В Свято-Успенском мужском монастыре – Саровской пустыни состоялся престольный праздник

28 августа 2021 года, в двунадесятый праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Успенского мужского монастыря – Саровской пустыни.

Правящему архиерею сослужили настоятель обители игумен Никон (Ивашков), благочинный Саровского округа протоиерей Лев Юшков, руководитель административного секретариата Нижегородской епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.

За Литургией вместе с прихожанами молились ученики православной гимназии имени преподобного Серафима Саровского, их родители и педагоги.

В ходе богослужения состоялась хиротесия чтеца Никиты Полякова в иподиакона.

После богослужения состоялся крестный ход вокруг храма. Затем были вознесены молитвы Пресвятой Богородице и на начало учебного года.

По окончании Литургии игумен Никон поблагодарил главу Нижегородской митрополии за совершенное богослужение и труды по возрождению обители. Настоятель монастыря преподнес управляющему епархией заздравную просфору и икону Божией Матери «Умиление».

Затем поздравление с праздником прозвучало для митрополита Георгия и всех присутствующих из уст учеников православной гимназии. Они выразили правящему архиерею благодарность за архипастырскую заботу о гимназии и подарили ему цветы и торт, испеченный родителями учеников.

Обратившись к собравшимся со святительским словом, глава митрополии поздравил всех с днем Успения Божией Матери – престольным праздником Свято-Успенской Саровской пустыни. Он отметил, что на земле есть монастыри, которым по 800-1000 лет. Саровская пустынь не такая древняя, но уже в XVIII веке эта обитель имела целый сонм молитвенников, подвижников благочестия.

«Это говорит о том, что на Саровской пустыни особо почивает благодать Божия, – сказал владыка. – Люди, приходя сюда, за короткое время находили в себе силы очиститься от греха и стяжать благодать Духа Святаго. И не только сами спасались, но и спасали многих людей на Русской земле, помогали им найти дорогу ко Господу. Сама Царица Небесная сугубо покровительствовала этой святой обители».

Правящий архиерей отметил, что Успение Пресвятой Богородицы можно назвать престольным праздником всей России. Успению Божией Матери посвящены центральные соборы в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, самый большой храм в Троице-Сергиевой лавре также освящен в честь Успения Божией Матери, соборный храм русского государства в Московском кремле и древнейший собор во Владимире – в честь Успения Пресвятой Богородицы.

«В череде этих величайших святынь стоит и наша Саровская пустынь, – продолжил управляющий епархией. – Наши предки построили этот храм. В XX веке он был разрушен. Возрождая обитель, мы очень печалились, что у нас есть Свято-Успенская Саровская пустынь, в которой нет Успенского храма. Несколько лет назад в этот день мы с вами служили на открытом месте и чаяли, что Господь некогда сподобит нас помолиться в этом благолепном храме. Господь услышал наши молитвы. Мы видим, что за небольшое время Господней милостью и трудами и заботами многих людей эта святыня возрождена, с чем я всех вас и поздравляю. Желаю игумену и братии усердных молитв, чтобы обитель не оскудевала, вам, дорогие прихожане, – радости и духовного утешения. Господь сегодня нам с вами дал все возможности жить благочестиво, со Христом в сердце, призывать Покров Царицы Небесной на своих детей, свои семьи, свой город, свою жизнь. С днем престольного праздника нашей святой обители и всего богоспасаемого града Сарова!»

Затем митрополит Георгий обратился к гимназистам и пожелал им помощи Божией в предстоящих ученических трудах.

Краткая справка

Среди праздников в честь Богородицы Успение не относится к числу самых ранних. Интересно, что Церковь гораздо раньше начала праздновать дни смерти мучеников, называя их «днями рождения» в вечную жизнь, чем Успение Божией Матери. Например, в древнем сирском месяцеслове III–IV веков, где каждый день года имеет память какого-либо святого, нет ни одного богородичного праздника.

Профессор Скабалланович пишет: «Это легко объясняется тем, что мученики страдали и умирали на глазах у всех, а при той горячей любви ко Христу, которой горело все существо первых христиан, личность Богоматери оставалась еще в той тени, в какой Она находится в Евангелиях и писаниях апостольских. Нужно было позднейшее богословское углубление в догмат воплощения и посягательство ересей на достоинство Богоматери, имевшее место только в V веке, чтобы обратить благоговейное внимание христиан на эту личность».

Все церковные историки отмечают, что жизнь Богородицы проходила в некоторой тайне для христиан, что ни об одном святом не известно так мало, как о Матери Иисуса Христа. А с приближением к дню смерти Она вообще теряется для окружающих. До IV века ни у кого из христианских писателей не обнаруживается указаний на судьбу Богоматери после вознесения на небо Ее Сына, что можно легко объяснить скудостью тогдашней христианской письменности и отсутствием поводов говорить об этом предмете.

Но когда в христианской среде стали появляться ереси, ставившие под сомнение основы Божественного откровения (в частности, ересь Нестория, отвергавшего рождение Бога от Девы), оказалось, что христиане совершенно не осведомлены о жизни и кончине Богоматери. Однако церковный мир сохранил древнее предание о том, что кончина Богоматери была не такой, как у остальных людей: Она не была предана тлению и вознеслась на небо вслед за Своим Божественным Сыном.

Предание сообщает, что Богоматерь после воскресения Спасителя жила в Иерусалиме до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, затем переселилась с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Отсюда Она посетила праведного Лазаря на острове Кипре и Афонскую гору, которую благословила. Незадолго до Своей кончины Она возвратилась на жительство в Иерусалим, где часто посещала места, с которыми были связаны важнейшие события в жизни Ее Сына, и особенно последние дни Его на земле: Вифлеем, Голгофу, Гроб Христа, Гефсиманию, Елеон.

По преданию, во время Ее молитвы на Елеоне за три дня до смерти архангел Гавриил возвестил Ей кончину и вручил райскую сияющую ветвь – символ нетления и победы над смертью. Эту ветвь Богородица завещала нести перед Своим гробом апостолу Иоанну и завещала похоронить Себя в Гефсимании, среди могил Своих родителей и Иосифа Обручника.

Предание также сообщает, что во время предсмертных распоряжений Девы Марии послышался шум, напоминавший по силе раскаты грома, и ворвавшийся в дом вихрь принес апостолов из разных стран мира, где они находились с проповедью Евангелия. Именно так – летящими на облаках – они изображаются на иконах Успения. По преданию, опоздавший на три дня апостол Фома захотел проститься с Богородицей и, войдя в гробницу, не обнаружил там Ее тела. Так Церковь узнала о Ее вознесении.
Материалы по теме

Монастыри

Успенский мужской монастырь Саровская пустынь
Нижегородская область, Саров, проспект Мира, 42
Успенский мужской монастырь Саровская пустынь
Нижегородская область, Саров, проспект Мира, 42

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь