23 октября 2019 года, в день блаженной кончины великого Оптинского старца прп. Амвросия, в Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь состоялись торжественные богослужения в честь престольного праздника обители.
Накануне наместник монастыря епископ Можайский Леонид, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, совершил в Введенском соборе в сослужении братии обители в священном сане малую вечерню с чтением акафиста прп. Амвросию Оптинскому перед ракой с его святыми мощами.
Всенощное бдение в Введенском соборе монастыря совершали наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Леонид и епископ Россошанский и Острогожский Андрей, прибывший совместно с клириками Россошанской епархии для принятия участия в праздничных богослужениях.
В сам день праздника в монастыре служилось пять Божественных литургий. Раннее богослужение в Амвросиевском приделе Введенского собора возглавил наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря епископ Можайский Леонид в сослужении пресс-секретаря Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятеля Московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе архимандрита Мелхиседека (Артюхина) и братии обители в священном сане
Одну из поздних Литургий возглавил епископ Россошанский и Острогожский Андрей в сослужении братии монастыря в священном сане и клириков Россошанской епархии.
Среди прочих священноиноков таинство Исповеди совершал духовник братии Оптиной пустыни схиархимандрит Илий (Ноздрин).
По завершении богослужений наместник монастыря епископ Леонид сопроводил гостя-архиерея в Иоанно-Предтеченский скит, где показал Его Преосвященству келию прп. Амвросия Оптинского.
Краткая справка
Преподобный Амвросий (1812–1891) – наиболее известный старец Оптиной пустыни, один из самых почитаемых старцев у русского народа. К раке с его мощами с благоговением и молитвой ежедневно стекается множество верующих.
Духовный опыт и необычайные дарования старца, его прозорливость и умение указать каждому удобный и верный путь ко спасению во Христе стяжали отцу Амвросию всероссийскую известность. В свое время преподобный оказал значительное влияние на духовную жизнь России XIX века. Приезжали в Оптину и беседовали со старцем Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев и другие известные деятели русской культуры.
Старческое служение преподобного Амвросия началось, прежде всего, с окормления братии Оптиной пустыни. Старец сильно любил обитель и ее питомцев. Каждый из братии поверял старцу свою душу, вся пустынь жила им. Все шли к нему по своим духовным нуждам и получали полное удовлетворение и успокоение.
Но служение старца не ограничивалось только Оптиной. С утра до позднего вечера продолжался прием мирских посетителей. Каждый шел со своими скорбями и просил выслушать его и дать ответ. Многие жили, по неделям и месяцам ожидая приема. Будучи облечен даром прозорливости, старец часто, не спрашивая человека, давал ему ответ на то, о чем тот хотел спросить.
Преподобный никогда не позволял себе пустого слова и говорил лишь с целью исправления и назидания. На насущный вопрос «как жить?» он отвечал: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать – и всем мое почтение». «Мы должны, – говорил старец, – жить на земле так, как колесо вертится: оно чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх, а мы как заляжем на землю, так и встать не можем».
Преподобный стяжал дар духовного рассуждения – высший дар старческого окормления. Однако этот дар он прикрыл покровом смирения и чрезвычайной мягкостью в своих отношениях с братией. Один инок открыл преподобному помысл, что он не считает старца обретшим Божию благодать, а лишь только стяжавшим дар рассуждения. На это отец Амвросий сказал: «Что ж, ведь это то же что-нибудь да значит». И лишь после кончины старца инок этот, читая однажды Пролог, с удивлением обнаружил, что древние подвижники самой важной добродетелью считали духовное рассуждение.
«Чада духовные! – поучал старец Амвросий, – понудим себя иметь ко всем любовь и благорасположение, доброжелательство ко всем, любящим и не любящим нас, благосклонным и неблагосклонным, благоприветливым и неблагоприветливым. Бог любы есть, и пребываяй в любви в Боге пребывает. Ему же подобает слава во веки веков. Аминь!»
Фото: Владимир Ходаков