Продолжаем публикацию коротких интервью, в которых участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений делятся своими размышлениями о темах, прозвучавших на монашеской встрече.
Митрополит Луганский и Алчевский Пантелеимон
Сегодня духовная ситуация в нашем обществе такова, что грехи и болезни помолодели, а монастыри стареют. В связи с этим обсуждение насущных вопросов монашества в рамках Рождественских чтений для нас очень полезно.
В Луганской епархии, например, подвизается старейшая игумения Русской Православной Церкви. Матушке Антонии 96 лет, и до сих пор она несет свое послушание. Прошу о ней и сестрах обители молитв, потому что, несмотря на возраст, она деятельно участвует в делах монастыря, а для этого необходимы силы.
Одной из главных тем нашей встречи было сравнение монаха и воина. Сегодня на передовой бойцы дают такие же обеты, какие давали солдаты Великой Отечественной войны – если вернусь домой, моя жизнь будет посвящена служению Богу. В наши дни открываются новые монастыри, но также среди действующих обителей есть те, в которых монашеские кельи пустуют. Они могут наполниться теми, кто выполняет сегодня клятву верности Родине на передовой, многие из них могут прийти и к нам в обители, чтобы дать обеты Богу, и мы должны быть готовыми к тому, чтобы открыть перед ними ворота. Призываю всех к усердной молитве и испрашиванию у Господа помощи на это благое дело. И мы, современные монахи, даем все те же обеты, что давали древние иноки. И воин, и монах из века в век жертвуют своими жизнями во имя великих целей.
На одном из круглых столов, посвященных социальному служению Церкви, поступило предложение о создании братств милосердия, наподобие уже существующих сестричеств. Братьями милосердия вполне могут стать те, кто сегодня восстанавливается от полученных на передовой ранений. Если подобные братства будут созданы, люди смогут найти применение своим талантам, любви и милосердию по отношению к тем, кто нуждается в этом.
Еще одним важнейшим вопросом сегодняшней встречи стала духовная борьба монаха и противостояние враждебному духу мира. Действительно, дружба с миром – вражда против Бога. И те, кто приходят в обители, без отвержения своей воли не смогут избавиться от мирских привычек и подчиниться уставу монастыря. В этом стремлении, используя духовный опыт, с любовью и заботой игумены и игумении вместе со старшими братьями и сестрами могут помочь.
В Луганской епархии много монашествующих, которые подвизаются в миру. И когда проходил круглый стол, посвященный пополнению братств обителей, я поставил вопрос: «Как вернуть тех, кто оставил монастыри?» Решение этого вопроса я начал с создания синодика духовенства Луганской епархии. В число братии монастырей мы записали и тех, кто из них ушел. Сегодня эти монахи служат на приходах, преподают в духовных школах, даже несут послушание благочинных и членов епархиального совета, но о них молятся в тех обителях, где хранятся их «власы», постриженные в знак добровольной жертвы Богу. И я верю, что братия вернется.
Игумен Гавриил (Рожнов), наместник Раифского-Богородицкого мужского монастыря (Казанская епархия)
Действительно, есть противоречивые мнения о служении священников в зоне СВО и, в целом, об участии монашествующих в боевых действиях. Апостол говорит: «Наше же жительство – на небесах» (Флп. 3:20), но надо понимать и то, что человек состоит из души и тела. Он проходит свой христианский подвиг здесь, на земле. Земное Отечество – это не пустой звук, это та среда, где человек живет, подвизается, созидает культуру, заключающую в себе христианское мировоззрение. Всё это формирует общность людей, которая спасается в этой среде. И, конечно же, монах, да и каждый христианин, не может быть безразличен к судьбе своего Отечества. Ценности и идеалы гуманизма, навязанные нам триста лет назад, во главу угла поставляют земную жизнь человека. Подобный идеал никак не соответствует идеалам христианина, для которого существует заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Для нас самыми главными целями являются спасение собственное и тех, кого Господь привел жить рядом в настоящий момент истории...
Защита Отечества и защита наших ближних, которые подвергаются опасности, – это долг каждого христианина: и священника, и монаха. Мы знаем, что до революции существовал целый институт военного духовенства: священников и монахов мобилизовывали на поля сражений, чтобы поддержать дух бойцов. И сегодня мы должны быть вместе со своим народом в тех жизненных обстоятельствах, которые посылает нам Господь. Конечно, каждому поколению даются свои испытания, но, как прежде, так и теперь, только сила духа может дать человеку необходимую крепость для прохождения этого пути. Войны выигрываются духом. Известно изречение барона Бисмарка: «Войны выигрывают учителя и священники» – то есть, те, кто формирует мировоззрение человека. Сегодня мы видим, что чуждая нам идеология, которая навязывалась российскому народу последние 30 лет, уже «не работает». Эгоистичные ценности милостью Божией не были до конца привиты, а испытания, выпавшие на долю нашей страны, помогают нам возрождать и актуализировать традиционные ценности, на которых веками созидался русский мир.
Игумения Евстолия (Афонина), настоятельница Никольского женского монастыря (Переславская епархия)
Если честно, тема Великой Отечественной войны настолько уже пережита и прочувствована людьми моего поколения, что, как представлялось, ничего нового услышать или сказать уже нельзя. Но, на самом деле, оказалось иначе. Переосмысление подвига наших отцов и дедов совершается именно благодаря сегодняшним событиям. Мое поколение надеялось прожить свой век без войны, но сейчас видим: мы – воюющая страна. Это с трудом вмещается в сознание, но списки воинов, которых мы в большом количестве поминаем за богослужением, свидетельствуют о масштабах боевых действий.

Почему стала возможной эта война? Наверное, потому, что мы были недостаточно внимательны к внушениям пагубных идей, забыли о Боге, о своем призвании… Через завораживающие напевы: «бери от жизни все», «после нас хоть потоп», «ты этого достоин» обрели беспечность, приняв закон плотской жизни за истину.
Мне кажется, что только сейчас в нашем обществе постепенно выкристализовывается тема духовного протиборства. Сегодня с силами зла сражается не атеистическая страна Советов, а Россия, получившая прививку стояния за правду и истину. Наша Родина выстрадала свое духовное возрождение. На наших глазах она поднимается сотнями монастырей и тысячами храмов в тех землях, на которых совсем недавно попирались православная вера и христианские святыни. Пришло время открыто возгласить, чем же славен и силен русский человек. А силен он может быть только своей верой, столь отвратительной сатанинским силам зла, а значит, и истинно славной и единственно достойной!
Специальная военная операция – это не просто боевые действия. Это финальное сражение за судьбы мира. И кто, как не Россия, может возглавить борьбу за правду и истину! Это означает, что военное противостояние творится в духе, а духовную брань традиционно возглавляют монахи. Это их призвание – находиться в постоянной борьбе с «духами злобы поднебесными». И опыт отцов, прошедших Великую Отечественную войну, о котором мы сегодня услышали, является живым примером сражения за Родину духовную – правду Христову, и Родину земную – наше Отечество.
Подготовила Дарья Филатова
Фото: Владимир Ходаков