18 мая россияне отмечают Международный день музеев. В этот день культурные учреждения распахивают свои двери для всех желающих, музеи становятся общедоступными. Мы же хотим рассказать о музее, который открыт ежедневно, посетить его совершенно бесплатно может каждый. Это музей Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы, расположенный в пространстве древней усыпальницы бояр Романовых. Музей был создан в день празднования двадцатилетия возрождения обителиавгуста года.
Коллекцию музея Новоспасского монастыря нельзя назвать значительной, она только формируется. Но среди экспонатов есть подлинные предметы и раритеты, связанные с жизнью и смертью Великого князя Сергея Александровича Романова.
Напомним, что церковные музеи в нашем Отечестве появились в последней трети ХIХ века и были одними из первых в стране. Именно из музеев церковной древности выросли музеи-гиганты федерального значения, коллекции которых насчитывают сегодня более ста тысяч предметов и документов. К числу таких музеев можно отнести музеи-заповедники «Ростовский кремль», Кирилло-Белозерский, Новгородский и многие другие.
О том, как создавался музей, каким он был и как изменился за минувшие годы, какие цели и задачи выполняет в наши дни, мы говорим с Денисом Борисовичем Солодовниковым, создателем музея Новоспасского монастыря, руководителем фонда памяти Великого князя Сергея Александровича.
Великий князь был Председателем Государственного Исторического музея. Близко сойдясь с выдающимся русским историком Иваном Егоровичем Забелиным, Великий князь Сергей Александрович тесно сотрудничал с ним при создании и расширении научной коллекции Исторического музея, входил даже в мелочи той работы, которую считал важной для упрочения национального самосознания и культурного уровня русского народа. Великий князь Сергей Александрович был руководителем Комитета по созданию Музея изящных искусств (теперь это – Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина), возглавлял Императорское Палестинское Общество.
– Денис Борисович, расскажите, как создавался музей Новоспасского монастыря.
– Я очень хотел, чтобы в Новоспасском монастыре был музей обители. Музей существовал здесь и при владыке Алексии, но доступ был ограничен. Музей посещали только высокие гости, а ведь задачи музеев – в их открытости, публичности. И я мечтал именно об этом. Думалось создать музей на базе Воскресной школы, но как-то все не получалось. Мы стали собирать различные артефакты, и в один прекрасный момент все стало стремительно меняться. Бывшее помещение склада вдруг было передано музею, и мы с энтузиазмом принялись создавать именно такой музей, о котором мечтали.
– Может ли музей быть продолжением храма?
– Музей – это часть истории монастыря. И, конечно, в первую очередь, каждый человек приходит сюда помолиться, но, попадая в музей, соприкасается с той жизнью, которая была здесь до того момента, как он вошел.
– Нам действительно нередко кажется, что все начинается только с нашим появлением и до нас ничего нигде не было...
– Да, это так. И все-таки на протяжении нескольких веков монастырь жил своей жизнью. И, знакомясь с этой жизнью, надо почувствовать дух людей, которые здесь молились, творили, писали или, наоборот, разрушали созданное, как это было в ХХ веке. Глядя на лица на фотографиях, знакомясь с экспонатами и всевозможными документами, можно почувствовать, понять или даже по-новому оценить место, в которое ты попал. А покидая музей, может быть, совершенно иначе посмотреть на икону, у которой молился час назад, обратиться к Господу или Богородице, зная теперь чуть больше… Ведь это не просто изображения и вещи, а живая история, крупинки жизни, чаяний и надежд тех, кто был здесь прежде…
– И все-таки с чего началась история создания музея Новоспасского монастыря?
– Историю музея можно разделить на два этапа. Первый – это собирание предметов и артефактов. Вещи попадали к нам отовсюду. Первыми устроителями музея стали обычные строители, рабочие Новоспасского монастыря, которые приносили гвозди, монеты, документы, записочки о здравии и упокоении конца ХIХ века. А второй этап – это обустройство помещения. Благодаря стараниям Андрея Сидорова музей состоялся в том виде, в каком вы можете наблюдать его сегодня. Это весь свет, вся отделка, все музейное оборудование. Ведь помещение, которое досталось музею, находилось в плачевном состоянии: обшарпанные стены, с которых падали куски штукатурки, из стен торчали ржавые трубы... Пришлось создавать искусственные стены, выстраивать кирпичную кладку.
– Каким был первый предмет музея, первый экспонат?
– Первая вещь, которую мне принесла Татьяна Васильевна Кудрявцева, тогда экскурсовод обители и сотрудник монастырского архива, была частью каменной плиты с надписью инокини Марфы, мамы царя Михаила Феодоровича Романова. На тот момент вся усыпальница была разбита. Сохранились только остатки плит. Их было три или четыре. Но одна из них как будто была специально спасена для музея. Это была главка с надгробной надписью инокини Марфы. Этот предмет мне был передан и хранился у нас в чулане на протяжении нескольких лет, как бы ожидая удачного случая, чтобы быть представленным.
