прилагается целый перечень различной утвари и икон этой церкви.

Новый период в истории Спасо-Евфросиниевского монастыря начался в Великую Отечественную войну. По разрешению оккупационных властей в 1943 году обитель стала восстанавливаться (после своего закрытия в 1925 году). Благодаря усиленным ходатайствам полоцких монахинь мощи преподобной Евфросинии были возвращены из Витебской Свято-Покровской церкви в монастырь. Раку с мощами угодницы Божией установили в Спасо-Преображенском храме слева от алтаря.

В 1946–1947 годах под руководством Е. Ащепкова был сделан обмер храма, не внесший серьезных изменений в реконструкцию, предложенную исследователями ранее. Однако обследование сохранившихся под современной крышей частей древней кладки позволило бы изучить храм гораздо более детально. Поэтому в 1976 году были вновь проведены исследование и обмер верхних частей здания, а также заложен шурф у его северо-восточного угла. Полученные данные помогли по-новому понять значение архитектурных форм Спасской церкви и приблизиться к документальной реконструкции ее первоначального облика.

После закрытия монастыря в 1960 году Спасо-Преображенский храм был единственным действующим в Полоцке и находился в распоряжении приходской общины. Святые мощи небесной покровительницы земли Полоцкой, к великому утешению верующих, и после закрытия обители на протяжении всех последующих лет оставались в Спасском храме. По воспоминаниям местных жителей, в дни особо чтимых праздников – на Пасху, Рождество, Крещение – в древний храм Спаса приходило столько людей, что многим из них приходилось молиться на паперти, а также близ церкви на соборной площади.

Прихожане общины сохранили несколько небольших колоколов, в которые звонили сестры еще до закрытия монастыря. Поскольку в годы лихолетья власти запретили совершать колокольный звон, один из колоколов был установлен на хорах Спасского храма, и звон стал совершаться внутри церкви. Когда начала восстанавливаться обитель, сохранившиеся колокола повесили в одной из башен Кресто-Воздвиженского собора, а в 1992 году колокола переместили во вновь построенную колокольню, находящуюся над святыми вратами.

В середине 1980-х годов местные власти стремились отнять у православных древний храм и устроить в нем музей. Только благодаря многочисленным ходатайствам прихожан в государственные инстанции эти планы не были осуществлены.

По милости Божией в 1989 году на Синоде Русской Православной Церкви было принято решение о возрождении Спасо-Евфросиниевского монастыря. С 1990 по 1992 год службы в Спасо-Преображенском храме совершались ежедневно (за исключением воскресных и праздничных дней, когда богослужения проходили в Кресто-Воздвиженском соборе). До 1991 года в Спасском храме по средам Литургию и молебен с акафистом преподобной совершали прихожане общины Спасо-Преображенской церкви (в августе 1991 года община была переведена в Полоцкий Богоявленский собор, который был возвращен тогда Православной Церкви). В 1992 году основные богослужения стали совершаться в соборе. В Спасо-Преображенском храме до 2007 года ежедневно служили полунощницы, молебны у святых мощей преподобной Евфросинии с акафистом. Кроме того, по средам совершалась и Божественная литургия.

Помимо этого, с 1991 по 2007 год в Спасском храме совершались монашеские постриги. Особым утешением для пострижениц было пребывание в течение трех дней в древней церкви рядом с мощами основательницы монастыря. На хорах храма, где находятся две крестообразные келии (преподобной Евфросинии и одной из ее родственниц), постриженицы ночевали.

Самым замечательным достоянием Спасо-Преображенской церкви является древняя фресковая роспись, сплошь покрывающая стены храма. В начале 1990-х годов началась планомерная реставрация стенописи, которую возглавил минский художник-реставратор и исследователь В. В. Ракицкий. В 2007 году в целях ускорения раскрытия фресок к работам были подключены московские специалисты под руководством художника-реставратора В. Д. Сарабьянова, главного искусствоведа Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры России. В настоящее время раскрыта существенная площадь росписей, дающая представление о стиле и системе внутреннего убранства церкви.

27 декабря 2006 года в связи с работами по раскрытию фресковой росписи святые мощи преподобной Евфросинии перенесли из древнего храма в Кресто-Воздвиженский собор, где они находятся и поныне. Поскольку в Спасской церкви до сих пор продолжаются реставрационные работы, богослужения в ней не совершаются. Необходимо отметить, что 3 июня 2007 года заботами и стараниями архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия Спасский храм был увенчан позолоченным куполом. Тогда же интерьер церкви был украшен резным иконостасом.

