23 сентября 2013 г. в Свято-Троицкой Сергиевой лавре открылась международная богословская научно-практическая конференция «Монастыри и монашество: традиции и современность». Первый день работы конференции начался с братского молебна в Троицком соборе у мощей преподобного Сергия. Затем председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност возглавил служение Божественной литургии иерейским чином.
Высокопреосвященнейшему Феогносту сослужили прибывшие на конференцию митрополит Лимассольский Афанасий, епископ Дмитровский Феофилакт, епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава. За богослужением молились игумены и игумении, братья и сестры ставропигиальных и епархиальных монастырей России и братских Поместных Церквей.
Открывая конференцию в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной академии, архиепископ Феогност передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и напомнил, что главной темой мероприятия является рассмотрение проекта «Положение о монастырях и монашестве». Владыка также предложил участникам конференции выработать совместные принципы преодоления сложностей монастырской жизни и заметил, что результаты работы во многом будут зависеть от того, насколько искренним будет участие в дискуссии присутствующих.
После обсуждения проект документа будет передан в Президиум Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, а затем на рассмотрение Архиерейского собора.
В первой половине дня участники заслушали доклады митрополита Волоколамского Илариона «Богословие монашеской жизни: исследование основополагающих текстов учителей монашества» и митрополита Лимассольского Афанасия (Кипрская Православная Церковь) «Монашеская традиция и ее значение в современных монастырях» и обсудили их. Ответы Высокопреосвященнейших владык на многочисленные вопросы по проекту «Положения» о выборности игумена, духовном окормлении монастырей и возможностях его совмещения с организацией хозяйственной деятельности, о монашестве в миру и многом другом вызвали живую заинтересованность аудитории и переросли в серьезный глубокий разговор об истинном предназначении монашества.