13 июня 2018 года, в день памяти апостола от 70-ти Ерма, мчч. Ермия и Философа, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре.
Его Высокопреосвященству сослужило духовенство обители.
За богослужением молились: настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова); заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа); сестры и прихожане обители.
По окончании Литургии Высокопреосвященнейший владыка Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Кто-то из древних заметил, что нужно знать всё о немногом и только немного обо всем. Какие простые и ясные слова, но вместе с тем в них заключается самое главное в жизни человека. Нас окружает и нам предлагается множество знаний. Однако не всё, что нам предлагается, не только полезно, но и нужно нам. И только немногое из того, что нам нужно, мы должны знать.
В сегодняшнем евангельском чтении, которое является одним из чтений обычного, буднего дня в году, даны три ясные указания. Первое: будьте мудры, но просты. Простота без мудрости примитивна, а мудрость без простоты является суемудрием. И мудрость, и простота дополняют друг друга. Именно потому подлинно великие умы всегда были просты. И подлинно простой человек по-своему мудр.
Вторая мысль: не думайте заранее, что вам отвечать, когда придет необходимость. Какая это ситуация в жизни? Когда человек должен встретиться с другим человеком или к чему-либо готовиться, он заранее думает, что и как ему сказать. Но в жизни всегда получается не так, как думает человек. В жизни важно иметь свои четкие и ясные представления, свою жизненную позицию и не переживать за то, как она будет восприниматься. И тогда благодать Духа Святого откроет нам, как себя вести и о чем говорить в нужное время в нужном месте с нужным человеком. И каждый из нас знает примеры, когда мы к чему-либо готовились и у нас ничего не получалось. Но бывали и такие мгновения, хотя и нечастые, когда Дух Святый внушал нам правильную мысль, правильный ответ и мы радовались этому. Итак, нужно поверить в то, что Господь в нужное время даст правильный ответ и то, что полезно и нам, и тем, кто находится рядом.
И последняя, третья, очень важная мысль – о терпении: "Претерпевый до конца, той спасен будет" (Мф. 10, 22). Терпение без смирения – это упрямство. Мы говорим о терпении со смирением, потому что смирение есть любовь. Когда мы принимаем обстоятельства и терпим, но со смирением, тогда у нас не бывает комплексов и неприятностей, потому что в таком случае мы с благодарностью и любовью принимаем то, что Господь посылает. Терпеть нужно, прежде всего, самого себя, ибо каждый из нас иногда устает от самого себя оттого, что обстоятельства, которые Господь дает, проходят по нашей вине чаще всего неположительно, оттого, что мы зачастую не можем усвоить простых истин. И здесь нужно потерпеть, не унывать и не бояться. Господь нас терпит, а нам нужно потерпеть себя и своих ближних. Как потерпеть ближних? Если мы видим свои немощи и недостатки, терпим и смиряемся, тогда мы начинаем с любовью терпеть недостатки ближних. Ведь и ближний видит свои недостатки и пытается их преодолеть.
Также мы вспоминаем и слова Псалтири: "Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа" (Пс. 26, 14). Суды Божии для нас непостижимы: то, как Господь управляет этим миром, что и почему Он делает, почему ниспосылает всё именно так, мы не можем постигнуть от начала и до конца. Премудрый Соломон говорит: "Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все" (Еккл. 11, 5). Поэтому нужно с благодарностью их принять.
Оглядываясь назад, мы с радостью вспоминаем, если нам удалось принять то, что нам не нравилось. Тогда мы благодарим Господа, что нам хватило ума принять то, что Он посылает. Бывает, что Бог нам что-либо дает и мы отказываемся, а потом, когда Он начинает забирать данное, говорим: "Оставь нам это, Господи". Но нужно помнить, что Господь всё дает в свое время и каждому человеку – именно то, что ему необходимо сегодня.
Нужно с благодарностью принимать всё от Бога и с благодарностью отдавать, когда Господь отбирает. Бог даст нам новое, что будет более полезно, чем старое. Самое главное – самому ничего не искать, а жить верой в то, что Господь не только наш Отец Небесный, но и Учитель, Который назидает, ведет нас по жизни и готовит к вечности. Аминь».