Источники:

1. Алексеев, Л. В. Западные земли домонгольской Руси. Очерки истории, археологии, культуры. М., 2006. Кн. 2.

2. Брунов, Н. И. Извлечение из предварительного отчета о командировке в Полоцк, Витебск и Смоленск в сентябре 1923 г. М., 1926.

3. Брунов, Н. И. Мастера древнерусского зодчества. М., 1953.

4. Витебская Старина: материалы для истории Полоцкой епархии / сост. А. П. Сапунов. Витебск, 1888. Т.V, ч. 1.

5. Воронин, Н. Н., Лазарев, В. Н. Искусство западнорусских княжеств // История русского искусства. М., 1953. Т. 1.

6. Гліннік, В. В. Да гісторыі будаўнічай актыўнасці полацкіх езуітаў у фальварку Спас // Гісторыя і археалогія Полацка і Полацкай зямлі. IV Міжнародная канферэнцыя. Полацк, 2002.

7. Зорин, Н. И. Минувшее и настоящее г. Полоцка. Полоцк, 1910.

8. Красовицкий, П. М. Памятники церковной старины в Витебской губернии // Полоцко-Витебская Старина. Витебск, 1911. Кн. 1, ч. 1.

9. Монастырь у церкви Спаса. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь с древности до наших дней. Минск, 2000.

10. Павлинов, А. М. Древние храмы Витебска и Полоцка // Труды IX Археологического съезда. М., 1895. Т. 1.

11. Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. Полоцк : Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, 2010.

12. Ракіцкі, У. Спасаўская царква 12 ст. у Полацку. Насценны жывапіс. Полацк, 1998.

13. Ракіцкі, У. Спасаўская царква пры староннім асвятленні // Гісторыя і археалогія Полацка і Полацкай зямлі. Полацк, 1998.

14. Раппопорт, П. А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993.

15. Раппопорт, П. А. Русская архитектура X–XIII вв.: Каталог памятников. Л., 1982.

16. Раппопорт, П. А. Русская архитектура на рубеже XII и XIII веков // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., 1977.

17. Раппопорт, П. А. Строительное производство Древней Руси (X–XIII вв.). СПб., 1994.

18. Сапунов, А. П. Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего монастыря. Витебск, 1888.

19. Сапунов, А. П. Исторический очерк Витебской Белорусии // Полоцко-Витебская Старина. Витебск, 1911. Кн. 1, ч. 1.

20. Сапунов, А. П. Исторические судьбы Полоцкой епархии с древнейших времен до половины XIX века. Витебск, 1889.

21. Сапунов, А. П. Памятники времен древних и новейших в Витебской губернии. Витебск, 1903.

22. Сапунов, А. П. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский девичий монастырь. Витебск, 1888.

23. Сарабьянов, В. Д. Алтарная преграда Спасо-Преображенской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке // Искусство Древней Руси и стран византийского мира. Материалы научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Валентина Александровича Булкина. 3–4 декабря 2007 года. СПб. – М., 2007.

24. Сарабьянов, В. Д. Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и ее фрески. М., 2009.

25. Сарабьянов, В. Д. Храм-реликварий преподобной Евфросинии Полоцкой. К реконструкции первоначального замысла Спасской церкви Евфросиньева монастыря // Образ Византии. Сборник статей в честь О. С. Поповой. М., 2008.

26. Селицкий, А. А. Система росписи собора Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке // Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой трети XIII в. М., 1988.

27.Слюнченко, В. Г. Архитектурные памятники Полоцка. Историко-архитектурный очерк. Минск, 1988.

28. Хозеров, И. М. Белорусское и Смоленское зодчество XI–XIII вв. Минск, 1994.

29. Хозеров, И. М. К исследованию конструкции Спасского храма в Полоцке. Смоленск, 1928.

30. Шейкин, Г. Н. Полоцкая епархия: Историко-статистическое обозрение. Минск, 1997.

31. Штыхов, Г. В. Древний Полоцк (IX–XIII вв.). Минск, 1975.

32. ГАВО, ф. 1821, оп. 1, д. 133, л. 6 об. Церковно-ризничная опись Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря за 1922 год.

33. НИАБ, ф. 2563, оп. 1, д. 6, л. 39 об.–40. Летопись о монастыре. Формулярная ведомость о Полоцком Спасо-Евфросиниевском первоклассном женском монастыре за 1912 год.

34. Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Абрамова, И. А. Спасо-Евфросиниевский монастырь в г. Полоцке (историческая справка).

35. Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Летопись Спасо-Евфросиниевского монастыря за 1989–2007 годы.

36. Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Ракіцкі, У. Спаса-Прэабраженская царква XII ст. у Полацку: Навукова-даследчыя матэрыялы. Полацк, 2006.

37. Алексеев, Л. В. Крест Евфросинии Полоцкой 1161 года в средневековье и в позднейшие времена (К 830-летию знаменитой реликвии) // Российская археология. М., 1993. № 2.

38. Володихин, Д. М. Повесть в камне (граффити на стенах Спасского собора Спасо-Евфросиньева монастыря в Полоцке) // Полоцкий летописец. Полоцк, 1993. № 1 (2).

39. Воронин, Н. Н. У истоков русского национального зодчества. Вопросы теории и истории архитектуры // Архитектура СССР. М., 1944. Вып. 5.

40. Калечыц, І. Л. Графіці XII–XIV ст.ст. у Спаса-Праабражэнскай царкве ў Полацку // Беларускі гістарычны часопіс. Мінск, 2007. № 6.

41. Мялешка, С. Праца навукова-даследчай экспедыцыi Цэнтральных дзяржаўных рэстаўрацыйных майстэрняў у Полацку // Наш край. 1929. № 8–9.

42. Раппопорт, П. А. Полоцкое зодчество XII века // Советская археология. М., 1980. № 3.

43. Раппопорт, П. А., Штендер, Г. М. Спасская церковь Евфросиньева монастыря в Полоцке // Памятники культуры. Новые открытия. 1979. Ленинград, 1980.

44. Рождественская, Т. В. Древнерусские надписи-граффити в церкви Спаса Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке // Вестник Ленинградского университета. Ленинград, 1983. Вып. 3. Июль.

45. Сапунов, А. П. Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего монастыря в Полоцке // Полоцкие Епархильные Ведомости. 1885. № 8, 10.

46. Хозераў, I. Да пытання аб Спасаўскай царкве ў Полацку // Гiстарычна-археалагічны зборнiк. Мінск, 1927. № 1.

47. Штендер, Г. М. Новые материалы исследований церкви Спаса Преображения Евфросиниевского монастыря в Полоцке // Реставрация и исследования памятников культуры. М., 1982. Вып. 2.

Храм в честь Воздвижения Креста Господня
1893 г.

По будням
время
богослужение
примечание
5 : 45
Полунощница. Молебен у мощей преподобной Евфросинии
По: суб.
время
богослужение
примечание
6 : 30
Полунощница. Молебен у мощей преподобной Евфросинии
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
9 : 30
Часы. Поздняя Божественная литургия
По: вск.
время
богослужение
примечание
8 : 30
Молебен у мощей преподобной Евфросинии

Кресто-Воздвиженский собор – крестообразный в плане, белокаменный, увенчанный пятью шлемообразными куполами с позолоченными крестами, – был заложен 23 мая 1893 года Преосвященным Антонином (Державиным), епископом Полоцким и Витебским. Собор построен в 1897 году по проекту витебского губернского архитектора В. Ф. Коршикова при настоятельнице монастыря игумении Евгении (Говорович) на добровольные пожертвования, собиравшиеся в течение десятилетий. В Спасо-Евфросиниевской обители давно ощущалась нужда в обширном вместительном храме не только в большие праздники, но и в обычные воскресные дни. Особенно такой храм был необходим в день памяти преподобной Евфросинии, когда в монастырь прибывали тысячи богомольцев из самых отдаленных уголков России. Игумения Евгения не щадила своих сил для достижения святой цели храмоздательства: ее усердием был построен самый большой храм обители в честь Воздвижения Креста Господня. Величественный собор, ставший венцом строительной деятельности игумении Евгении, «вырос, можно сказать, из ничего, так как к сбору пожертвований приступили в такое время, когда никаких заранее заготовленных средств монастырь не имел». В благодарное воспоминание будущим поколениям о трудах игумении Евгении в 2000 году в соборе был помещен барельеф с памятной надписью к столетию со дня ее блаженной кончины, последовавшей 24 марта 1900 года.

Кресто-Воздвиженский собор является памятником монументальной архитектуры русско-византийского направления ретроспективно-русского стиля. По объемно-планировочной структуре этот четырехстолпный трехнефный храм представляет собой в плане четко читаемый квадрат с тремя притворами, причем западный притвор выдвинут дальше в связи с необходимостью устройства дополнительных помещений. Особенно интересно архитектурно-конструктивное решение апсиды: внутри храма за стеной алтаря устроен проход, соединяющий узкие ризницы, которые снаружи представляют собой единое целое с апсидой. В архитектурно-стилевой основе Кресто-Воздвиженского собора прослеживаются традиции школ византийской архитектуры XIII–XIV веков. Это центральные полукруглые закомары на фасадах, сдвоенные и строенные окна, прорезающие гладь главного и боковых фасадов, характерные византийские колонны в интерьере, имитация квадровых блоков на оштукатуренных побеленных стенах.

