Участники конференции «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» подвели итоги работы

14 ноября 2019 года в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре продолжила работу конференция «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства», организованная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви и Нижегородской митрополией.

Накануне, как сообщал портал «Монастырский вестник», состоялся круглый стол, в рамках которого участники встречи обсудили практические аспекты и особенности монастырского богослужения. Во второй части заседания в формате дискуссии с сообщениями на заявленные темы выступили игумен Нижегородского Благовещенского монастыря, ответственный по мужским монастырям Нижегородской епархии архимандрит Александр (Лукин) («Современные практики совершения суточного богослужебного круга и Литургии») и насельник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря игумен Вассиан (Бирагов) («Значение келейного правила для духовного делания, подготавливающего к участию в богослужении, и как части богослужебного круга»). Во время обсуждения этих выступлений были высказаны, в частности, мысли о богослужении в монастыре как главном объединяющем начале и фундаменте, на котором строится монашеское общежитие, о молитве как источнике жизни и здоровья души (именно поэтому в уставе монастыря должно быть предусмотрено время для келейной молитвы), о высоте монашеского целеполагания – святости, а также о том, что глубинная суть келейной и церковной молитвы не меняется от места ее совершения и в келии подвижник приносит на алтарь свое сердце.

14 ноября первая половина дня была посвящена особому мероприятию в Успенском мужском монастыре – Саровской пустыни. Прибывшие на конференцию Преосвященные владыки, игумены, игумении и монашествующие епархий Приволжского федерального округа приняли участие в перезахоронении останков бывших насельников Саровской пустыни, обретенных во время археологических раскопок на месте разрушенного в советское время Успенского собора.

Утром в возрожденном Успенском соборе Саровской обители митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил Божественную литургию, совершенную сонмом архиереев, участников конференции, и клириков Нижегородской митрополии. 

В храме молились митрополит Вятский и Слободской Марк, настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, а также другие руководители монастырей и монашествующие, учащиеся Саровской православной гимназии, многочисленные прихожане.

Как сообщил сайт Нижегородской митрополии, митрополит Георгий, обратившись к собравшимся по окончании Литургии, в частности, сказал: 

«В этот благословенный день мы предаем земле честные останки братии Саровского монастыря, обретенные во время возрождения Успенского собора обители. Сегодня вся братия Саровской пустыни, прославленная многими подвигами, радуется на небесах. Будем просить у этих мужей заступничества перед Господом, чтобы обители наши возрождались не только зданиями и куполами, но и прирастали братией и сестричеством, а примером для них стали бы славные подвижники Саровской пустыни».

Затем состоялась панихида по усопшим насельникам, по окончании которой гробы с останками были перенесены к местам захоронения и положены в подготовленные склепы. Была отслужена заупокойная лития, после чего участники церемонии возложили у могил цветы и возгласили «Вечную память».

Во второй половине дня конференция продолжила работу в Центре славянской культуры с. Дивеева. Заседание было посвящено обсуждению проекта документа «Священнослужение монахов на приходах», подготовку которого осуществляла Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Президиум возглавил председатель Комиссии митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, также в состав президиума вошли митрополит Саранский и Мордовский Зиновий и заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы игумения Иулиания (Каледа).


Основные положения документа представил в своем докладе иеромонах Лаврентий (Собко), насельник Благовещенского мужского монастыря, преподаватель и духовник Нижегородской духовной семинарии.

В документе говорится, что он призван содействовать приведению монашеской жизни в Русской Православной Церкви к ее каноническому строю. В нем проанализированы канонические определения относительно священнослужения монахов на приходах и практика такого служения на протяжении истории Церкви, даны анализ современного состояния проблемы и соответствующие рекомендации для монашествующих, направляемых на приходское служение по благословению священноначалия.


Предваряя дискуссию, владыка Георгий сообщил, что документ Комиссией подготовлен и отправлен в секретариат Межсоборного присутствия, откуда поступило предложение обсудить его в монашеских общинах. Глава Нижегородской митрополии отметил, что поднятая в документе проблема двояка: с одной стороны, монашество, посылаемое на приходы и лишенное монастырского уклада, соприкасаясь с соблазнами в миру, ослабевает, с другой – нельзя оставить мир без окормления и попечения и пребывать только в своеобразных «тепличных условиях» обители. Также и руководители монастырей должны быть озабочены формированием братства или сестричества, но одновременно именно на них лежит обязанность воспитывать людей для служения миру.

В ходе дискуссии высказывались достаточно категорические мнения о том, что практика служения монашествующих на приходах должна быть прекращена не только из-за противоречия монашеским обетам, но и потому, что большинство современного иночества переживает еще процесс возрождения, становления и силы должны быть направлены на осуществление иных задач. Следует отметить, что один из пунктов документа учитывает обозначенную проблему: в нем говорится, что при рассмотрении кандидатуры для направления на приход священноначалию следует принимать во внимание возраст монашествующего, его личный духовный опыт и пастырский опыт окормления мирян, приобретенный в обители.


Также прозвучало противоположное мнение, что данная практика служения монахов уже во многом устоялась: монахов на приходах любят и ценят, у них сложилась своя, зачастую обширная, паства, и нельзя без потерь разорвать эту связь. Поднимался вопрос о том, что целесообразно специально готовить кадры священномонахов для приходского служения, особенно для служения в командировках, когда неизбежен продолжительный отрыв от общин родных обителей. Как наиболее благоприятную отметили практику несения насельниками монастырей череды на приходах на ограниченный промежуток времени – тогда разлучение с братией ощущается не так сильно и уставная жизнь не терпит существенного урона. Было внесено уточнение, что монаху, служащему на приходе, необходимо иметь духовное образование. Также, что зафиксировано и в документе, желательно, чтобы служение священноинока на приходе не обременялось обязанностями настоятеля и прочими административными функциями, а касалось только священнослужения и душепопечения.

Подводя итог обсуждению, митрополит Георгий сказал, что монастырь не закрывается от мира; там, где для этого есть потребность, монашествующие должны выходить на служение. Но здесь большая ответственность ложится на правящего архиерея – он должен заботиться о полномочиях священномонаха на приходе, его материальном содержании, подчиненности настоятелю, благочинному и т.п.


В завершение конференции владыка Георгий зачитал итоговый документ мероприятия, от лица участников выразил сыновнюю благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, благословившему эту плодотворную монашескую встречу, поблагодарил игумению Сергию (Конкову) за подготовку как практической, так и богословской части конференции. 

Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий также от лица участников выразил благодарность Его Высокопреосвященству владыке Георгию за любовь и пример архипастырского служения, добавив, что монашеские встречи символизируют начало большого процесса обновления монашеской жизни в России и что они являют любовь в действии. 

Кроме того, владыка Зиновий передал благодарность председателю СОММ архиепископу Каширскому Феогносту и, обращаясь к игумении Иулиании, подчеркнул, что Отдел прилагает большие усилия для созидания и совершенствования современного русского монашества. 

Прощаясь с участниками конференции, митрополит Георгий при единодушном одобрении всего собрания еще раз особо отметил, что подобные встречи очень нужны монашеству и обязательно будут проходить в дальнейшем.


Краткая справка

В конференции приняли участие 202 монашествующих из 44 епархий Русской Православной Церкви, находящихся на территории Приволжского федерального округа, в том числе 19 Преосвященных архиереев: 6 митрополитов и 13 епископов – и 48 игуменов и игумений. Среди  участников присутствовали представители Синодального отдела по монастырям и монашеству и Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашествующих.  

Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Публикации

Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»
Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»
Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»
Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь
Знаменский мужской монастырь г. Курска
Свято-Успенская Макарьевская пустынь
Свято-Знаменский Абалакский мужской монастырь
Рождества Богородицы Анастасов мужской монастырь
Благовещенский женский монастырь села Сновицы
Свято-Успенский Лихвинский женский монастырь, п. Гремячево
Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь
Димитриевский мужской монастырь, г. Оренбург