19–22 ноября 2018 года в Симбирской епархии прошли заседания монашеской секции «Древние монашеские традиции в условиях современности» регионального этапа XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, в ходе которых состоялись совместные богослужения монашествующих, паломническая поездка в Михаило-Архангельский женский монастырь с. Комаровка Симбирской епархии, были прочитаны доклады на основные темы, волнующие современное монашество.
19 ноября после пленарного заседания открытия Чтений во Дворце молодежи г. Ульяновска напутствуемые приветственным словом митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия участники разделились по тематическим секциям.
Собрание монашеской секции было разделено на два этапа. Первый проходил 19 ноября в Спасском женском монастыре г. Ульяновска. Настоятельница обители игумения Сергия (Вотрина) тепло приняла гостей монастыря: монашествующих клириков епархии, гостей-монахинь Комаровского Михаило-Архангельского монастыря игумению Магдалину (Митропольскую) с сестрами. Матушка Сергия показала гостям активно строящиеся храмы обители и колокольню. Руководитель епархиального отдела по монастырям и монашеству, настоятель Новоседмиезерного Свято-Пантелеимоновского Архиерейского подворья г. Ульяновска игумен Алипий (Кудрин) предложил начать заседание с молебна перед Нерукотворенным Образом Спасителя о мире в Церкви. Помолившись, участники секции выразили полную поддержку усилиям священноначалия Русской Православной Церкви в деле умиротворения страждущей украинской части нашей Поместной Церкви.
Первым выступил клирик Иоанно-Предтеченского прихода г. Ульяновска игумен Корнилий (Кабаргин) с докладом на тему «Свобода в жизни послушника». Выпускник Московской духовной академии, отец Корнилий проанализировал значение терминов «послушание» и «свобода» в понимании святых отцов неразделенной Церкви Востока и Запада.
Иеромонах Серафим (Кузьминов), клирик Симбирской епархии, продолжил обсуждение темы послушания докладом «Новое поколение монашествующих: основные характеристики, особенности духовного развития». По его мнению, сегодня главным вызовом для монашествующих становится не столько внешняя угроза со стороны врагов веры, сколько угроза внутренняя – собственная склонность усваивать мирскую логику, мирской образ жизни. Существует особая прослойка в монашестве, которой по роду деятельности и по послушанию священноначалию приходится жить вне монастырских стен: это приходские иеромонахи, преподаватели духовных школ, сотрудники епархиальных и синодальных учреждений. Перед ними стоит задача превратить свое обычное жилище в монашескую келию, а окружающий мир со всеми его соблазнами должен стать для них пустыней.
Затем монашествующие священнослужители, участники секции, активно обсудили сообщение иеромонаха Варсонофия (Беспалова), настоятеля Знаменского храма с. Ляховки Майнского района Ульяновской области, руководящего женской монашеской общиной при храме, об особенностях устройства монашеской общины на сельском приходе. Отметив жертвенность и искренность служения отца Варсонофия, священномонахи тем не менее обратили его внимание на недопустимость создания в таких общинах культа руководителя и духовника, обязательном следовании им указаниям священноначалия Русской Православной Церкви, тем более что женская община требует особого попечения со стороны игумений уже состоявшихся монастырей, которых в епархии два, а также об опасности совместного проживания иноков и инокинь.
Доклад иеромонаха Саввы (Маркова) «Вопрос о воспитании молодого поколения монашествующих в контексте дискуссии о развитии монастырской жизни накануне эпохи гонений (по материалам Первого всероссийского съезда монашествующих 1909 г.)» в связи с пребыванием автора доклада в командировке был озвучен игуменом Алипием (Кудриным). Отец Савва кратко рассмотрел дискуссии отцов Собора 1917–18 гг. по поводу реорганизации монашеской жизни, сделав вывод, что в споре о том, каким должен быть монастырь в начале ХХ в., верх одержали те, кто выступал за то, чтобы монашество по-прежнему сосредотачивалось на молитвенно-созерцательной деятельности. И сейчас ясно, что это было промыслительно. Хотя Первая мировая война заставила весьма многих пересмотреть взгляды и обратиться к кипучей социальной деятельности, известно, что не она позволили выжить русскому монашеству. В огне революции, гражданской войны, в ходе последующих событий были разрушены почти все монастыри, частью погибло, частью рассеялось монашество, так и не решив своих проблем рубежа веков. Но дух истинного монашества выжил – выжили старчество и подвижничество.
Второй этап деятельности монашеской секции продолжился через несколько дней в Михаило-Архангельском женском монастыре с. Комаровка Симбирской епархии, куда участники организованно отправились 22 ноября. Монашествующие в священном сане молились за Божественной литургией, которую совершил игумен Алипий (Кудрин) в сослужении священноиноков. По окончании богослужения игумен Алипий произнес проповедь на тему послушания и посланничества, посвященную только что прошедшему престольному празднику обители, поздравил насельниц монастыря. Настоятельница монастыря игумения Магдалина (Митропольская) пригласила участников разделить праздничную трапезу, осмотреть монастырь, ознакомиться с условиями проживания и труда сестер в обители, после чего в конференц-зале состоялось чтение докладов монахинь, насельниц монастыря.
Были заслушаны доклады монахинь Зосимы (Нецветаевой) (Комаровский Михаило-Архангельский женский монастырь) «Об одной широко применяемой цитате», Варнавы (Спасский женский монастырь г. Ульяновска) «Внешние и внутренние трудности, с которыми встречается новоначальный послушник в монастыре», Иннокентии (Панковой) «Понятие свободы в традиции и современности».
Особенностям опыта служения Богу женщины-христианки, и в частности в ангельском чине, был посвящен первый доклад монахини Зосимы (Нецветаевой). Анализ известного фрагмента апостольского Послания (1 Кор. 14, 34–36), обращение к современным библейским исследованиям, выдвигающим аргументы в пользу версии об апокрифичности этого отрывка, привели автора доклада к мысли о возможности усомниться в его авторитетности. В результате был сделан вывод о некорректности употребления данного апостольского увещания вне его контекста и в духе «домостроевского идеала».
При обсуждении выступления участники затронули вопрос участия в богослужении лиц мужского и женского пола в Церкви, богословской терминологии (возможно ли говорить о «женской природе», в отличие от известного термина «человеческая природа», влияние толкования апостольских слов о рамках служения женщины на появление женского священства в протестантизме), а также богословские вопросы из области мариологии. Итогом явилось общее мнение о высоте служения женщины в христианстве.
Доклад гостьи из Спасского монастыря монахини Варнавы о трудностях новоначальных послушников вскрыл негативные факторы, пагубно влияющие не только на адаптацию в монастыре, но и на психику новопришедшего члена братства (сестричества). Доклад явился отражением 19-летнего сложного опыта монахини, исполнявшей послушания в нескольких монастырях разных епархий, в том числе и в мужском. При обсуждении выступления монастырские насельники активно высказывались по поводу затронутых докладчицей тем, делились своим монашеским опытом. Было высказано предположение, что негативный или, что хуже, неудачный опыт новоначалия во многом бывает обусловлен несерьезным подходом к выбору монастыря, незрелостью послушника, неопытностью или занятостью игумена и духовников.
Несмотря на то, что доклад касался современного положения послушников в монастырях, в нем, на взгляд критиковавших его оппонентов, отсутствовало использование святоотеческой аскетической литературы, в произведениях которой на многие внешние и внутренние проблемы и вопросы даны действенные ответы, могущие сослужить новоначальным хорошую службу.
Доклад монахини Иннокентии (Панковой) «О изменившейся исторической ситуации, в которой сегодня оказалась Церковь», заставил задуматься о более общих проблемах современной действительности. Средневековые образы и символы, которые традиционно использовались Церковью в миссионерских, апологетических и дидактических целях, в условиях XXI века могут оказаться сомнительными и неудобопонятными, потому что изменились ориентиры, менталитет, мировоззрение современного человека.
В целом заседание прошло в обстановке живого и заинтересованного общения, духовного подъема, искренности, понимания сложности монашеского пути и ценности монашеского призвания, а главное, явило дух единения монашествующих участников, радостный опыт совместной молитвы.