Храм имеет два придела. Главный престол во имя Воздвижения Креста Господня освящен 23 мая 1897 года Полоцким епископом Александром (Закке-Заккисом). Южный (правый) придел в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», освящен настоятелем Полоцкого Богоявленского монастыря архимандритом Игнатием 8 мая 1897 года. Северный (левый) придел в честь святителя Николая Чудотворца освящен ректором Витебской духовной семинарии архимандритом Константином 7 мая 1897 года. В настоящее время в южном приделе располагается ризница, а в северном – пономарка.

В 1896 году, еще до освящения храма, в нем был установлен трехъярусный позолоченный резной иконостас. Из Полоцких Епархиальных Ведомостей за 1897 год (№6) известно, что собор как по своей архитектуре, так и по изящной внутренней отделке (живопись, художественная орнаментика иконостаса, мозаичный из мраморных и цементных плит пол) мог быть отнесен, по мнению современников, к лучшим храмам Полоцкой епархии.

В 1910 году произошло незабываемое событие в истории Полоцкого края и Спасо-Евфросиниевского монастыря. 4 июня, накануне дня памяти преподобной Евфросинии, мощи святой были торжественно перенесены из Киево-Печерской Лавры в Полоцкую обитель. Мощи угодницы Божией внесли в Кресто-Воздвиженский собор, где было отслужено всенощное бдение. На следующий день, по окончании Божественной Литургии, мощи святой перенесли из собора в древнюю Спасо-Преображенскую церковь. С 1913 года в монастыре было введено перенесение мощей преподобной Евфросинии из Спасского храма в Кресто-Воздвиженский собор. Мощи преподобной находились в соборе до осени, а затем, в первое воскресенье после праздника Покрова Божией Матери, их возвращали в древнюю церковь. В современный период жизни обители, с 1994 года, накануне дня памяти преподобной Евфросинии в Кресто-Воздвиженский собор из Спасо-Преображенского храма переносили мощи угодницы Божией, а в день праздника, 5 июня, после богослужения крестным ходом их возвращали обратно. Это совершалось до 2006 года. С 27 декабря 2006 года в связи с начавшимися реставрационными работами в Спасской церкви Кресто-Воздвиженский собор стал местом постоянного пребывания святых мощей. 29 мая 2007 года из Бреста была привезена серебряная рака для мощей преподобной (изготовлена художником-ювелиром Н. П. Кузьмичом), в которую и были переложены мощи угодницы Божией из прежней, дубовой, раки. 17 августа 2009 года в соборе над мощами преподобной Евфросинии была установлена деревянная сень. (Изготовлена минским резчиком М. М. Юревичем и расписана художниками-иконописцами Минского Свято-Елисаветинского монастыря.)

В XX веке Кресто-Воздвиженский собор сильно пострадал. В 1920-е годы храм был поврежден снарядами и пустовал, поскольку иконы были изъяты при эвакуации 1915 года. В церковно-ризничной описи монастыря за 1922 год говорится о том, что собору «требуется капитальный ремонт, т. к. крыши, стены и окна повреждены снаружи» (ГАВО, ф. 1821, оп. 1, д. 133, л. 6). В годы Великой Отечественной войны в одном из монастырских корпусов располагалось немецкое командование, поэтому часть территории обители, включая Кресто-Воздвиженский собор, была обнесена колючей проволокой, за которой содержались русские военнопленные. В тот же период в храм попала авиабомба, которая разрушила один свод и образовала трещины в стенах всего здания (ГАВО, ф. 4131, оп. 1, д. 10, л. 50). После войны собор долгое время находился в запустении. Пятнадцать лет храм стоял без кровли, и под действием атмосферных осадков стены и кирпичное сводчатое перекрытие были значительно разрушены. По рассказам очевидцев, до 1954 года внутри собора хранились дрова отдельных военнослужащих, проживавших на территории монастыря (ГАВО, ф. 4131, оп. 1, д. 10, л. 53). Кресто-Воздвиженский собор оставался без ремонта и реставрации вплоть до 1980-х годов, несмотря на то, что игумения Елевферия (Новикова, † 1959) неоднократно обращалась к уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР по Витебской области с просьбой о ремонте и передаче храма обители (ГАВО, ф. 4131, оп. 1, д. 19, л. 25).

