Участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений поделились с порталом «Монастырский вестник» своими размышлениями о поднятых на форуме темах. Также они рассказали, каким подспорьем для них становятся эти ежегодные встречи и обсуждения. На этот раз на вопросы корреспондента ответили руководители трех монастырей, названных в честь любимого русским народом святителя Николая Чудотворца. Два из них – древние, один – новообразованный.
Игумен Филарет (Пряшников), настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря (Санкт-Петербургская епархия)

Пятый год я несу послушание игумена возвращенного из небытия монастыря в Старой Ладоге, известной как первая столица древней Руси. На Рождественские чтения в Москву я сейчас приезжал в третий раз, третий раз принимал участие в работе монашеского направления, посвященного актуальным вопросам монастырской жизни и тесной связи далекого прошлого (и недалекого тоже) с настоящим днем. И почувствовал, что пропускать такие мероприятия ни в коем случае нельзя. В первую очередь мне хочется отметить, что окрыляет сама атмосфера. Она незабываема! Ты входишь в зал и сразу чувствуешь братский дух единения. Все улыбаются, здороваются друг с другом, многих я уже узнаю, кто-то узнает меня – подходит, интересуется деятельностью нашей обители. Такие встречи сближают монашествующих, подвизающихся в разных уголках Русской земли – с разным климатом, разным числом братии или сестер, разными послушаниями, но объединенных стремлением всецело служить Богу и людям.
Что касается самой работы форума, с неослабевающим интересом я слушал все доклады. Я как губка, которая впитывает в себя влагу, – сидел и впитывал живительный дух братского общения. Особенно мне запомнился доклад епископа Можайского Иосифа (Королева), наместника Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. Сообщение владыки о том, что среди насельников Оптиной в XIX-XX веках было немало участников боевых действий и последовавший далее рассказ об их удивительных судьбах, безусловно, не могли не взволновать. Много мыслей вызвало то, что люди, прошедшие через горнило кровопролитных войн, впоследствии осознанно избрали путь служения Богу. При этом невольно вспомнились слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, поэтому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить». Готовясь к Вечности, эти воины, сражавшиеся на поле брани, а затем ставшие духовными воинами, показали нам пример такой любви. Современная братия и в Оптиной пустыни, и, я знаю, в Псково-Печерском монастыре бережно хранит о них память, поминает их. В обозначении темы нынешних Рождественских чтений, посвященных 80-летию Великой Победы, чрезвычайное важна эта связка: память и духовный опыт поколений.
Не просто взволновал меня, а заставил мысленно перебросить мостик к нашим дням, к СВО, произошедший в годы Великой Отечественной войны случай, о котором поведала в своем докладе игумения Мария (Гурвич), настоятельница Покровского женского монастыря в поселке Колывань Новосибирской епархии. Наверное, тем, кто хорошо знает прозаика, поэтессу Олесю Николаеву, кто знаком с ее биографией, он известен. А я впервые о нем услышал... Услышал о том, как незнакомый старичок спас ее отца от смерти – в ту пору молодого лейтенанта, попавшего в мясорубку войны. Все наши бойцы, принявшие бой с фашистскими танками, тогда полегли, а старчик (в котором отец писательницы спустя годы узнал преподобного Серафима Саровского, увидев его на иконе),спас лейтенанта. Тяжелораненый, находившийся в бессознательном состоянии, лейтенант вдруг оказался на операционном столе – операция прошла успешно.

По благословению священноначалия я регулярно езжу с гуманитарной миссией на Донбасс, где встречаюсь с местными жителями и воинами, защитниками Отечества. В последнюю свою поездку, когда я был в Горловке, я услышал от хорошо знакомого мне батюшки рассказ, в чем-то перекликающийся со случаем из доклада матушки-игумении. Молодой участник специальной военной операции на Украине, боец штурмовой бригады, попал с ребятами в окружение. Все ребята погибли, а он, по его признанию, истошно закричал в Небо: «Господи, если Ты есть, помоги мне выжить!» Под покровом ночи раненый смог доползти до одного из наших подразделений, его тут же переправили в госпиталь, и после, уже в госпитале, он рассказал священнику, что прежде был не очень религиозным человеком, но случившееся перевернуло его мир. В этом мире появилась вера, и жизнь засверкала новыми красками, обрела новое измерение... Да, всем, кто сражается сейчас на поле брани, защищая нас от врага, нужна наша духовная поддержка.
