В Киево-Печерской лавре завершилась Международная научная конференция к 295-летию со дня рождения прп. Паисия (Величковского)

27–28 ноября 2017 года по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре состоялся Международный научно-богословский форум, посвященный 295-летию со дня рождения прп. Паисия (Величковского). 

Данная конференция призвана стать площадкой для обмена опытом, системного и разностороннего обсуждения, изучения и популяризации наследия прп. Паисия (Величковского), а также истории и влияния исихазма и Афона в развитии духовности, культуры, философии, искусства и литературы народов Центрально-Восточной Европы.

Организаторами конференции при поддержке Паломнического центра Украинской Православной Церкви и Благотворительного фонда Покрова Пресвятой Богородицы выступили: Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, Международный институт афонского наследия, Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, кафедра славистики Ясского университета им. Александра Иоанна Кузы (Яссы, Румыния).

В рамках мероприятия из Ново-Нямецкого ставропигиального монастыря ко дню памяти святого – 28 ноября – в Киево-Печерскую лавру впервые принесены для поклонения святыни прп. Паисия: ковчег с частью его мощей, иконописный образ и посох, принадлежавший старцу при жизни.  

Открывая пленарное заседание, Блаженнейший митрополит Онуфрий обратился к собравшимся с приветственным словом:

«Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
От имени Украинской Православной Церкви сердечно приветствую участников Международной научной конференции "Паисиевские чтения", посвященной 295-летию со дня рождения прп. Паисия (Величковского) и его духовно-культурному наследию.
Старец Паисий и плоды его молитвенно-пастырской и просветительской деятельности имеют особое значение для современного общества. В период массовой секуляризации, отпадения от духовных традиций и ценностей, нарушения Заповедей Божиих, утраты евангельских идеалов любви, сострадания и мира духовное посланничество прп. Паисия обретает новую актуальность и востребованность.

Нечто подобное происходило и во времена жизни и деятельности старца Паисия, из-за чего ему практически заново довелось возрождать утраченные святоотеческо-исихастские традиции православного монашества и старчества.

Как известно, монашество – это соль Церкви. По состоянию монашества можно судить о духовно-нравственном состоянии народа. Так вот прп. Паисий своими молитвами, подвигами и трудами с новой силой вдохнул в наше отеческое монашество огонь аскетической ревности и молитвы. Молитвы сердечной, внутренней. Он оживил дух древних отцов-исихастов через переводы святоотеческих текстов, через возрождение непрестанного делания Иисусовой молитвы, через любовь к аскетизму, соединенному с литературной и просветительской деятельностью на ниве духовной.

И этот Паисиевский огонь не остался бесплодным. Еще при жизни он подогрел обильные всходы, а после его праведной кончины обеспечил богатый урожай, зажигая всё новые и новые сердца стремлением к единению с Господом посредством сердечной Иисусовой молитвы.

Главным делом его жизни стало возрождение православной школы старчества. И великие старцы Оптиной пустыни, и Валаама, и Глинской пустыни, и многих других обителей на Украине, в России, Румынии, Молдове, Болгарии, Сербии, Греции, да и на самой Святой Горе Афон, – это всё плоды Паисиевской школы.

Поэтому хочу поблагодарить организаторов и участников "Паисиевских чтений", что в год 295-летия со дня рождения этого нашего великого святого вы собрались, чтобы почтить его память и труды путем изучения его многоценного наследия. Очень символично и то, что это начинание проходит в стенах Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, где будущий старец начинал свой монашеский путь.

Уверен, что сегодняшняя конференция поможет всем нам глубже осознать благотворное влияние, которое оказали старец Паисий и его наследие на нашу духовную культуру.

Призываю на ваши труды Божие благословение. Пусть Господь наш Иисус Христос по молитвам Своей Пречистой Матери умудрит и поможет нам не только уразуметь красоту духовного наследия преподобного Паисия, но и своей жизнью приобщиться к нему».

После торжественного открытия пленарное заседание под председательством епископа Ирпенского Климента, епископа Бородянского Варсонофия и директора Международного института афонской наследия Сергея Шумило продолжилось.

Сергей Шумило провел презентацию нового выпуска научного альманаха «Афонское наследие», посвященного 295-летию со дня рождения прп. Паисия (Величковского).

Затем прозвучали следующие доклады:


1. Иеромонах Кирион (Ольховик) (Афон, Греция), антипросоп Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Святой Горы Афон. Тема доклада: «Рукописи прп. Паисия (Величковского) и его учеников, хранящиеся в архиве Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне». 

2. Игумения Mакрина (Сэучиницану) (Румыния), настоятельница Драгомирнского монастыря Сошествия Святого Духа; монахиня Мария Магдалина (Гергина), секретарь Драгомирнского монастыря Сошествия Святого Духа, хранительница Музея «Драгомирна» имени митр. Анастасия (Кримки). Тема доклада: «Следы игумена прп. Паисия (Величковского) в монастыре Драгомирна». 

3. Архимандрит Паисий (Чекан) (Кицканы, Молдова), наместник Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого ставропигиального монастыря; монах Герман (Мудренко), заведующий издательством Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого ставропигиального монастыря. Тема доклада: «О неизвестных переводах прп. Паисия (Величковского) из библиотеки Нямецкого монастыря».

4. С.В. Шумило (Киев, Украина), директор Международного института афонского наследия, главный редактор научного альманаха «Афонское наследие». Тема доклада: «К вопросу пребывания прп. Паисия (Величковского) в Константиновской келии на Афоне: по архивным источникам». 

Далее работа конференции продолжилась в формате двух секций.

На секции «Труды, учение и наследие прп. Паисия (Величковского)» были представлены следующие доклады:

1. Иеромонах Иннокентий (Пидтоптаный) (Киев, Украина), кандидат богословия, помощник Главы отдела информации и связей с общественностью Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. Тема доклада: «Киевский период жизни преподобного Паисия (Величковского)». 

2. Адальберто Майнарди (Бозе, Италия), кандиат философских и филологических наук, монах Преображенского монастыря в Бозе. Тема доклада: «Паисий (Величковский) и его учение о Иисусовой молитве». 

3. А.М. Брискина-Мюллер (Галле, Германия), доктор богословия, научный сотрудник богословского факультета университета им. Мартина Лютера в Галле-Виттенберг. Тема доклада: «Странники, беженцы, богомольцы. Прп. Паисий (Величковский) и проблема паломничества». 

4. Иеромонах Иосиф (Павлинчук) (Париж, Франция), доктор Сорбонны, секретарь Корсунской епархии по окормлению молдавской диаспоры во Франции, настоятель храма Свв. равноап. Константина и Елены в Кламаре и православной общины в честь Прп. Паисия Нямецкого. Тема доклада: «Влияния преподобного Паисия Нямецкого на формирование устава Ново-Нямецкого монастыря». 

5. Д.С. Морозова (Киев, Украина), кандидат культурологии, научный сотрудник Центра европейских гуманитарных исследований Национального университета «Киево-Могилянская академия», сотрудник издательства «Дух и литера». Тема доклада: «Отцы Церкви в библиотеке прп. Паисия (Величковского)». 

6. Остапчук Ежи (Варшава, Польша), хабилитированный доктор богословских наук, профессор, декан Богословского факультета, заведующий кафедрой Священного Писания Христианской богословской академии в Варшаве (Chrześcijańska Akademia Teologiczna w Warszawie). Тема доклада: «Собрание кириллических рукописных Евангелий монастырей Драгомирна и Нямец». 

7. Архимандрит Амвросий (Макар) (Милан, Италия), доктор канонического права, профессор, президент Христианской ассоциации «Евлогия», настоятель православного Свято-Амвросиевского прихода в г. Милан. Тема доклада: «Прп. Паисий (Величковский) и его роль в "филокалическом возрождении" и возврате к святоотеческому наследию Восточной Церкви». 

8. Игумен Андрей (Уэд) (Пистоя, Италия), магистр гуманитарных наук (Кембридж), бакалавр философии и теологии (Папский Григорианский университет, Рим), лицензиат теологии (Папский восточный институт, Рим), настоятель православных общин в честь Рождества Богородицы в г. Пистоя и Свт. Николая Чудотворца в г. Алессандрия, начальник скита Св. мч. Маманта, Сан Момме, Пистоя. Тема доклада: «Прп. Паисий (Величковский) и обновление афонского исихазма». 