Спустя год после смерти игумении Елевферии монастырь был закрыт, на его территории действовала только одна Спасо-Преображенская церковь, которая перешла в ведение приходской общины. В 1980-е годы городские власти решили сделать планетарий из Кресто-Воздвиженского собора, поэтому на куполе храма был установлен знак небесной сферы. Староста Спасо-Преображенской церкви Татьяна Никодимовна Храповицкая обращалась в разные инстанции, писала письма Святейшему Патриарху Пимену, Генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Сергеевичу Горбачеву, члену Президиума правления Советского фонда культуры Раисе Максимовне Горбачевой, ездила в Москву и Ленинград с целью спасти храм от поругания. По молитвам преподобной Евфросинии верующим удалось отстоять собор. В Полоцк приехала московская комиссия, которая одобрила передачу православным Кресто-Воздвиженского храма. В 1988 году Кресто-Воздвиженский собор был передан «православному религиозному обществу в безвозмездное пользование», и тогда же в храме начались ремонтные работы.

Первая Литургия в Кресто-Воздвиженском соборе после долгих лет запустения была совершена 27 сентября 1989 года на праздник Воздвижения Креста Господня. Тогда храм стоял еще в лесах. В 1990 году сняли леса, и в целом ремонт собора был завершен. Однако предстояло еще сделать пол. В том же году храм временно покрыли линолеумом, а в 1992 сделали мраморный пол. Работа по укладке пола производилась со второй седмицы Великого поста. К Пасхе сделали пол в основном объеме храма, к празднику преподобной Евфросинии – в алтаре, а к Успению Божией Матери – в заалтарной части. Восстанавливать Кресто-Воздвиженский собор помогали как государственное учреждение «Белспецпроектреставрация» (прораб П. М. Мушинский, мастер Л. Ф. Жуков), так и активные прихожане монастырского Спасо-Преображенского храма. Большой вклад в возрождение обители, в частности, в ремонт собора внесли супруги Виктор Михайлович и Татьяна Никодимовна Храповицкие, принявшие в дальнейшем монашеский постриг с именами Виталий и Таисия († 2006). После ремонта храм был переосвящен в 1993 году епископом Полоцким и Глубокским Глебом (Савиным; † 1998). В 2009 году в Кресто-Воздвиженском соборе был произведен капитальный ремонт в связи с визитом в Спасо-Евфросиниевский монастырь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В 1999 году в соборе установили кирпичный двухъярусный иконостас с резьбой по гипсу (скульптор – Вячеслав Малышкин, художники-иконописцы – Владимир Сидельников и Евгений Антонов). В 2002 году по проекту художника Свято-Троице-Сергиевой Лавры Вячеслава Саблина под руководством архитектора Московского Свято-Данилова монастыря Дмитрия Соколова иконостас был дополнен полукруглым завершением, украшенным круглыми иконами. В 2003 году для освещения собора во время торжественных богослужений обители был подарен хорос. В 2003–2004 годы в храме установили восемь киотов для икон Божией Матери и святых угодников Божиих. В 2005 году в Кресто-Воздвиженском соборе были поставлены монашеские стасидии, а в средней части храма устроены два дубовых резных клироса с правой и с левой стороны.

Важно отметить, что сейчас в соборе находятся две чудотворные иконы Божией Матери – «Эфесская» (XVI век) и «Красностокская» (XVII век), а также иконы с частицами мощей угодников Божиих – преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; святителей Николая Чудотворца, Филарета Московского и Феофана Затворника; священномученика Константина, пресвитера Шарковщинского, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона Целителя, великомученицы Варвары. Кроме того, в храме установлены два ковчега-мощевика и распятие с частицей Животворящего Древа Креста Господня.

В Кресто-Воздвиженском соборе ежедневно служатся полунощницы и молебны у мощей преподобной Евфросинии. В нем также совершаются воскресные и праздничные всенощные бдения, а по воскресеньям и двунадесятым праздникам – поздняя Божественная Литургия.

Источники:

1. Леонардов, Д. С. Памяти настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евгении (Говорович). † 24 марта 1900 года. Витебск, 1900.

2. Матушка Евгения: Памяти настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евгении (Говорович). † 24 марта 1900 г. Минск, 2000.

3. Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. Полоцк : Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, 2010.

4. Православное зодчество Беларуси. Минск, 1995.

5. ГАВО, ф. 1821, оп. 1, д. 133, л. 6. Церковно-ризничная опись Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря за 1922 год.

6. ГАВО, ф. 4131, оп. 1, д. 10, л. 50.

7. ГАВО, ф. 4131, оп. 1, д. 10, л. 53.

