«Рождественские чтения – это место, где встречаются люди, не безразличные к тому, что происходит в обществе»

Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

Продолжаем публикацию коротких интервью, в которых участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений делятся своими впечатлениями о форуме.

Игумения Агния (Сударикова), настоятельница Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря (Подольская епархия)

Почерпнуть такие знания о людях Церкви, прошедших Великую Отечественную войну, какие нам представили в докладах на этих Рождественских чтениях, – было очень важно. Важно для спасения души. Наши предшественники были все-таки немного другими людьми – я считаю, более строгими к себе, более внимательными в духовной жизни. И они совершили подвиг, прежде всего, духовный: своей жертвенностью, своей кровью сохранили веру для новых поколений. Нам необходимо соприкасаться с этой историей – чем глубже, тем лучше: для укрепления нашей веры.

Когда смотрю документальные кадры Отечественной войны, всегда думаю: какая у людей была молитва! Как самый, может быть, далекий от Церкви человек становился верующим! Недавно для регионального этапа Рождественских чтений я писала доклад на тему помощи Матери Божией и святых на войне, о примерах чудесного заступничества. Углубилась в литературу, много перечитала и убедилась в том, насколько Господь хранил людей, укреплял в воинском подвиге. Он всегда рядом в ситуациях, когда человек испытывает крайнюю меру потрясения. Потому что война – это очень страшно.

На войне погиб мой дедушка. Прадед мой прошел войну, получил несколько осколочных ранений. Я помню, когда была еще совсем маленькая, он меня спрашивал: «Слышала такую песню: “У деревни Крюково погибает взвод”»? Отвечаю: «Конечно слышала». – «Это, – говорит, – мы. Нас двое, молодых солдат, осталось в живых…» Для меня это было потрясением. Я всегда об этом думала, переживала за него – как он живет с осколками, как у него раны болят… Но он много о войне не рассказывал, видимо, не хотел травмировать детскую душу.

Каждый год, когда празднуется День Победы, мы с сестрами собираемся, слушаем воспоминания. В моем монастыре есть престарелые сестры, большинство из них схимонахини. Во время Великой Отечественной они, конечно, были девочками, но многое могут вспомнить. И ведь моя бабушка тоже в войну десятилетней девочкой копала окопы… Без слез, конечно, об этом не вспомнишь. Все эти воспоминания очень живые, когда слышишь их, это навечно оставляет отпечаток в душе.

Когда затрагивается тема войны, для меня это всегда скорбь. Но скорбь светлая, потому что она неотделима от мысли, что Господь удивительно милостив. Он в каждое мгновение, в каждой мелочи с нами, – не по нашим заслугам, а по Его любви.

Иеромонах Василий (Телехов), насельник Свято-Духова мужского монастыря г. Тимашевска (Ейская епархия)

День работы монашеского направления Международных Рождественских чтений был очень богат событиями. Многое запомнилось; в первую очередь, то, что говорилось о служении священников, в том числе монахов, которое совершается на линии боевого соприкосновения в ходе Специальной военной операции. Я служил пять с небольшим лет секретарем епархии в Таджикистане, в Душанбе, и у нас там был один батюшка, который нынче постоянно находится на передовой, беседует с воинами. Ему приходится проводить беседы и с «отказниками», не желающими идти в бой. И он признавался, что нередко не находит достаточно сильных, убедительных слов, чтобы поднять дух этих людей, и говорил, что лучше всего это удается монашествующим. Тот, кто всю свою жизнь, всего себя посвятил Богу, отказавшись от благ мира сего, лучше, чем кто-либо другой, способен воодушевить человека на то, чтобы он, укрепившись внутренне, мог идти и выполнять свою боевую задачу. Порой нужно сказать совсем немного для того, чтобы тебя услышали, потому что, в конечном счете, поднимает и ведет людей именно сила духа. И кому как не монахам, ведущим постоянную борьбу со своими немощами, суметь донести это до других.

