27 сентября 2016 года, в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в Кресто-Воздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре состоялся престольный праздник.
В этот день Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме обители совершил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност в сослужении духовенства Свято-Троицкой Сергиевой лавры и монастыря.
За Литургией молились настоятельница Кресто-Воздвиженского Иерусалимского монастыря игумения Екатерина (Чайникова), сестры и прихожане обители.
По окончании богослужения богомольцы крестным ходом прошли на монастырский пруд к Поклонному кресту, установленному в сентябре 2013 года у стен обители в память благочестивых игумений, священнослужителей и сестер, в монастыре послуживших и за веру Христову в дни безбожных гонений пострадавших (в 30-х годах ХХ века), и в память потрудившихся над восстановлением и возрождением монастыря (в конце ХХ – начале XXI веков). У Поклонного креста был отслужен молебен.
Затем владыка Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Святейший Патриарх Кирилл просил меня передать матушке игумении, сестрам, паломникам свое Патриаршее благословение, поздравление с праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Святейший благодарит вас за ваши молитвы, за любовь вашу.
Сегодня память о Воздвижении Честнаго и Животворящего Креста. Крест Господень, Крест, который мы носим на груди, Крест, который венчает купола храма, – это символ нашего страдания и нашего спасения. Ибо через страдания Господни наше спасение близко. Господь Крестом Своим и на Кресте победил мир, и слова Его: "В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир" (Ин. 16, 33). Не обещано нам здесь, на земле, Царство Божие. Не обещано нам здесь, на земле, земных благ. Страдания и Крест. И у каждого человека свой Крест. Но чем же на Кресте Господь победил мир, ненавистную рознь мира сего? Любовью. "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга" (Ин. 13, 34).
Именно любовь Христова победила всё зло. И мы, те, кто называет себя христовыми, именно любовью можем победить то зло, которое есть вокруг нас. Зло, которое сталкивается со злом, увеличивает зло. И только любовь преодолевает зло. Но любовь – это высшее проявление мужества. И мужество без любви – это гордыня. А любовь без мужества – это мечтательность. Ибо, если человек любит, но не мужественен и не может преодолевать скорби, значит, это не любовь, а он только мечтает, он только воображает себе настоящую любовь. Она имеет своим основанием мужество, стойкость, настойчивость, постоянство и устойчивость. Но во всем этом есть не просто абстрактная любовь как самозабвение, но и доброжелательность к нашим близким.
Каждый из нас в жизни чего-то хочет. Кто-то хочет материальных благ, кто-то хочет духовных благ. И человек пытается добиваться того, чего он хочет. Но часто наше стремление получить что-то наталкивается на ожесточенное сопротивление тех, кто рядом с нами. Они не хотят пойти нам навстречу. Они злобно настроены против нас. И мы по естеству своему греховному также включаем злобу. И злоба состалкивается злу. Но именно доброжелательность свидетельствует о нашей любви. Когда человек рядом с нами зол, безжалостен, он жесток. Нам нужно понять, как его полюбить. Ну как можно полюбить злого человека? А нужно понять, что то зло, которое он несет, это не его вина, а это его беда. Он страдает от этого. Он уже наказан тем, что у него нет любви, и злоба переполняет его сердце, и злоба разрушает его. А мы, вместо того чтобы снизойти к нему, еще больше добавляем ему это зло.
В древнем патерике есть такой рассказ. У Пимена Великого (это было в IV веке) был ученик. И они шли очень рано. Ученик шел впереди, чтобы готовить место старцу в храме. И навстречу ученику попался языческий жрец, который нес какое-то бревно. Ученик счел нужным оскорбить жреца: "Исчадие адово! Служитель сатанин!" На что жрец бревном ударил ученика, и тот упал. И жрец пошел дальше. А навстречу ему шел сам Пимен. Жрец уже был настроен и с ним также разделаться. Но Пимен приветствовал его словами: "Я приветствую тебя, добрый человек!" Жрец недоуменно спросил: "А почему ты считаешь, что я добрый?" "Но ведь такое раннее утро, а ты уже трудишься и выполняешь заповедь Господню". Жрец был настолько обескуражен, настолько был поражен и побежден. Он упал в ноги старцу. Старец поднял его. Они пошли на службу. Подобрали ученика побитого. И вместе на службе молились. И жрец тот приобщился к Церкви Христовой, он принял Крещение и стал в этом монастыре монахом.
Добиваясь своего, всегда надо сохранять доброжелательность и любовь, ибо если у нас нет любви, то это просто гордыня. Злобой ко Христу никто никогда никого не привел. Только личным примером. Только любовью мы можем преодолеть зло и на примере показать, что жив Господь и заповеди Его выполнимы. И только это является высшей пробой – наш пример, который свидетельствует: то, что мы говорим, повторяя слова Христа Спасителя, является верным и исполнимым. "В мире скорбни будете, но дерзайте, ибо Я победил мир" (Ин. 16, 33). И победил мир любовью. Силою Честнаго и Животворящего Креста.
Господь да развеет над нами часто летающих бесов злобы и раздражения, ревность и зависть. И да поможет нам Господь полюбить. Полюбить заповеди. Полюбить Христа. Смириться. И полюбить ближнего. А свидетельством того, что мы их любим, будет наша доброжелательность и уважение к ближнему. Уважение к тем, кто нас не любит. Уважение к тем, кто нас поносит. Уважение к тем, кто недостоин уважения, но мы с уважением относимся к ним, ибо понимаем, что и в них есть образ Божий, хотя и поруганный, и растоптанный, но это не их вина. Это их беда. А над бедой не смеются. Над бедой плачут. И в беде помогают. Аминь».
В завершение праздника воспитанники Воскресной школы монастыря «Глаголь Добро» преподнесли владыке Феогносту букет цветов и поблагодарили за совершенное богослужение, а прихожане и паломники обители была приглашены на общую трапезу.
Фото: В. Ходаков