8. ГАВО, ф. 4131, оп. 1, д. 19, л. 25.

9. НИАБ, ф. 2563, оп. 1, д. 6, л. 39–39 об. Летопись о монастыре. Формулярная ведомость о Полоцком Спасо-Евфросиниевском первоклассном женском монастыре за 1912 год.

10. Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Абрамова, И. А. Спасо-Евфросиниевский монастырь в г. Полоцке (историческая справка).

11. Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Летопись Спасо-Евфросиниевского монастыря за 1989–2004 годы.

12. Альбицкий, В., свящ. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь // Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1897. № 6.
Колокольня
1832 г.
восстановлен в 1992 г.

Первая колокольня на территории Спасо-Евфросиниевского монастыря была построена в 1832 году, после проведения ремонтных работ в Спасо-Преображенском храме. Историк А. П. Сапунов писал о ней следующее: «Снаружи, близ [Спасской] церкви, устроен деревянный колокольный столб с крышей». В 1834 году на этом же месте была построена простая деревянная звонница, которая прослужила недолго. Документы уже за 1868 год говорят о колокольне, «пришедшей в ветхость и угрожающей даже падением». Поэтому возникла необходимость в новой и более прочной постройке. В 1882 году над святыми вратами монастыря воздвигли каменную колокольню. Под ней были устроены четыре жилые келии для монахинь и книжная лавка. В 1898 и 1906 годах произведен ремонт колокольни. О дальнейшей судьбе монастырской колокольни можно судить только исходя из сохранившихся фотографий 1950-х годов, на которых она уже отсутствует. Вероятнее всего, колокольню разрушили в годы Великой Отечественной войны. В 1992 году к празднику 1000-летия Полоцкой епархии она была реконструирована. В 1998–99 годах произведена правильная развеска колоколов с разделением их на зазвонные, подзвонные и благовестники, а также установлен пульт для звонаря. В 2001 году из-за неудовлетворительного звучания прежних колоколов на пожертвования прихожан были заказаны и изготовлены в Минске на предприятии «Отменное литье» три подзвонных колокола средней величины (32, 48, 80 кг). 11 марта 2002 года на колокольню подняли самый большой колокол – праздничный благовестник весом 330 кг.

Сегодня на колокольне сочетаются современные колокола минской фирмы «Отменное литье», а также колокола прошлого века завода Самгина и голландские колокола XVII–XVIII столетий. В настоящее время справа и слева от колокольни находятся церковные лавки и монастырские корпуса (1912 и 2002 годов).

Храм в честь преподобной Евфросинии Полоцкой
1842 г.
восстановлен в 2009 г.
По будням
время
богослужение
примечание
7 : 15
Часы. Божественная литургия
16 : 45
Вечернее богослужение
По: суб.
время
богослужение
примечание
8 : 00
Часы. Божественная литургия
22 : 20
Воскресная полунощница.

В период восстановления Спасо-Евфросиниевской обители, в 1841 году, в ней был единственный храм в честь Всемилостивого Спаса. С возрождением монашеской жизни возникла необходимость в постройке еще одной церкви для совершения богослужений. Уже в 1842 году в жилом монастырском доме была устроена домовая церковь и освящена в честь основательницы обители преподобной Евфросинии Полоцкой. О том, как выглядел Свято-Евфросиниевский храм в 1845 году, мы узнаем из книги Д. С. Леонардова «Памяти настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евгении (Говорович)», в которой говорится: «Церковь преп. Евфросинии была простою домовою церковью; только крест отличал ее от обыкновенных жилых помещений. Тесная и бедная церковь представляла из себя только большую комнату, отделявшуюся коридором от монашеских келий». В 1847 году домовую церковь перестроили в теплый каменный храм. В 1886 году она была значительно расширена: надстроены стены, поднят потолок, устроены хоры, пристроены алтарь, притвор и ризница, сооружены новые престол и жертвенник. После окончания строительных работ 12 декабря 1886 года церковь вновь освятили. Каменная достройка 1886 года, предназначавшаяся в прошлом для ризницы, сейчас служит отдельной молельной для сестер во время богослужений, а деревянная достройка, сделанная в 1990-е годы, используется в качестве ризницы.

Богослужения в Свято-Евфросиниевском храме совершались вплоть до закрытия обители. Следует сказать, что для Спасо-Евфросиниевского монастыря XX век стал периодом запустения и разрухи. Из исторических документов мы узнаем, что, когда в 1925 (1924?) году по распоряжению советских властей обитель закрыли и все здания, принадлежавшие ей, передали военному ведомству и другим государственным структурам, храмы обители были повреждены как снаружи, так и внутри. В Великую Отечественную войну Евфросиниевская церковь сильно пострадала. Об этом свидетельствуют сохранившиеся фотографии 1950-х годов. Храм оставался в полуразрушенном состоянии до 1987 года. В течение 1987–1989 годов городскими властями в церкви был произведен капитальный ремонт, устроены деревянные хоры с лестницей. В Спасо-Преображенском храме совершались богослужения в воскресные и праздничные дни, а в Евфросиниевской церкви – крещение, венчание, отпевание и другие требы. С 1991 года, когда монастырь уже был возрожден, Свято-Евфросиниевский храм временно служил в качестве монашеской трапезной.

В связи с подготовкой к празднованию 100-летнего юбилея перенесения святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк в 2009 году были начаты ремонтные работы в храмах обители. Сначала был отремонтирован Свято-Евфросиниевский храм, и после 82-летнего перерыва в церкви наконец возобновились богослужения. С 27 марта по 9 сентября 2009 года в Свято-Евфросиниевской церкви находились мощи преподобной по причине ремонта Кресто-Воздвиженского собора. В том же году церковь была украшена двухъярусным резным дубовым иконостасом и резными киотами, выполненными мастерами-резчиками М. М. Юревичем и В. М. Юревичем. Иконы для этого иконостаса написаны минскими иконописцами П. А. Жаровым и А. П. Жаровым.

В Евфросиниевской церкви была предложена праздничная трапеза высоким гостям обители: в 1998 году – Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, посетившему тогда монастырь с первосвятительским визитом, в 2009 году – Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

В настоящее время в Свято-Евфросиниевском храме совершаются уставные богослужения, в праздничные и воскресные дни – ранняя Божественная Литургия. Храм имеет свои святыни: почитаемые иконы Божией Матери «Иверская» и «Всецарица», написанные на Святой Горе Афон, ковчег-мощевик, дубовую раку с гробом, в котором ранее почивали мощи преподобной Евфросинии, а теперь находятся вериги святой. В Свято-Евфросиниевском храме имеется частица святых мощей преподобной Евфросинии. Для хранения святыни благодетелями обители супругами Шавелем К. Г. и Шавель А. С. был подарен ковчег с сенью, в который встроены камни со святых мест Иерусалима и Афона. Ковчег был сделан минским мастером А. И. Хацкевичем к славному юбилею перенесения мощей преподобной Евфросинии.

Источники:

1. Леонардов, Д. С. Памяти настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евгении (Говорович). † 24 марта 1900 года. Витебск, 1900.

2. Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. Полоцк : Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, 2010.

3. Слюнченко, В. Г. Архитектурные памятники Полоцка: Историко-архитектурный очерк. Минск,1988.

4. НИАБ, ф. 2563, оп. 1, д. 6, л. 41–41 об. Летопись о монастыре. Формулярная ведомость о Полоцком Спасо-Евфросиниевском первоклассном женском монастыре за 1912 год.

5. Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Летопись Спасо-Евфросиниевского монастыря за 1989–2009 годы.


Подворья

Республика Беларусь, Витебская обл., Полоцкий район, аг. Захарничи, ул. Школьная, д. 18а

Богослужение в монастыре


Каждый день (кроме праздников)
время
богослужение
примечание
14 : 00
Молебен с акафистом у мощей преподобной Евфросинии
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
12 : 00
Молебен с акафистом у мощей преподобной Евфросинии
По будням
время
богослужение
примечание
5 : 45
Полунощница. Молебен у мощей преподобной Евфросинии
7 : 15
Часы. Божественная литургия
10 : 00
Молебен с акафистом у мощей преподобной Евфросинии
16 : 45
Вечернее богослужение
По: суб.
время
богослужение
примечание
6 : 30
Полунощница. Молебен у мощей преподобной Евфросинии
8 : 00
Часы. Божественная литургия
16 : 45
Всенощное бдение
22 : 20
Воскресная полунощница.
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
6 : 30
Часы. Ранняя Божественная литургия
9 : 30
Часы. Поздняя Божественная литургия
По: вск.
время
богослужение
примечание
8 : 30
Молебен у мощей преподобной Евфросинии
16 : 45
Вечернее богослужение
Если служба не полиелейная, в воскресные дни совершается акафист Иисусу Сладчайшему.

Служение

Воскресная школа

Под молитвенным покровом преподобной Евфросинии действует при Спасской обители воскресная школа для детей и взрослых и сегодня. Она была открыта в 1990 году, уже вскоре после того, как в древней обители начала возобновляться иноческая жизнь. Первоначально воскресная школа размещалась в деревянном монастырском доме, а первым ее преподавателем стал монастырский священник иеромонах Виктор (Пашкевич). Впоследствии на протяжении нескольких лет занятия для учащихся школы проводились в Кресто-Воздвиженском соборе духовником обители протоиереем Михаилом Бураковым (†2002).

В 2006 году классы воскресной школы были переведены в расположенное неподалеку от обители благоустроенное каменное двухэтажное здание, где находятся и в настоящее время. На сегодняшний день воскресную школу Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря посещает около 150 учащихся, детей и взрослых. Перед началом занятий воспитанники всегда испрашивают молитвенной помощи и благословения своей небесной покровительницы, преподобной Евфросинии, прикладываются к ее святым мощам и Кресту. Занятия в воскресной школе проводятся сестрами обители по специально разработанным программам, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в нескольких группах:

младшая группа – дети 4–6 лет; предметы: Закон Божий, церковное пение, рисование;

средняя группа – дети 7–11 лет; предметы: Закон Божий, церковно-славянский язык, церковное пение, рисование;

старшая группа – дети 12–15 лет; предметы: Священная история Ветхого и Нового Завета, катехизис, история Церкви, церковно-славянский язык, церковное пение, основы иконописи;

группа для взрослых – предметы: Священная история Ветхого и Нового Завета, катехизис, история Церкви.

Издательство

Первые издания, подготовленные сестрами Полоцкой Спасо-Евфросиниевской обители, вышли в свет уже в 1990–1992 годах. Это были «Акафист преподобней матери нашей Евфросинии Полоцкой» (Полоцк, 1990) и «Житие преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, изложенное по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского» (СПб., 1992). Впоследствии в сотрудничестве с православными издательствами Беларуси монастырь начал выпускать книги, буклеты, календари, открытки.

К 100-летию со времени кончины настоятельницы Полоцкой обители игумении Евгении (Говорович; 1822–1900), насельницами монастыря была издана книга «Матушка Евгения», в которую вошло жизнеописание этой подвижницы благочестия, а также статьи современных авторов.

Еще одно юбилейное издание, посвященное 50-летию со времени кончины игумении Нины (Боянус;1876–1953), начальницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского училища, вышло в свет в 2004 году. Центральное место в этой книге занимают «Беседы» игумении Нины с воспитанницами училища. В книгу включено также жизнеописание игумении и ее письма к русскому религиозному философу В. В. Розанову.

В 2009 году было получено официальное разрешение на осуществление самостоятельной издательской деятельности, и к 2010 году, к торжествам в честь 100-летия со времени перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, сестры монастыря подготовили к изданию книгу «Полоцкое Радование», явившуюся плодом многолетних трудов. В этой книге собран богатейший архивный фотоматериал по истории обители, впервые опубликованы уникальные исторические документы, представлена иконография преподобной Евфросинии конца XIX – начала XX века. К 2010 году были изданы также фотолетопись «Незабвенные дни», брошюра «Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года», брошюра «Дивен Бог во Святых Своих. Преподобная Евфросиния Полоцкая: житие, современные чудеса», буклет «Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь» и другое.

Монастырское издательство уже дважды было удостоено государственных наград. В 2012 году на 51-м Национальном конкурсе «Искусство книги – 2012» Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь за книгу «Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года» получил высшую награду в номинации «Духовность» – диплом и памятный знак-символ «Малый золотой фолиант». В 2013 году издания Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря «Христос – центр нашей любви» и «Житие преподобной матери нашей Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой», опубликованное в переложении с древнерусского языка по одному из списков XVI века, на 52-м национальном конкурсе «Искусство книги-2013» были удостоены специального диплома жюри в тематической номинации «Золотые скрижали».

В 2014 году издательство Спасо-Евфросиниевского монастыря было награждено специальным дипломом жюри в номинации «Диалог культур» на XI Международном конкурсе государств-участников СНГ «Искусство книги» за издание рукописного «Акафиста преподобней матери нашей Евфросинии, княжне Полотстей» (2013).

Экскурсионная служба

Экскурсионное бюро при Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре, по благословению Высокопреосвященного Феодосия, архиепископа Полоцкого и Глубокского, было открыто в 1998 году. До этого времени насельницами обители экскурсии проводились только для приезжавших богомольцев, туристов же знакомили с его историей местные полоцкие экскурсоводы, сотрудники Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.



Новости

Все новости

Контактная информация

Как добраться?

Добраться до монастыря от авто- и ж/д вокзалов можно на автобусе № 4 или маршрутным такси с тем же номером. Ехать следует до остановки «Лесной техникум»

Возврат к списку