Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Соловецком монастыре

21 августа 2019 года, в праздник перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил; архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков; епископ Котласский и Вельский Василий; епископ Павлово-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Плесецкий и Каргопольский Александр; архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Соловецкого монастыря; архимандрит Герман (Чеботарь), духовник Соловецкого монастыря; священник Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; иеромонах Капитон (Засыпкин), клирик Илиинского кафедрального собора г. Архангельска; насельники Соловецкой обители в священном сане.

На богослужении присутствовали председатель Совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага М.Е. Фрадков, губернатор Архангельской области И.А. Орлов, генеральный директор Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага А.В. Ходос.

Церковные песнопения исполнил братский хор Соловецкого монастыря под управлением иеродиакона Афанасия (Савельева).

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Церкви права ношения наперсного креста с украшениями были удостоены:

  • игумен Савватий (Буев), клирик Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря;
  • игумен Евлогий (Стручалин), настоятель подворья Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря – Голгофо-Распятского Анзерского скита на острове Анзер Соловецкого архипелага.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.

Проповедь перед Причастием произнес игумен Симеон (Хисамутдинов), настоятель подворья Соловецкого монастыря в г. Кемь, скитоначальник Андреевского скита на Большом Заяцком острове Соловецкого архипелага.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

В дар обители Святейший Патриарх передал резную икону преподобноисповедника Ираклия Иссык-Кульского с частицей мощей. «Образ выполнен в резьбе по дереву, то есть в том стиле, который очень близок к православной культуре Севера. Хотел бы, чтобы этот образ с частицей мощей преподобного находился в этой святой обители», – сказал Святейший Владыка.

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил наместника обители архимандрита Порфирия за труды и вручил ему юбилейный крест, изготовленный к 10-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года и интронизации Его Святейшества.

Каждому из насельников Соловецкого монастыря Предстоятель передал Новый Завет на церковнославянском языке. Всем участникам богослужения были вручены иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением.

Наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству уменьшенный список чтимой на Соловках иконы Спаса Нерукотворного.

«Случилось так, что из того церковного убранства, которым обладал Соловецкий монастырь до трагической страницы его истории, до нас дошла лишь одна икона – это икона Спас на убрусе. В 1882 году иконописец монастыря создал этот дивный по своей духовной красоте и силе образ. Затем он был вывезен в музей "Коломенское", передан в храм Казанской иконы Божией Матери, и там почитался москвичами как чудотворный, совершались молебны. В 1993 году он пришел сюда и теперь доступен для поклонения в этом храме», – рассказал наместник монастыря.

Затем Святейший Владыка совершил славление у раки с мощами преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

В завершение участники богослужения проследовали на братскую трапезу.

Краткая справка

Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор был возведен в 1859 г., автор – губернский архитектор А.П. Шахларев. Здание возникло в результате трехкратного расширения Зосимо-Савватиевского придела Спасо-Преображенского собора XVI в. (1795, 1816, 1859 гг.). В приделе сохранялись мощи преподобных основателей монастыря – главная святыня обители, ради которой монастырь посещало все больше паломников. В связи с увеличением паломничества в Соловецкий монастырь после событий Крымской войны было принято решение о строительстве нового большого теплого храма, которое и осуществили к 1859 г.

Храм имеет три престола: в честь Святой Троицы (главный), северный – в честь святого благоверного князя Александра Невского, южный – в честь преподобного Зосимы и Савватия Соловецких.

Со строительством нового храма была частично уничтожена, частично включена в новый объем предшествующая застройка, в числе которой часовни с погребениями прпп. Савватия, Германа, Иринарха, Маркелла, предшествующий алтарный северо-восточный придел Спасо-Преображенского собора.

Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор входит в центральный комплекс застройки монастыря, образуя его восточную, выступающую к крепостной стене, часть. Здание вписано в историческую стесненную застройку ансамбля монастыря. Перед губернским архитектором А.П. Шахларевым, которому было поручено строительство, стояла сложная задача создания нового большого храма, способного вместить все возрастающее число богомольцев. При этом надо было учесть очень много обстоятельств: сохранить места исторических захоронений чтимых подвижников обители, избежать перестроек недавно возведенных зданий комплекса Никольской церкви, выдержать своеобразную стилистику строений ансамбля Соловецкого монастыря. Не соперничая с главным храмом обители – Спасо-Преображенским собором, – новый собор должен был принять на себя роль основного храма монастыря, быть теплым, служить круглый год, вместить в себя главную святыню обители – мощи преподобных основателей монастыря. Архитектору удалось блестяще решить сложную задачу. В исторической застройке объем здания почти не выделяется, кроме венчающих частей, дополнивших силуэт ансамбля. Полностью фасад Троицкого собора открыт только с юга. Внутри же храм полностью соответствует поставленной задаче.

Юго-западным углом храм включен в объем Спасо-Преображенского собора. С севера смыкается с объемами Никольского комплекса, восточной стеной приближен к крепостной стене, от которой собор отделен узким проходом, через который перекинуты распорные арки.

Здание представляет собою компактный в объеме, одноглавый четырехстолпный храм, выстроенный на подклете с широкой проездной аркой вдоль восточной линии жилых корпусов. Алтарная часть выполнена под одну кровлю с основным объемом храма. Собор перекрыт четырехскатной кровлей, над которой возвышается массивная глава на высоком световом, овальном в сечении, барабане. Фасады, отвечая общему мотиву соловецких соборов, декорированы чрезвычайно скромно. Барабан главы дополнительно украшен широким фризом, образованным рядом профилированных филенок.

Главный вход ведет с северной паперти Спасо-Преображенского собора. меньшие дверные проемы связывают интерьер Троицкого собора с алтарем Спасо-Преображенского собора, притвором, ведущим в ризницу, выходом на кровлю одноэтажной палаты Просфорного корпуса.

Подклет собора имеет весьма сложную структуру, так как он объединил в себе части разновременной, постепенно разраставшейся, застройки. Перекрытия в подклете преимущественно в виде простых цилиндрических сводов с распалубками над проемами. В сложившуюся структуру подклетов храма вошли конструктивно вязанные с нею усыпальницы св. Филиппа, митрополита Московского, прп. Иринарха Соловецкого, частично – часовня прп. Германа Соловецкого и другие. Со временем в нижней части собора сложился некрополь, где сохранялись места исторических захоронений подвижников обители и в некоторых случаях продолжали захоронения и в более поздний период.

После упразднения Соловецкого монастыря в помещении храма размещалась карантинная рота Соловецких лагерей особого назначения (1923–1939). О ней часты упоминания в воспоминаниях бывших соловецких заключенных.

Как и другие строения, Троицкий собор пострадал в пожарах 1923, 1932 гг.

При передаче ансамбля монастыря военным в интерьер разместились пищеблок (кухня и разделочные цеха).

В 1960–1990-е гг. выполнялись работы по консервации здания. С 2007 г. начаты реставрационные работы, которые завершены в 2016 году.

В комплекс восстановительных работ входит исполнение реконструкций иконостасов, других элементов декора. В текущем году выполняются работы по устройству сеней над раками Преподобных, ограждению сеней.

Материалы по теме

Публикации

Архимандрит Порфирий (Шутов)
Архимандрит Порфирий (Шутов)

Монастыри

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
164070, Россия, Архангельская область, Приморский р-он, пос. Соловецкий, ул. Набережная бухты Благополучия. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь.
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
164070, Россия, Архангельская область, Приморский р-он, пос. Соловецкий, ул. Набережная бухты Благополучия. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь