«Чтобы наши души возгревались любовью к Богу»

Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»

Портал «Монастырский вестник» попросил участников международной конференции «Преемство монашеских традиций в современных монастырях. Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества» поделиться впечатлениями от встречи и ответить на вопрос, имеют ли подобные форумы практическую пользу для современного монашества. Предлагаем вниманию читателей ответы игуменов и игумений, представлявших монастыри разных епархий Русской Православной Церкви. Часть вторая.

Игумен Исаакий (Иванов), настоятель Иоанно-Богословского мужского монастыря в с. Пощупово Рязанской епархии

Плюсом нынешней конференции, на мой взгляд, является то, что была поднята предложенная Святейшим Патриархом Кириллом тема по духовному наследию древних египетских отцов. Конечно, мы стараемся изучать историю православного монашества на Востоке, в частности, в Египте, где подвизались Антоний Великий – основатель отшельнического монашества, Пахомий Великий – основатель первых общежительных монастырей и другие подвижники – преподобные, святители, мученики, которые почитаются всем христианским миром. Но данная конференция подтолкнула нас к более подробному и пристальному изучению этого наследия и, можно сказать, сподвигла к более вдумчивому переосмыслению того, что применимо к жизни в наших обителях. В многочисленных древних египетских монастырях, монастырях общежительных, была одна душа, было единство в послушании, единство в стремлении ко Христу через игумена. Сейчас во многих наших обителях, к сожалению, такого единства не хватает. Часто люди, приходящие из мира в монастырь, приносят свой эгоизм. И чтобы воспитать в человеке чувство братства, потопить эгоизм в послушании, надо запастись терпением. Процесс этот длительный, нельзя рубить с плеча, что отчетливо прозвучало в ряде выступлений на форуме. Установления древних отцов следует применять с осмотрительностью. Также на форуме отмечалось, что новоначальных, стремящихся иногда к необдуманным непосильным подвигам, надо останавливать и возвращать к смирению. Подвиги должны быть не самочинными и не самовольными. Так было в древности – так должно быть и сейчас.


Целый ряд важных аспектов, прозвучавших в выступлениях, нам еще предстоит осмыслить. Взять хотя бы доклад иеромонаха Ермогена (Бурыгина), сотрудника Управления делами Московской Патриархии «Игумен монастыря по творениям египетских отцов Церкви IV-VII веков». По признанию самого отца Ермогена, опыта у него немного, и тем не менее его доклад привлек всеобщее внимание, поскольку в нем представлена хорошая подборка из египетских отцов, где есть немало моментов, которые перекликаются с нашим опытом. Например, докладчик привел слова преподобного Арсения Великого, считавшего, что иногда можно имитировать некоторые эмоции: гневаться – не гневаясь, угрожать – не злясь, и так далее (это не прямая цитата). То есть игумен, по убеждению святого, иногда может позволить себе в воспитательных целях как бы разгневаться – для того, чтобы подтолкнуть брата (если это игумения, то сестру) к правильному ходу жизни.

Соглашусь я с епископом Кронштадским Назарием, наместником Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, отметившим, что всё из духовного наследия родоначальников монашества применимо на сто процентов. Насколько я понял, владыка Назарий имел в виду, что все принципы духовного руководства и духовной жизни древних египетских святых подвижников могут быть применимы и сейчас, в наши дни. Но в то же время нужно учитывать и то, что сказал в заключительном слове митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества, под председательством которого проходил второй день форума. Подводя его итоги, владыка подчеркнул, что у нас есть и российские святые, свои столпы монашества, к сожалению, пока недостаточно изученные. И нужно также стараться изучать жития и наших соотечественников, воплотивших в своей жизни заповеди, в том числе и древних египетских отцов.

Игумения Питирима (Лисицына), настоятельница Боголюбского женского монастыря Екатеринбургской епархии

Недавно в составе делегации нашей Церкви я побывала на международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи», которая проходила в столице Кипра, городе Никосия. Впечатление от посещения монастырей и храмов этого острова, где православное монашество сохранялось даже тогда, когда государственную власть захватывали далекие от христианской веры люди, сильное. И столь же сильное впечатление произвели на меня рассказы членов делегации, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла побывавших недавно в Египте, на родине монашества. Я даже не ожидала, что там до сих пор жив тот дух, который был при преподобном Антонии Великом, преподобном Павле Фивейском. Слушая их рассказы и вспоминая, что я читала в Отечнике, я очень воодушевилась! Мне захотелось не расплескать это чувство – донести его до сестер своей обители, чтобы их души тоже возгревались любовью к Богу, как у древних подвижников. Путь ко Христу простой и непростой. Надо научиться любить людей такими, какие они есть, тогда мы сможем и Бога любить по-настоящему. Эта тема любви лейтмотивом проходила через многие доклады, открывались разные ее грани.

Наш монастырь небольшой по численности: в нем подвизается 10 сестер. Из исторических документов известно, что он был основан архимандритом Зосимой (Рашиным) по благословению святителя Феофана Затворника Вышенского в селе Сарсы в 1896 году как миссионерский. Создавался монастырь с целью просвещения черемисов-язычников, марийцев, башкир, которые далеки были от Бога. После советского лихолетья монашеская жизнь возобновилась на этом историческом месте в 2014 году, а осенью 2015 года решением Священного Синода монашеской общиной был получен статус Боголюбского женского монастыря. Сама я из толгских сестер, до Урала подвизалась в Свято-Введенском Толгском монастыре Ярославской епархии. Часто вспоминаю как матушка Варвара, наша настоятельница на Толге, рассказывала о старцах, которых она знала лично. Духовной литературы тогда почти не было, и мы слушали ее, затаив дыхание. Матушка говорила о старце Павле (Груздеве), который очень любил нашу обитель и приезжал туда. Тепло вспоминала она своего духовного отца схиархимандрита Никифора из Черниговской области, откуда матушка родом. Отец Никифор с детских лет окормлял ее. Сам он в свое время окормлялся у преподобного Лаврентия Черниговского и слышал от него строгое предупреждение (процитирую): «…обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было Крещение Руси, а не Крещение Украины. Киев – это второй Иерусалим и мать русских городов. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России немыслим ни в каком и ни в коем случае». Сегодня о том, как эти люди, отмеченные Богом, по цепочке передавали друг другу опыт старческого служения, можно прочитать – благо, столько душеполезной литературы издается в наше время! И все же книги книгами, но когда ты приезжаешь на монашеский форум, то чувствуешь: живое слово одухотворяет сильнее. После каждой конференции, которая духовно обогащает и дарит замечательную возможность пообщаться с игуменами и игумениями других монастырей, я радуюсь, видя, как мое воодушевление передается сестрам обители, с которыми Господь судил мне поднимать разрушенный монастырь. А Египет, если на то будет воля Божия, возможно, когда-нибудь посещу. Очень хочется увидеть «Живой патерик», как назвал Египет епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата, возглавлявший делегацию монашествующих в той недавней поездке.

Игумен Илия (Ждамиров), настоятель Белогорского Воскресенского мужского монастыря Россошанской епархии (Воронежская митрополия)

Несомненно, наши монашеские форумы, на которые я приезжаю практически каждый год, становятся все более содержательными. Более полно раскрываются вопросы, касающиеся монашеской практики. В этот раз меня особо заинтересовали рассказы, о том, каковы отношения игумена с братией в коптских монастырях, где недавно побывала делегация монашествующих Русской Православной Церкви. Игумен там является не каким-то администратором, в основном решающим хозяйственные проблемы и требующим выполнения тех или иных дел от других. Он прежде всего показывает братии пример внутренней монашеской жизни. Это как в семье. Если отец и мать ведут себя благочестиво, уважительно, проявляют искреннюю любовь и заботу, их поведение, внутренний настрой становятся примером подражания для детей. Понравился мне назидательный эпизод, приведенный в одном из выступлений: когда два брата монастыря преподобного Антония Великого пришли к владыке, возглавлявшему эту обитель, и стали жаловаться один на другого, тот, выслушал каждого, попытался их примирить, но увидев, что мириться они не хотят, сказал: «Тогда меня простите». Какое в этом назидание для современного игумена!

Интересно было услышать и об отношении в монастырях Египта к паломникам. Судя по рассказам очевидцев, паломников там встречают с сердечным гостеприимством, проявляя к ним христианскую любовь. Для меня этот вопрос актуален, поскольку наш пещерный монастырь (где протяженность пещер культового назначения составляет около километра) с каждым годом все больше и больше людей посещает. Скорее всего их можно назвать туристами. Сегодня, мы знаем, очень распространен религиозный туризм, а паломничество – это все-таки несколько другое. Помню, в детстве я приезжал с мамой в Троице-Сергиеву лавру на пять или шесть дней – мы постились, ходили на богослужения, исповедовались, причащались. Сейчас автобусы чаще всего подвозят группы, когда служба в храме уже закончилась, и люди отправляются на экскурсию. Мы всех принимаем. Стараемся побеседовать, пообщаться. Братия сама водит экскурсии. Пройти пещеры – по времени это занимает 30-40 минут. И я прошу братию: «Когда вы проходите этот не короткий путь, то после знакомства с историей монастыря рассказывайте людям, почему надо исповедоваться, причащаться, соблюдать пост, вычитывать молитвенные правила. Ведь к нам приезжают и те, кто далек от веры». К слову, я знаю немало людей, которые в пятый, в десятый раз уже приезжают сюда, и они совсем другими глазами смотрят на монастырь и на нашу монашескую жизнь, центром которой является богослужение…


Много пищи для души дала нынешняя конференция, а один из докладов вызвал в памяти теплые воспоминания о старцах, с которыми я был знаком с юношеских лет.
Докладчик Зиновий Чесноков, член Союза писателей России, докторант Фрибургского университета (доклад «Вопроси отца твоего, и возвестит тебе: принципы духовного окормления древних египетских отцов») постарался провести некую аналогию между египетскими монахами, хранящими заповеди древних святых отцов, и святыми Глинскими старцами – хранителями монашества в советское время. Молодой человек побывал в Египте, побывал он в Глинской пустыни (к прискорбию, находящейся сейчас в бедственном положении) и сделал простой вывод: будь человек хоть в пустыне, хоть в шумном городе, везде он может спасаться. А старческое окормление, старческое преемство – это спасательный круг для верующих в бушующем житейском море. Когда я учился на втором курсе духовной семинарии, Промысл Божиий свел меня со схиархимандритом Авелем (Македоновым). Он стал моим духовником, и на протяжении шести лет я к нему ездил. Через год после окончания семинарии я принял постриг. С тех пор прошло 15 лет, и все эти годы я воспринимал и воспринимаю решение всецело посвятить себя служению Богу как верно избранный мною путь. Очень точно заметил один из участников нынешней конференции – епископ Кронштадтский Назарий, наместник Александро-Невской лавры – по поводу времени и человека. Действительно, время изменилось, изменились внешние обстоятельства, но человек внутренне не изменился. Он остается тем же – ищущим Бога. Владыка Назарий не выступал на этой конференции с докладом. Он отвечал на какие-то насущные вопросы, комментировал их из зала. Были и другие монашествующие, просившие слова с мест. Я бы назвал это еще одним плюсом монашеских форумов последних лет: каждый, у кого есть что сказать собратьям, может взять в руки микрофон и во всеуслышанье озвучить то, что его волнует. Попросить помощи в каких-то вопросах или высказать свою позицию.



Подготовила Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков
Также представлены снимки из архивов монастырей




Материалы по теме

Новости

Публикации

Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Епископ Кронштадтский Назарий
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Епископ Кронштадтский Назарий
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий

Доклады

Монастыри

Иоанно-Богословский монастырь в с. Пощупово
Рязанская область, Рыбновский район, село Пощупово, Монастырская улица, 1
Сарсинский Боголюбский женский монастырь
Свердловская область, муниципальное образование Красноуфимский округ, село Сарсы-Вторые
Воскресенский Белогорский мужской монастырь
Воронежская область, Подгоренский район, хутор Кирпичи
Иоанно-Богословский монастырь в с. Пощупово
Рязанская область, Рыбновский район, село Пощупово, Монастырская улица, 1
Сарсинский Боголюбский женский монастырь
Свердловская область, муниципальное образование Красноуфимский округ, село Сарсы-Вторые
Воскресенский Белогорский мужской монастырь
Воронежская область, Подгоренский район, хутор Кирпичи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь