14-17 сентября 2023 года на Соловках прошел фестиваль «Колокольные звоны над Белым морем».
Мероприятие организовано Фондом по сохранению и развитию Соловецкого архипелага совместно со Спасо-Преображенским Соловецким ставропигиальным мужским монастырем и Соловецким музеем-заповедником при участии Даниловского колокольного центра г. Москвы.
Звоны на колокольне во время визита на Соловки 20 августа благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ударивший в большой монастырский благовестник.
На открытии к участникам фестиваля обратились представители Соловецкой обители, Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага, губернатора Архангельской области, администрации поселка Соловецкого, Соловецкого музея и Даниловского колокольного центра. Заместитель генерального директора Фонда Т.Б. Озерова в своем выступлении отметила, что колокольное искусство — это культурная традиция России, которую необходимо продолжать, укрепляя исторические корни.
Чтобы поделиться своим мастерством и подарить гостям праздник колокольного искусства, на фестиваль приехали участники из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Каргополя, Великого Новгорода, Петрозаводска, Лодейного поля, Ярославля, а также Троице-Сергиевой лавры. Звоны исполнялись опытными звонарями — гостями фестиваля и мастерами Соловецкой обители, все желающие также имели возможность принять участие в мастер-классах под руководством опытных звонарей и позвонить в колокола малой звонницы. Дети из соловецкой школы получили первые уроки игры на колоколах, которые провел старший звонарь Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря монах Корнилий.
На круглом столе «Звонарское искусство» участники обсуждали различные техники исполнения, возможные ансамблевые композиции, огромный потенциал, мощь и уникальность соловецких колоколов.
«Представлен результат многотрудной, многолетней работы. Почти 15 лет колокола добирались до верха. И теперь это один из самых ярких и выразительных современных колокольных наборов, который заслуживает исключительного внимания. Если выйти за пределы монастыря, то понимаешь, что звон колоколов уходит в пространство, в небо», — отметил петербургский звонарь Андрей Иванов.
«Идея разместить колокола по диагонали, продиктованная сохранившейся исторической фотографией, задала взаимосвязь и преемственность в развесках, — рассказал звонарь из Великого Новгорода Вячеслав Волхонский. — И в этом смысле в монастыре теперь с колоколами не хуже, чем 150 лет назад».
Руководитель Даниловского колокольного центра иеродиакон Роман (Огрызков) подчеркнул особую роль фестиваля в возрождении культурного наследия Севера России и всей страны.
Участники мероприятия поблагодарили Фонд по сохранению и развитию Соловецкого архипелага за воссоздание звонницы, организацию фестиваля, возможность побывать в этом святом месте и принять участие в открытии новой страницы истории колокольного звона на Соловках.
Праздник завершился двухчасовым звон-концертом, финальной композицией которого стал звон, объединивший игру на двух ярусах с передвижной звонницей у подножья соборной колокольни.
Для участников фестиваля монастырь организовал поездку в Вознесенский скит на Секирной горе и в Ботанический сад; сотрудники Соловецкого музея провели обзорную экскурсию.
На итоговом мероприятии от имени Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага и Соловецкого музея звонарям вручили дипломы, благодарности и памятные призы.
Краткая справка
Колокола звонницы Соловецкого монастыря не звонили почти век, хотя они были привезены в обитель еще в 2007 году. Их установка на соборную колокольню завершилась только в 2021 году. Для возвращения колоколов на звонницу был разработан специальный проект, при его создании учитывались архивные исторические материалы. Всего поднято 17 колоколов: 14-тонный благовест — на 2-й уровень, остальные — на 3-й ярус. Для подъема использовалась специально собранная вышка-тура и мощный автокран, способный пройти под низкими сводами монастырских арок. Внутри помещения колокола передвигали с помощью двух мостов и лебедки. Был оборудован деревянный помост, который полностью соответствует историческому оригиналу.