Монах всегда должен помнить, что его сражение – с самим собой, с тем, что в нем противится обетам, которые он давал. На деле же, особенно новоначальные, часто стремятся исправить окружающих, забывая, что духовная брань направлена в первую очередь на себя, на свое сердце.

Тема Великой Отечественной войны, которая сегодня так глубоко и разнообразно была раскрыта в докладах, лично у меня связана с памятью о моем прадедушке, Иване Матвеевиче Кантуре. Он был из кубанской казачьей семьи, ушел на фронт добровольцем. В первом же бою попал в окружение, в плен и оказался затем узником Освенцима, где не дожил до освобождения, погиб. К сожалению, как это часто бывало тогда, вся семья при этом пострадала, была сослана в Сибирь. Вернуться на Родину удалось впоследствии только уже его детям, когда прадедушку реабилитировали, доказали, что предателем он не был. Но все эти потрясения привели к тому, что его родные потеряли веру, и я воспитывался до десяти лет, не ведая о Боге. В семье сохранилась старинная прабабушкина икона, но перед ней не молились, а только иногда требовали от меня, чтобы я «перед Боженькой» признался в каком-нибудь проступке. Но Господь Сам привел меня в Церковь и потом в монастырь, это был именно зов Божий, и поэтому я всю свою жизнь воспринимаю как сплошное чудо. Через меня Господь всех нас вернул в Церковь: один мой брат – инок в монастыре, второй иподьяконствует у владыки Германа в Сочинской епархии, создал православную семью. Мама пришла к вере, бабушка с дедушкой в покаянии окончили свои дни. И я верю, что молитвы предков очень помогают. Моя прапрабабушка по дедовской линии была старостой храма, прадедушка Иван Матвеевич, мученически окончивший жизнь в концлагере, был певчим в церковном хоре и глубоко верующим человеком. И его супруга Агриппина Константиновна до самой своей смерти постоянно молилась перед той самой семейной иконой, которую я помню с детства.

Игумения Иоанна (Калашникова), настоятельница Свято-Тихоновского женского монастыря в г. Торопец (Ржевская епархия)

Наш монастырь – старейший на территории Тверской области, он впервые упоминается в Лаврентьевской летописи XI века. Обитель возрождается с 2005 года, и с этого времени я несу здесь послушание настоятельницы. В прошлом году Торопец отмечал 950-летие основания города, в монастыре к этому событию была установлена скульптура Пресвятой Богородицы – Покров Божией Матери – переданная нам в дар известным скульптором Григорием Потоцким. Потоцкий – очень талантливый, глубоко воцерковленный человек, и многие свои работы он передает в дар, а финансовым спонсором выступает Академия доброты, которую он возглавляет уже много лет. По благословению правящего архиерея скульптура эта была установлена между двумя нашими храмами – Никольским и Покровским и освящена в День города. Место, где установили скульптуру, имеет особое сакральное значение, так как там паломники и прихожане монастыря неоднократно слышали пение ангелов при закрытых храмах... Я говорю об этом так подробно, потому что в ночь с 17 на 18 сентября прошлого года Торопец подвергся массированной атаке БПЛА. В результате взрывов военного арсенала, который находится очень близко от города, началось землетрясение, ударная волна повредила здания. Но никто из людей не погиб, и, конечно, это можно рассматривать как чудо, особенно если помнить, что город наш старинный, намоленный – в нем в настоящее время находится 12 храмов, в восьми постоянно ведутся службы, а до 1917 года в маленьком Торопце было больше двадцати храмов.

События 18 сентября не прошли бесследно ни для кого, кто оказался в зоне чрезвычайной ситуации. Стресс от пережитого сказался в том, что люди начали ощущать недомогания. В момент атаки мы с сестрами были в храме, молились, страха не было, хотя вокруг всё грохотало, но само пребывание в такой обстановке в течение пяти часов привело к тому, что и мне пришлось впоследствии прибегнуть к помощи врачей. В монастырь же стали обращаться за молитвенной поддержкой горожане, у которых возникло ПТСР, и их родственники. Так сложилось, что тогда же мы стали общаться с приехавшей к нам женщиной реабилитологом, работавшей в военном госпитале непосредственно с получившими тяжелые ранения. И вот все вместе эти обстоятельства привели к тому, что вокруг меня стали собираться люди, которым небезразлично то, что происходит со страдающими от последствий военных травм и стрессов, – люди, которые хотят оказать помощь. Мы стали консультироваться со специалистами в разных областях, и стало видно: при том, что государство принимает колоссальное участие в решении этих вопросов, остается много проблем, требующих более детального внимания.

12 декабря прошлого года инициативная группа в составе врачей, психологов, юристов, духовенства, участников боевых действий собралась в Петербурге, в Торгово-промышленной палате с целью провести круглый стол и обсудить накопившиеся вопросы. Миссионерско-просветительский центр Новомучеников и Исповедников Российских, который уже много лет существут в нашем монастыре, принял в этом мероприятии активное участие, наряду с другими общественными организациями. Вместе со мной круглый стол вел Юрий Павлович Бойко, доктор медицинских наук, профессор, психотерапевт, долгое время возглавлявший в Москве работу по лечению лиц с ПТСР.

Главный вывод, который сделали профессионалы в отношении участников СВО, получивших тяжелые ранения и душевные травмы, – это то, что необходимо начинать оказывать комплексную духовную и психологическую помощь этим людям буквально с первых дней их пребывания в госпитале. Необходимо формировать базу контента, включающего исторические и современные материалы о людях с увечьями, достигших успеха в обществе, в спорте, искусстве, духовной сфере. Нужно проводить индивидуальное тестирование для профориентации и обучения ветеранов СВО. Согласовывать со службой занятости наличие квот для профессиональной переподготовки. Содействовать в социализации, организовывать сообщества ветеранов и членов их семей. Создавать дома ветеранов СВО с возможным проживанием, трудоустройством и продолжением психологической и медицинской помощи.

В связи с погруженностью в эти проблемы, меня, конечно, очень интересовало то, как они были отражены на прошедших Рождественских чтениях. В рамках монашеского направления важным было сообщение епископа Сергиево-Посадского Кирилла об опыте духовного окормления воинов в условиях СВО. Владыка тоже сделал акцент на трудности возвращения в мирную жизнь из-за травмированной психики. Сказал о необходимости специальной методической литературы в помощь священнослужителям, которые общаются с людьми, переживающими психологический слом.

Я посетила также секцию 12-го направления Чтений, посвященную различным формам помощи участникам СВО, и отметила, что в основном на ней рассматривалось решение локальных проблем. Но хочется еще раз подчеркнуть, что самой сложной и не проработанной на сегодняшний момент является задача социализации и реабилитации после того, как побывавшие на фронте люди приходят в мир – часто физически неполноценными, потерявшими жизненную перспективу. Нужно начинать им помогать, готовить к будущей жизни с первого момента, когда они только попадают на лечение. Нужно уметь находить убедительные примеры того, что инвалидность это еще не приговор, что в истории, в том числе в истории Церкви, много случаев, когда люди, получившие инвалидность, или родившиеся с увечьем, достигали больших успехов в жизни, были востребованы, и у них всё было хорошо. Вот этот момент очень важен, и для этого нужна комплексная работа.

В целом хочу сказать, что Рождественские чтения – это место, где встречаются люди, не безразличные к тому, что происходит в обществе. В результате обмена мнениями, обмена информацией, взглядами, возникает новое видение, возникают новые полезные контакты, которые позволяют достигать результата в решении очень серьезных задач.

Беседовала Елена Володина
Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Предстоятель

Новости

Публикации

Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Игумения Алексия (Петрова)
Иеромонах Авраам (Павлов)
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Игумения Алексия (Петрова)
Иеромонах Авраам (Павлов)
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Макарьева пустынь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь