В этот день в президиуме присутствовали: митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Белорусского Экзархата; епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин; игумения Иулиания (Каледа), Заместитель Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы; игумения Феофания (Мискина), настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря Москвы.
Открывая работу секции «Жизнь монастыря в современном мире», игумения Иулиания сообщила, что темы докладов были сформулированы на основании вопросов, поступивших из епархий в Синодальный отдел по монастырям и монашеству.
Весьма актуальной проблемой является в настоящее время присутствие в монастырях продуктов новейших технологий и, прежде всего, современных средств связи. В докладе, посвященном вопросу соотношения современных технологий и отречения от мира, архиепископ Берлинский и Германский Марк обратил внимание на тот факт, что, как во все времена, так и теперь, монахи пользуются техническими средствами, но в наши дни многократно увеличивается опасность попасть в зависимость от них, утратить душевный мир и молитвенный настрой. Однако, поскольку исполнять целый ряд послушаний сегодня невозможно, в частности, без компьютера, архиепископ Марк предложил ряд практических мер, ограничивающих его негативное влияние на жизнь иноков.
Игумен Петр (Мажетов), настоятель Свято-Косьминской мужской пустыни (Екатеринбургская епархия), в своем выступлении осветил тему отношения монахов к родственникам, представив вниманию аудитории богословский, аскетический и экклесиологический аспекты понимания этой проблемы и возможные пути ее разрешения.
Архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, в своем докладе «Взаимоотношения между монастырями: значение и формы общения» напомнил собравшимся основы библейско-богословского учения об общении и классифицировал, какие формы общения необходимы монастырям в наше время, какие желательны и какие допустимы.
Игумения Феоксения, настоятельница монастыря иконы «Живоносный источник» Хрисопиги в Ханье (о. Крит, Греция), передала участникам конференции благословение Патриарха Константинопольского Варфоломея. В своем выступлении «Исполнение обета отречения от мира в условиях взаимодействия с миром» игумения предложила собравшимся святоотеческий взгляд на кажущееся противоречие, обозначенное в теме доклада. Святые никогда не остаются безучастными к человеческой боли. «Удаляясь от мира, монах должен быть другом каждому человеку, сострадать беде каждого. В этом тайна монашеской жизни», – отметила игумения Феоксения.
О том, как найти золотую середину в вопросе духовного образования и внутреннего делания монашествующих, рассказала собравшимся игумения София (Силина), настоятельница Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. В своем выступлении игумения поделилась пониманием того, каким образом должен складываться процесс образования монашествующих. Подлинное постижение богословской науки монахом происходит в результате сочетания интеллектуальной деятельности с очищением сердца от страстей в послушании игумену, в смирении и кротости души. «Отвлеченное рациональное знание, – считает игумения София, – лишается жизненной силы».
По завершении обсуждения докладов работа конференции продолжилась в формате круглых столов, организованных отдельно для игуменов и игумений монастырей, по теме «Отеческое (материнское) отношение к братии (сестрам) и управление монастырем».
Заседание круглого стола для игуменов монастырей возглавил епископ Борисовский и Марьингорский Вениамин.
Вначале был заслушан доклад наместника Псково-Печерского мужского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева), посвященный святым обители и возможности прославления и канонизации старца, Печерского духовника архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Затем участники круглого стола приступили к обсуждению многих актуальных вопросов современной монашеской жизни, важнейшими из которых являются: сочетание игуменом монастыря доверия к братии и контроля над ними; каким образом игумен может оценить свое управление монашеским братством.
Мнения заседавших по данной проблеме разделились: некоторые игумены высказались за систематический контроль над насельниками монастыря в духе Евангельской любви со стороны благочинного обители и специально учиненных братий, поскольку наместник отвечает за вверенных ему чад пред Богом.
Большинство же присутствующих считают, что само понятие «контроль» в узком его понимании как термина административного неприемлемо в данной ситуации: более уместно оперировать понятиями духовный надзор и духовное попечение, пастырское окормление и воспитание, которые предполагают взаимное духовное доверие братии и игумена обители. Предполагается, что в этом случае будет осуществляться духовное возрастание насельников и наместника обители. И, конечно же, личный пример игумена и его молитвенный настрой должны являться духовным ориентиром для братии.
В завершение работы круглого стола участники обменялись впечатлениями о прошедшей конференции и поддержали предложения, внесенные Председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом по совершенствованию проведения монашеских конференций.
Круглый стол для игумений возглавила игумения Иулиания (Каледа), Заместитель Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы. Участницы обсудили вопросы, связанные с необходимостью духовного единства, доверия и послушания насельниц обителей игумениям; поделились опытом решения насущных проблем монастырской жизни.
Завершая работу конференции, участники выразили глубокую благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение провести данную конференцию.
В форуме приняли участие 9 архиереев, 53 архимандрита и игумена, 73 игумении и 47 монашествующих, 192 участника более чем из 80 епархий Русской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата (Белорусского Экзархата), Православной Церкви Молдовы Московского Патриархата, а также игумены и игумении монастырей Элладской Православной Церкви, Кипрской Православной Церкви, Святой Горы Афон, Русской Православной Церкви Заграницей.
По результатам работы конференции был принят итоговый документ.
Итоговый документ