9. Иеромонах Иустин (Юревич) (Херсонская обл., Украина), настоятель Покровской церкви с. Качкаровки Новокаховской епархии УПЦ. Тема доклада: «Духовное и естественное возрастание по автобиографическим заметкам священнослужителей XVIII века (прп. Паисий (Величковский), архим. Леонтий (Яценко-Зеленский), свщ. Илия Турчиновский)». 

Вторая секция «Паисианство: ученики и последователи прп. Паисия (Величковского), память» познакомила слушателей со следующими сообщениями:

1. М.А. Жгун (Санкт-Петербург, Россия), редактор издательства «Наследие православного Востока», преподаватель Международного центра изучения иностранных языков «Parabola». Тема доклада: «Архимандрит Симеон Ивкович – сербский ученик и переписчик прп. Паисия (Величковского) (по рукописным источникам)». 

2. Врачу Марина (Яссы, Румыния), доктор филологии, доцент кафедры славистики Ясского университета им. Александра Иоанна Кузы. Тема доклада: «К рецепции труда о. Сергия Четверикова о прп. Паисии (Величковском) в Румынии». 

3. Игумен Петр (Москва, Россия), кандидат богословия, духовник Высоко-Петровского мужского ставропигиального монастыря. Тема доклада: «Духовное преемство прп. Паисия (Величковского) и исихазм в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре». 

4. Диакон Кристиан Сучу (Париж, Франция), магистр Сорбонны, Западно-Европейская митрополия Румынской Православной Церкви. Тема доклада: «Изображая учителя. Румынские ученики старца Паисия (Величковского)». 

5. Иванов Леонте (Яссы, Румыния), доктор филологии, профессор филологического факультета Ясского университета им. Александра Иоанна Кузы. Тема доклада: «Восприятиe прп. Паисия (Величковского) в Румынии». 

6. Протоиерей Евгений Оников (Кишинев, Молдова), доктор богословия, профессор Кишиневской духовной академии. Тема доклада: «Ученик прп. Паисия (Величковского) – архим. Андроник (Попович)». 

7. Н.П. Видмарович (Загреб, Хорватия), доктор филологических наук, философский факультет Загребского университета. Тема доклада: «Исихастский традиционализм в современной социально-культурной среде». 

Второй день работы конференции, 28 ноября, начался с праздничной Литургии в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской лавры, по окончании которой для участников конференции была проведена экскурсия по территории монастыря.

Далее на секции «Афонское наследие и традиции исихазма в Центрально-Восточной Европе» обсуждались следующие темы выступлений:

1. М.М. Никитенко (Киев, Украина), кандидат исторических наук, заведующая отделом научно-исторических исследований Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Тема доклада: «Пещеры Киевской лавры в свете исихастских идей». 

2. И.В. Марголина (Киев, Украина), кандидат исторических наук, заведующая сектором комплексных научных исследований памятников заповедника научно-исследовательского отдела «Институт "Святая София"» Национального заповедника «София Киевская». Тема доклада: «Афонський образ Ватопедської Богоматері – родова ікона святителя Димитрія Ростовського».

3. А.Ю. Кондратюк (Киев, Украина), кандидат искусствоведения, начальник научно-исследовательского отдела изучения художественного наследия Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Тема доклада: «Відображення ідей ісихазму та монашої аскези в стінописі церкви Спаса на Берестові 40-х рр. XVII ст.». 

4. Монахиня Серафима (Константиновская) (Оксфорд, Великобритания), доктор философии, преподаватель истории и развития богословской мысли в Византии, богословский факультет Оксфордского университета, монахиня ставропигиального монастыря Св. Иоанна Предтечи в Эссексе, Англия (Константинопольский Патриархат). Тема доклада: «Духовничество и созерцательная молитва в русской афонской традиции».

5. С.М. Шумило (Чернигов, Украина), кандидат филологических наук, доцент кафедры украинского языка и литературы Национального университета «Черниговский коллегиум» им. Т.Г. Шевченко, докторант отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН, редактор научного альманаха «Черниговские Афины». Тема доклада: «Об особенностях древнерусского восприятия идей исихазма: на материале литературных памятников XIV–XV веков».

6. В.А. Ткачук (Киев, Украина), руководитель отдела научно-исследовательской работы Международного института афонского наследия, аспирант Киевского национального университета им. Т. Шевченко. Тема доклада: «"Приими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий...": четки в материальной культуре православного монашества XVII–XVIII вв.». 

Завершила работу второго дня секция «Афонское наследие и традиции исихазма в Центрально-Восточной Европе»: 

1. Иерей Виталий Игнатьев (Кропивницкий, Украина), кандидат философских наук, доцент Донецкого национального медицинского университета, настоятель храма Свв. равноап. Кирилла и Мефодия УПЦ при Кропивницком институте государственного и муниципального управления. Тема доклада: «Парадокс исихазма».

2. Кириак Денис (Яссы, Румыния), переводчик, сотрудник издательства Ясской митрополии «Doxsologia». Тема доклада: «Вклад прп. Василия Полянамерульского в духовное становление прп. Паисия (Величковского)». 

3. Протоиерей Димитрий Болгарский (Киев, Украина), кандидат искусствоведения, кандидат богословия, доцент Киевской духовной академии и семинарии УПЦ, профессор факультета искусств Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова, заслуженный деятель искусств Украины, регент Свято-Троицкого Ионинского монастыря УПЦ. Тема доклада: «Исихазм и богослужебное пение». 

4.    Архимандрит Филарет (Егоров) (Киевская обл., Украина), благочинный Бышевского благочиния Киевской епархии УПЦ, пресс-секретарь Макаровского викариатства Киевской епархии УПЦ. Тема доклада: «Прп. Паисий (Величковский) и возрождение исихастской традиции в православном монашестве». 

5. Э.А. Юрченко (Киев, Украина), кандидат философских наук, доцент кафедры философии и педагогики Национального транспортного университета, сопредседатель Центра социально-гуманитарных исследований «Традиционалистская перспектива». Тема доклада: «Наследие прп. Паисия (Величковского) и афонские ориентиры в контексте перспектив православного традиционализма в XXI веке». 

6. Архимандрит Феодосий (Оленич) (Варшава, Польша), доктор богословских наук, Христианская богословская академия в Варшаве (Chrześcijańska Akademia Teologiczna w Warszawie). Тема доклада: «Церковные облачения Православной Церкви в Румынии времен прп. Паисия (Величковского)». 

7. Ф.В. Купрьянович (Варшава, Польша), магистр, аспирант Христианской богословской академии в Варшаве, чтец кафедрального собора св. равноап. Марии Магдалины в Варшаве. Тема доклада: «Прп. Паисий (Величковский) и старцы Оптиной пустуни». 

8. Иеромонах Диомид (Кузьмин) (Брянск, Россия), Центр подготовки церковных специалистов Брянской епархии. Тема доклада: «Рославльские подвижники как продолжатели дела прп. Паисия (Величковского): проблемы реконструкции биографий». 

9. Иеромонах Иов (Салиулин) (Москва, Россия), Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Тема доклада: «Учение прп. Василиска Сибирского и школа св. старца Паисия (Величковского) – сравнительное сопоставление». 

10. Ю.В. Данилец (Ужгород, Украина), кандидат исторических наук, доктор философии (PhD), доцент, докторант Ужгородского национального университета, руководитель Закарпатского отделения Международного института афонского наследия. Тема доклада: «Влияние Святой Горы Афон на православное монашество на Закарпатье в 1920–1930 гг.».

11. А.В. Бричка (Киев, Украина), аспирант Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств. Тема доклада: «Афон и православный мир: исторические и культурологические аспекты взаимодействия».

По завершении выступлений последовали дальнейшая дискуссия и подведение итогов прошедшей конференции. 

Кроме того, вниманию аудитории было представлено 18 работ заочных участников мероприятия.

За два дня работы в международной научной конференции «Киевские Паисиевские чтение» приняло участие более 50 ученых, богословов и священнослужителей из 13 стран мира: Украины, Греции, России, Румынии, Молдовы, Великобритании, Франции, Италии, Польши, Германии, Австрии, Хорватии, Чехии.

По результатам конференции статьи докладчиков будут опубликованы в научном альманахе «Афонское наследие».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Макарьева пустынь