Наш монастырь принимает имена воинов на особое поминовение. Много имен присылают из разных уголков земли. Началось всё так: зная, что у некоторых приходов и монастырей есть такая практика, я долго думал, как нам это сделать. И вот недавно открыл на монастырской странице ВКонтакте такой форум, куда люди присылают имена. Собираю их за какой-то период, пишу записочку. У нас есть синодики о здравии, об упокоении, сорокоусты и так далее, и мы завели отдельные синодики для поминовения воинов. Каждое утро братия совершает братский молебен – на каждом братском молебне эти синодики прочитываются. А на братском ужине после монашеских мероприятий в Москве и в нашей Санкт-Петербургской епархии я, как правило, рассказываю насельникам обители, какие вопросы там поднимались, какие резолюции принимались.
Архимандрит Феодосий (Иванов), настоятель Николо-Чернеевского мужского монастыря (Скопинская епархия)
Многое запомнилось в работе монашеского направления в этом году. И Божественная литургия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы, которую возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност, и обсуждение проекта документа «О неисходном пребывании монашествующих в обители своего пострижения...». Его представил председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Сколько архиереев, игуменов и игумений собралось в соборе! Многие причащались. Радость от молитвенного общения была велика. А проект документа я оперативно переслал братии в свой монастырь, чтобы они смогли ознакомиться. Братии всегда хочется знать, каковы мои впечатления о поездках на Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви или на Рождественские чтения. С интересом они слушают мои рассказы о том или ином мероприятии. Но также им важно прочитать своими глазами документы, касающиеся монастырской жизни, вникнуть в их суть. Поэтому я периодически перебрасываю им на смартфоны ссылки на информацию, размещенную на сайте Синодального отдела по монастырям и монашеству.
Из всех докладов – живых, назидательных – два доклада, если можно так выразиться, особенно запали мне в душу. Первый – архимандрита Тихона (Затёкина), игумена Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря, посвященный 100-летию преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Конечно, я изучал житие святителя и многое в нем поражало, но снова (в который раз!) меня поразило то обстоятельство, насколько он был прост в общении со всеми людьми, несмотря на свой Патриарший сан. Это был человек смиренной души, и, думается, по Промыслу Божию именно человек тихого нрава, но сильный духом встал во главе Русской Церкви. Его святительство пришлось на трудное время: революция, гражданская война, страшный голод в Поволжье, домашний арест – однако ничто его не сломило. Патриарх Тихон был крепок в вере – он был великим молитвенником за землю нашу Русскую... Второй доклад зачитала монахиня Евстафия (Морозова), насельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга. Тоже удивительное напоминание и назидание нам, какие трудности люди переживали во время Великой Отечественной войны и с верой, с упованием на Господа преодолевали их. Будущая схимонахиня Николая (Засыпкина), а в годы войны медсестра Галина не снимала крестик ни в фашистском плену (откуда она с подругой сбежала), ни в советских госпиталях. Мы ведь нередко, когда попадаем в сложные обстоятельства, начинаем роптать, а тут вот такой пример: хрупкая девушка безропотно несла свой спасительный подвиг – вначале как медицинский работник, затем, на склоне лет – как воин Христов.
Тема войны и Великой Победы неизменно присутствует в жизни монастыря. Каждый год 9 Мая мы совершаем в монастырском храме Литургию и панихиду, а затем у памятников погибшим воинам, которые установлены в нашем сельском поселении, служим литию. В селе Старо-Чернеево, где находится наша обитель, на памятнике выбито около 80 имен. Я обращаюсь к людям, собравшимся на митинг, с пастырским словом. Раньше я лично поздравлял ветеранов войны, общался с ними накануне в сельском Доме культуры, но сейчас никого из них не осталось... Еще я вспоминаю в этот день своего деда, которого никогда не видел. Капитан Красной армии в войсках связи Николай Павлович Иванов воевал на 1-м Украинском фронте и погиб где-то под Киевом. Точного места захоронения мы не знаем. А у бабушки была награда – медаль за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны и звание «Труженик тыла».
Но давайте вернемся к монашескому форуму, поскольку в заключение мне хочется от всей души поблагодарить его организаторов. Нам-то хорошо: мы приехали и уехали, а на их плечи ложатся большие труды. И трапезу надо приготовить для такого количества людей, и подарки участникам форума собрать, и многое-многое другое. Как я для себя отмечаю, организация что на игуменских собраниях, что на Рождественских чтениях очень хорошая. Всегда видишь качественную подготовку мероприятия. И в дополнение к этому скажу еще об одной важной составляющей. О наших встречах друг с другом и непосредственном общении. Как радостно было в Центре оперного пения Галины Вишневской на Остоженке, где проходила работа монашеского направления, пообщаться в этот раз с отцами из Пензенской епархии, Казанской, Владивостокской! Я расспросил, как у них там дела, чем живут их монастыри. Они у меня поинтересовались жизнью нашей обители. Мне кажется, что эти ответственные мероприятия в первую очередь и нужны для того, чтобы мы почаще встречались, общались «вживую» и сообща обсуждали тот круг вопросов, решение которых призвано нам помочь, возрождая родную обитель, продолжить свой путь духовного совершенствования.
Игумения Анатолия (Баршай), настоятельница Никольского женского монастыря города Приволжска (Иваново-Вознесенская епархия)
Начну издалека. Каждый раз, выступая где бы то ни было или отвечая на чьи-либо вопросы, я не могу удержаться, чтобы в очередной раз не сообщить о себе тот факт, что родилась я в то время, когда правитель обещал показать по телевизору последнего попа. А папочка мой был священнослужителем, ему на момент моего рождения исполнилось 23 года. Мои родители были очень благочестивы. Мама, ожидая моего рождения, строго соблюдала посты и ходила в храм каждый день. Она очень боялась, что ребенок может попасть под тлетворное атеистическое влияние. Родительским попечением я, раньше, чем ходить и говорить, научилась креститься и петь. Будучи нескольких месяцев от роду, я уже махала ручкой, подражая крестящимся людям. И, когда мама вместе со мной являлась на клирос, я тоже пыталась, в меру своего младенческого соображения, издавать звуки, «подпевая» клиросу.

Поэтому прежде монашеской конференции самый сильный отклик в душе у меня вызвали слова Святейшего Патриарха, сказанные им на открытии пленарного заседания в Государственном Кремлевском дворце. Процитирую: «…Я как человек, заставший очень трудные времена для жизни нашей Церкви в Советском Союзе, не могу оторваться от воспоминаний. Потому что этот зал был связан с партийными съездами, на которых, в том числе, провозглашались всякие, простите, бредовые идеи о том, что произойдут радикальные перемены в жизни страны, и мы достигнем какого-то особого уровня развития, который не предполагает присутствия религии в жизни народа.
И как не вспомнить слова «Ты еси Бог творяй чудеса»(Пс. 76:14)? Наверное, в то время никто даже представить не мог этой картины, которую мы сегодня воспринимаем как торжественную, очень важную, но, в общем-то, практически обыденную. Здесь мы собираемся каждый год для того, чтобы обменяться мыслями, подумать о нашей работе, в первую очередь в области образования, воспитания, и, конечно, всем вместе помолиться».
Это настолько созвучно моим мыслям! Я об этом думаю всякий раз, когда бываю на Рождественских чтениях, тем более в таком совершенно невозможном (просто невообразимом!) во времена моего детства статусе – я монахиня, игумения и при этом – директор общеобразовательной школы при монастыре. Это совершенно уму непостижимое чудо явления милости Божией к нам.
На Рождественские чтения я езжу регулярно, с момента моего назначения на игуменское послушание, с 2010 года. Монашеский форум в рамках Чтений стал проводиться с 2014 года. Первый состоялась 28–29 января 2014 года, и прошел он в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре (это были ХХII Международные Рождественские образовательные чтения). Сначала я посещала только секции, касающиеся нашей образовательной деятельности, а с 2014 года мы стараемся успеть и их посетить, и принять участие в работе монашеского направления. На последнем форуме мне понравились все доклады – все без исключения. Каждый из них показался информативным и душеполезным. Но особенно важен был для меня материал об архимандрите Павле (Горшкове), с которым нас познакомил митрополит Псковский и Порховский Матфей, наместник Успенского Псково-Печерского мужского монастыря. Владыка осветил очень актуальную и болезненную тему – молитвенный подвиг и сохранение святынь в условиях оккупации. Когда я возвращаюсь в обитель, конечно же, обо всем увиденном и услышанном во всех доступных подробностях рассказываю сестрам, учителям, детям, прихожанам. Говорю о том, что считаю важным и полезным, зачитываю какие-то материалы, показываю фото и видео. Использую при этом материалы, размещенные на сайте Патриархии, на сайте Синодального отдела по монастырям и монашеству и в соцсетях Отдела, а также то, что сами в поездке снимали. Для меня чрезвычайно важно, чтобы сестры трезво ориентировались в жизни Церкви и были в курсе всего, что происходит важного для души и сознания.
