В Пюхтицком монастыре Эстонии состоялись III Пюхтицкие чтения

11–12 декабря 2014 года в Пюхтицком Успенском ставропигиальном женском монастыре Эстонии состоялись Третьи Пюхтицкие чтения.

Эта международная конференция проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и посвящена памяти схиигумении Варвары (Трофимовой) (1930–2011).

Возглавить чтения Патриарх благословил Преосвященного епископа Воскресенского Савву, наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии.

В работе конференция приняли участие 49 докладчиков из Эстонии, России, Украины, Белоруссии и Швеции. Доклады участников международной конференции были объединены темой «Культурно-исторические традиции Православия».
Как сказала во вступительном слове научный куратор конференции д.п.н., профессор, монахиня Сергия (Комиссарова), контингент авторов в этом году отличается особенным разнообразием: от академика до школьника. Разнообразна и тематика докладов, имеющая теоретический, информационно-методический и практический характер. Основным системообразующим положением, объединяющим материалы конференции, является представление о православных ценностях, традициях, составляющих на протяжении тысячелетий незыблемое основание для формирования и воспитания личности.

Первый день конференции начался с молебна в Успенском соборе Пюхтицкого монастыря и торжественного открытия конференции. С приветственным словом выступили: епископ Воскресенский Савва и игумения Филарета (Калачева), настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря.

Пленарное заседание открыл доклад игумени Филареты (Калачевой) на тему «Испытание послушанием». В докладе подробно изложен генезис категории послушания как добродетели и условия дисциплинарно-воспитательного принципа и непослушания как нравственного порока, нарушения дисциплины, но – прежде всего – греха. Заканчивая свое выступление, игумения Филарета сказала: «Принцип формирования добродетели прост. Если ее нет, надо ее осуществлять, как если бы она была. "Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, – наставляет нас преподобный Амвросий Оптинский, – то делай дела любви, хотя сначала и без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь". Это касается как высшей добродетели – любви, так и любой другой и, в первую очередь, ее первейшего проявления – послушания – как дисциплинарно-воспитательного принципа, без которого нет монашеской жизни» (полностью прочитать доклады конференции можно на сайте монастыря).

Это выступление послужило камертоном для всей конференции. Заходила ли речь о соотношении личности и государства, веры и патриотизма как в докладе протоиерея Евгения Горячева, преподавателя Петербургской Духовной академии, «Основные принципы формирования гражданской позиции в современном российском обществе: тупики и перспективы», в котором автор убедительно очертил проблему выбора современной молодежи: путь конформизма (поступай, как все), или нравственного тоталитаризма (поступай так, как тебя заставляют), или путь к Небесному Отечеству, которое выше Отечества земного.

В докладе заслуженного учителя РФ преподавателя русского языка и литературы гимназии № 171 (г. Санкт-Петербург) Ирины Лазаревой «Духовное воспитание на уроках русского языка и литературы и внеклассной работе» были ясно изложены педагогические приемы, с помощью которых, ученики приходят к пониманию нравственной ответственности не только за свои поступки, но и за помыслы, к потребности природосообразного поведения на образах русской классической литературы, которая по происхождению своему суть Православная.

Тема выбора прозвучала в докладе к.п.н., профессора Владимира Пашкевича (г. Минск) «Духовно-нравственное самоопределение современной молодежи: представление, стратегии, ценности»: уклонение от выбора ведет к нравственному инфантилизму. Дьявол способен нам что-то предложить, но ничего не может навязать. Борьба ума с помыслами часто заканчивается поражением не только ума, но и ведет к нравственному преступлению и гибели души.

Все доклады первого дня органично вписывались в заявленную тему конференции и подчеркивали, сколь обширна, глубока и серьезна проблема нравственного выбора, выраженного, казалось бы, простой формулой: послушание – непослушание.

12 декабря пленарное заседание продолжилось выступлениями участников круглого стола. Речь в этот день шла о проблеме формирования системы принципов православной педагогики. Епископ Савва в начале заседания коснулся темы готовности учителей в светской школе преподавать «Основы православной культуры» и готовности учеников воспринимать этот предмет. Он обратил внимание на то обстоятельство, что «Основы православной культуры» нередко преподают те же педагоги, которые специализировались на преподавании «Светской этики». В данном случае вопрос стоит не просто о методической перестройке, а о базовом мировоззрении, которое по методическому циркуляру перестроить невозможно. То есть без взаимодействия с Церковью преподавание «Основ православной культуры» не будет ни полным, ни результативным. В этом тоже, наверное, кроется причина того, что в прошлом году в Московской области только 27% школьников выбрали как предмет «Основы православной культуры». Ведущая круглого стола профессор Марина Захарченко (г. Санкт-Петербург) добавила к сказанному, что выбор учащихся затрудняется отсутствием поддержки в некоторых семьях, где опыт православной традиции отсутствует или носит условный обрядовый характер. И, напротив, дети из семей с устойчивым православным бытом осознанно выбирают в школе предмет «Основы православной культуры».

В Санкт-Петербурге процент учащихся, выбравших «Основы православной культуры», составил более 40%. Здесь следует отметить, что представленные учителями из Санкт-Петербурга учебно-методические разработки вызвали неподдельный интерес у всех участников конференции. Так, к.п.н., доцент Тамара Берсенева (г. Санкт-Петербург) продемонстрировала образец урока «Основы православной культуры» для 4-го класса по теме «Милосердие». Это аудиовизуальный урок, в котором рассказывается о безруком с рождения иконописце Григории Журавлеве, который писал иконы, держа кисть в зубах. Рассказ сопровождается песней-притчей «Калека». Урок по этой теме составлен настолько увлекательно, тактично и доходчиво, что способен завладеть вниманием даже самого непоседливого ученика. (Кстати будет заметить, что в Успенском соборе Пюхтицкого монастыря также имеется икона кисти Григория Журавлева).

Методику Вятской Православной гимназии во имя Преп. Трифона Вятского (г. Киров) представила на конференции к.ф.н., доцент Елена Мошкина. Этот практический курс преподавания «Основ православной культуры» базируется на традиции классического образования в современной православной школе и тоже отличается увлекательной для школьников динамикой изложения, яркой аудиовизуальной формой и профессионально продуманной психологической конструкцией приемов преподавания. Эти методики разрабатывались в тесном сотрудничестве с Церковью.

После подведения итогов круглого стола и принятия резолюции Преосвященный епископ Воскресенский Савва благословил объявить закрытие Третьих Пюхтицких чтений. В заключительном слове епископ Савва отметил высокий научный уровень международной конференции, информативную и практическую насыщенность докладов и выступлений и выразил игумении Филарете и сестрам обители благодарность за четкую, конструктивную организацию и проведение Третьих Пюхтицких чтений, заметив, что привычным стало и второе название этой конференции – Варваринские чтения. Он также выразил надежду, что, по милости Божией, желал бы принять участие в IV Пюхтицких чтениях будущего года.

В центр зала на протяжении всей конференции был выставлен портрет схиигумении Варвары, украшенный цветами. И без преувеличения можно сказать, что незримое присутствие матушки Варвары ощущали все участники конференции. Перед тем как перейти к завершающим конференцию мероприятиям, игумения Филарета с сестрами исполнили духовные канты, посвященные схиигумении Варваре; прозвучали стихи монахинь в память о дорогой матушке, с которой, как сказала игумения Филарета, «мы разлучены телесно, но духовная связь остается неразрывной».

Далее состоялись презентации двух книг. Из Пюхтицкой серии – книга «Пюхтицкий монастырь и его блаженная старица Екатерина». Это издание представляла составитель книги монахиня Тихона.
И вторую книгу «Послушница Матери Божией» представил ее автор московский писатель Александр Нежный.

По завершении презентации состоялось открытие комнаты-музея памяти Святейшего Патриарха Алексия II (Ридигера) и схиигумении Варвары (Трофимовой). В постоянной музейной экспозиции представлены детали облачение Патриарха и схиигумении, предметы личного пользования, прижизненные печатные издания, фотографии и письма. Особый интерес вызывают записные книжки схиигумении Варвары с ее размышлениями и наставлениями. При выходе из музейной комнаты находится сундучок с конфетами от матушки.

Завершился второй, заключительный, день международной конференции панихидой по схиигумении Варваре.

Источник: Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь Эстонии


Материалы по теме

Публикации

Протоиерей Михаил Дудко
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь
Протоиерей Михаил Дудко
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь

Монастыри

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Эстония, уезд Ида-Вирумаа, Алутагузе валд, деревня Куремяэ, Пюхтитса клоостер, 9
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Эстония, уезд Ида-Вирумаа, Алутагузе валд, деревня Куремяэ, Пюхтитса клоостер, 9

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь