Епископ Савва совершил Великое повечерие в Богородице-Рождественском монастыре

23 февраля 2015 года, в понедельник Первой седмицы Великого поста, епископ Воскресенский Савва, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, совершил Великое повечерие и чтение Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре Москвы.

По завершении богослужения Преосвященнейший Савва обратился к молящимся с проповедью:

«Время поста – особое время. Оно не скорбное и не унылое, как нам порой кажется, когда мы видим черные ризы и слышим минорное церковное пение. Время поста особенно тем, что оно радостное, поскольку мы имеем возможность больше и продолжительнее общаться с Тем, с Кем нам доставляет радость общаться, – с Богом. Ведь смысл жизни каждого православного христианина – это Христос.

Время поста можно сравнить с весенним теплым ветерком, который нагрелся в лучах весеннего солнца. Его дуновение приятно, оно обогревает, но не жжет и не холодит, а умиротворяет душу и тело. Пост – это время, когда мы, прежде всего, умиротворяемся. Самое главное в дни Великого душеспасительного поста – иметь мир в собственной душе.

Почему мир является столь важным условием для жизни каждого из нас? Миру отводится особая роль даже и в церковном уставе. Практически, каждое богослужение начинается с того, что Церковь призывает нас миром молиться Богу. Всякий раз священнослужитель преподает нам мир. И во время Божественной Евхаристии нам напоминается о том, что мы должны иметь мир, и возвещается о том, что милость для Бога – это мир: «Милость мира, жертву хваления». Самая главная жертва Богу – это мир. Не тот суетный мир, который находится за стенами этой святой обители, но мир духовный, исполненный благодати Божией, благодати умиротворяющей и согревающей. К человеку, который умиротворен, приятно подойти, и от него не хочется уходить. Поэтому время поста для нас с вами – это призыв к мирному состоянию духа. Для этого необходимо взаимно примириться и умиротвориться. Вчера, в Прощеное воскресенье, нам предоставлялась возможность примириться друг с другом. Тот же, кто не успел этого сделать, может в течение всех дней своей жизни примиряться и примиряться.

Почему же в церковном убранстве преобладают темные цвета? Так делается для того, чтобы за ними, как за легкой завесой, скрыть яркость красок, чтобы наш взор не рассеивался и не распалялся, не рассматривал бы различные цвета и узоры, а устремлялся на образ Христа. Почему постовые песнопения такие грустные, минорные? Чтобы мы меньше обращали внимания на музыку и ее разновидности, а наш ум рассуждал бы о Боге. Великопостный устав, цвет церковных риз, духовные песнопения – все направлено к тому, чтобы наш дух был мирным и целеустремленным к Единому Богу.

Плохо будет для нас, если мы в течение поста или после него утратим, растеряем наш мирный дух, когда введем себя в раздражение, когда, не дай Бог, нарушим мир с ближними. Тогда, по слову преподобного Ефрема Сирина, ни пост, ни молитва не будут приятны Богу, не нужны Ему. Недаром Господь нам напоминает: "Если хочешь принести дар твой ко алтарю и вспомнишь, что брат или сестра имеют нечто на тебя, оставь дар твой и прежде иди и примирись с братом или сестрой". Сам Господь говорит о том, что мир необходим нам прежде совершения молитвы, прежде принесения плодов покаяния, прежде чем совершить душеспасительный пост. Поэтому прежде всего стяжите мирный дух, который будет залогом вашего пребывания в Царствии Небесном. Царствие Небесное внутрь нас есть. За ним не нужно ехать, его не нужно искать где-то далеко – оно у нас с вами здесь, в сердце. И пусть Господь будет нам Помощником вместе со всеми Его святыми в стяжании мирного духа, чтобы мы могли поделиться им со всеми, кто нас окружает, чтобы все видящие нас могли воскликнуть евангельскими словами: "Тако да просветится свет ваш пред человеки, да видят ваши добрые дела и прославят Отца вашего, иже есть на Небесех"».

Источник: Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