Когда меня назначили на то место, где я сейчас нахожусь, возникли некие объективные сложности. Со своими трудностями я, как многие из нас тогда делали, обратилась к своему духовнику – архимандриту Науму (Байбородину). Он мне выдал как бы программу на всю последующую игуменскую жизнь и деятельность: не жить обособленно, как можно больше общаться с другими игумениями, по возможности – посещать другие монастыри, у всех учиться доброму, а если вдруг что-то увидится неподобающее, то просто не видеть этого. У каждого человека есть чему поучиться, в чем я множество раз убедилась. Особенно если речь идет о монастырях, игуменах и игумениях. «Се что добро, или что красно? Но еже жити братии вкупе» (Пс. 132:1).
Господу угодно, когда люди во славу Его общаются между собой, перенимают друг от друга что-то доброе, конструктивное. И все форумы, проводящиеся в рамках Рождественских чтений, – это прекрасная возможность пообщаться с теми, кого давно знаешь, или познакомиться с новыми лицами, увидеть, услышать друг друга, вспомнить что-то нужное, но по каким-то обстоятельствам вдруг забытое, узнать важное новое.
Я человек общительный, и каждая моя поездка расширяет круг знакомых ощутимо. Так получилось, что полтора года назад, в 2023 году в Сретенском монастыре в Москве Господь сподобил меня лично познакомиться с архимандритом Василием (Паскье), наместником Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах. О батюшке я читала еще в своем родном по постригу монастыре – Дуниловском, на Шуйской земле. Тогда он только приехал в Россию и служил на приходе в Чувашии. А тут, много лет спустя, мы с ним оказались вместе за столом на трапезе, была возможность пообщаться. Обменялись координатами. В этом году встретились, обрадовались друг другу. Но времени для разговора не было совсем. И вот когда я уже оказалась дома, в своем монастыре, отец Василий написал, что в данный момент он находится в гостях у друзей, территориально близко от нас. Я пригласила батюшку, он приехал. Очень ему за это благодарна.

Отец Василий сказал тогда, что сильное впечатление на него произвела общеобразовательная школа при монастыре, в которой обучаются 54 девочки. Действительно школа – это одно из важнейших направлений нашей деятельности. Может быть, педагогика – в обычном представлении дело не монашеское. Но, как сказано в Святом Евангелии об апостолах, «если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 40).
Известно, что с момента возникновения общежительного монашества в IV веке, в обители Пахомия Великого уделялось достаточное внимание вопросам воспитания юношества. Из жизни преподобного Пахомия видно, что дети воспитывались при монастырях, учрежденных преподобным. Сирот монахи принимали сами, а детей, у которых были родители, принимали с позволения или по просьбам родителей. Цель воспитания была не единственно та, чтобы дети впоследствии стали монахами (хотя и это могло быть), но, чтобы воспитать их в страхе Божием и истинном благочестии, научив их также грамоте, письму и рукоделиям. Я постоянно говорю своим воспитанницам, что они учатся в уникальном образовательном учреждении, где на очень высоком уровне им преподают учебные дисциплины, при этом находясь в лоне церковном, воспитываясь на принципах христоцентричности, эклессиоцентричности, в свете Евангельских заповедей. Такой возможности для девочек не было ни до, ни после революции.
Это милость Божия, дарованная в наши дни.
...Наш школьный театр, хорошо известный в Ивановской области, готовит ко Дню защитника Отечества и ко Дню Победы прекрасные идейно убедительные концерты с элементами драматургии, хореографии, вокала. А у меня есть большое желание (надеюсь, что Господь поможет его осуществить) – написать и поставить спектакль уже не о той войне, которая победоносно завершилась в мае 1945 года, а об СВО. Вернее, мне хочется связать эти два исторических периода в одном сценическом действии. И услышанные на монашеском форуме доклады, посвященные подвигу наших предков, стали мощным стимулом для осуществления моего замысла. Как и для дальнейшего несения мной игуменского послушания.
Беседовала Нина Ставицкая