– А как появились в музее вещи Великого князя Сергея Александровича?
– Создавая музей, мы точно знали, какая его часть будет посвящена Великому князю Сергею Александровичу, сколько у нас имеется вещей, где они будут располагаться и каким порядком. Художественной частью экспозиции занималась Ирина Владиславовна Плотникова. Она опытный музейный работник и сразу оценила, как должны располагаться предметы в витринах, чтобы посетитель мог правильно почувствовать хронологию событий. Можно же ведь разложить вещи так, что никто ничего не поймет, а можно даже с помощью ограниченных средств рассказать о многом. И это одна из главных задач музейных работников.
– Музейные работники еще занимаются созданием фондов, изучением коллекций, хранением экспонатов и документов и т.д. У музеев огромные задачи. Какие функции исполняются в нашем музее?
– Наш музей пока является только фундаментом предстоящей большой работы. Сейчас он начинает потихонечку расти, пополняться. Комплектуются фонды. У нас появились благотворители. Один из них, Андрей Петров, очень почитает царскую семью. Он преподнес в дар нашему музею много раритетных вещей, связанных с семьей Романовых, коронацией представителей царской семьи. Пока, надо сказать честно, музей находится на стадии формирования.
– Ведется ли какая-то статистика посещения музея?
– Надо сказать, у нас музей публичный. Здесь не потребуют предъявить билет, бесплатно проведут экскурсию. Музей выполняет просветительскую задачу, и, поскольку мы не продаем билетов, четкой статистики у нас нет. Но во многом о посещении нашего музея можно составить представления, открыв книгу отзывов. Ее можно считать очень важным документом. Здесь много проникновенных отзывов, слов благодарности, есть и конкретные предложения по улучшению нашей работы. Каждый посетитель может оставить свои пожелания. Все листы книги исписаны, и для нас это большая награда.
– Но все же музей – это собирательство, это фонды. Чем музей располагает сегодня?
– Одних только документов у нас более 30 (письма, бумаги, уведомления, билеты и т.д.) Что касается раритетов, то музей хранит около 15 предметов, непосредственно связанных с жизнью и смертью Великого князя Сергея Александровича. Наши фонды постоянно растут, что очень радует. Сейчас в коллекции музея около ста предметов.
– Какая монастырская история за эти века стала Вашей любимой, если можно так сказать?
– Самая моя любимая история из всего времени существования монастыря? Для меня важно, что в подвалах Никольского храма находились в заточении и претерпевали различные муки преподобный Максим Грек, преподобный Дионисий Радонежский. Они были обвинены в неправильном исправлении греческих книг, однако позже их правота была явлена миру. В Лавру после всех испытаний к преподобному Дионисию Радонежскому даже прибыл Иерусалимский Патриарх. В истории нашей обители мне интересно, как через страдания, муки люди восходят в святость. Это можно отнести и к Романовым. А еще очень интересны моменты посещения монастыря французами. Они грабили, разбивали и уничтожали, буквально громили все. Уничтожали могилы, искали сокровища. Насмерть замучили протоиерея церкви Сорока Мучеников. Отца Петра убили и бросили в подвал того же Никольского храма, где сто с лишним лет назад томился преподобный Дионисий Радонежский. Французы замучили здесь десятерых монахов, а самого старого из них, оставленного охранять имущество, пытали, чтобы узнать о сокровищах. Местные купцы свезли в монастырь столовое серебро, пытаясь сохранить нажитое. Спрятали его на крыше, и французы позже без особых усилий сами все нашли. Они разворотили усыпальницу бояр Романовых. Потом около двадцати лет пришлось ее восстанавливать. Весь монастырь был охвачен огнем…
– Обычно такие и запоминаются. Их анализ наводит на мысли о том, к чему может привести просвещенная цивилизация: Французская революция, воцарение антихриста (таковым считали Наполеона)… Это очень показательно в том смысле, что теперь мы можем анализировать, до чего доводит жажда целого государства жить без Бога. Такие моменты не редкость в истории, только мы как-то отстраняемся и не хотим задумываться о них. Возьмите ХХ век. Монастырь стал местом уничтожения: культуры, жизни, среды, традиций, уклада. Всего! Люди отошли от Бога. И это тоже наша история, которую забыть нельзя.
В музее мы можем проследить не только прошлое, но и будущее, посмотреть, как нужно жить, чтобы избежать прежних ошибок. Музей создан, чтобы убедить людей, приходящих сюда, в необходимости праведной жизни, жизни с Богом.
Напоминаем: музей Новоспасского монастыря открыт ежедневно с 11.00 до 17.00. Приходите. Будет интересно.
Поздравляем сотрудников монастырских музеев с Международным днем музеев и желаем всем здоровья, бодрости духа и новых открытий.
Подготовила Юлия Стихарева