«Для меня наша современница матушка Епистимия была святой. И хотелось ей подражать»

Игумен Нектарий (Блинов)

В предыдущем интервью порталу «Монастырский вестник» («Горе мне, если не благовествую!»)наместник Свято-Троицкого Георгиевского монастыря Ташкентской и Узбекистанской епархии Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви отец Нектарий постарался показать разные стороны жизни мужской обители в городе Чирчик. Это и просветительская деятельность монастыря в крае, имеющем свои особенности. Это и помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. (Причем, независимо от их национальности и вероисповедания: и русским, и узбекам, и корейцам, и казахам, и таджикам – христианам, мусульманам, атеистам). Рассказал отец-наместник и о драгоценном сплаве личностных качеств митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, высоко оцененном братией и рождающем у них желание не подвести священноархимандрита обители. Словом, много чего интересного поведал отец Нектарий, но за рамками нашей беседы остались другие важные темы, к которым мы собирались вернуться. Например, кто помогал ему духовно мужать. Кто подготавливал его к монашеству, как к исканию Божественной красоты... Накануне дня тезоименитства игумена Нектария, нареченного в честь преподобного Нектария Оптинского (память подвижника совершается 12 мая), мы продолжили с батюшкой наш разговор.

Первый раз в храм привело огромное любопытство, потом стало неудержимо туда тянуть

Отче, прежде чем подойти к вопросу о Ваших духовных наставниках, хочется услышать, из какой Вы семьи, в какой среде воспитывались. Ведь еще будучи школьником, Вы стали ходить в храм?

Ездить. Из своего совхоза имени «Пятилетия УзССР» в другой поселок Ташкентской области – поселок Солдатский (сейчас это город Дустабад). Я из простой рабочей семьи, учился в обычной советской школе. С нами жила мамина мама, родившаяся в самом начале прошлого века. Она была неграмотной и неоднократно просила меня прочитать вслух переписанные кем-то от руки молитвы. Я их читал, не придавая никакого значения прочитанному. Помню, когда еще только пошел в первый класс и научился писать, бабушка продиктовала мне молитву «Отче наш» и наказала выучить ее наизусть и всегда держать этот листок при себе. Да, он был постоянно при мне, но не могу сказать, выучил ли я молитву в то время. В общем, как говорится, было семя брошенное, но неухоженное… В нашем поселке жила бабушкина родная сестра, с которой моя троюродная сестра каждый год ездила на Пасхальную ночную службу, чтобы по старинной русской традиции освятить куличи и яйца. И вот однажды, вернувшись из храма, сестра мне говорит: «А ты знаешь, там на Кресте Человек висит!» – «Живой?» – спросил я. «Живой! – ответила она. – Каждый год на Пасху висит!».  Мне показалось это настолько диким (и в то же время очень любопытным), что на следующий год я собрался и поехал вместе с ними. Всё возрастающее любопытство, огромное любопытство, заставило меня к ним присоединиться. Людей в храме набралось немало. Будучи довольно высоким подростком, я стал смотреть поверх голов: где же тот Человек? И увидел Распятие высотой около полутора метров, а на нем живописное изображение, как потом узнал, Распятого Христа. И хотя сестра утверждала, что Он «как живой», мой интерес к висевшему на Кресте Человеку, точнее – к увиденному изображению пропал… Но ровно через полгода, в октябре-месяце я поехал в храм сам, испытывая в том большую душевную потребность. И после меня стало туда неудержимо тянуть. По возможности я старался каждое воскресенье бывать на богослужении, периодически исповедовался и причащался. Правда, готовился к Причастию в основном по подсказкам людей, более осведомленных в этом вопросе, чем я.

Как много таинственного и, казалось бы, совершенно необъяснимого или непостижимого встречается на нашем жизненном пути! Но верующий человек, изумляясь, радуясь, а порой и печалясь, если попадает в скорбные обстоятельства, находит верное объяснение: это действие Промысла Божия. И что было дальше?

В январе, на Крещение, священник пригласил меня в алтарь, поскольку заболел пономарь, и я стал батюшке помогать. Именно с тех пор началась моя сознательная церковная жизнь как верного прихожанина Свято-Покровского женского монастыря. 

Многому научился будущий игумен у сестер
и матушки-настоятельницы

Вы вкратце упоминали о той обители как об истинной школе монашества. А что сегодня вспоминается Вам – наместнику единственного в Узбекистане православного мужского монастыря, на который наверняка устремлены взоры представителей разных конфессий, живущих в этой Республике?

Вначале скажу о сестрах, у которых я многому учился. И прежде всего – отношению к Церкви. Большей частью это были (как некоторые о них говорили) старенькие бабушки. Но в эпоху советской власти они безбоязненно ходили в храм, терпели поношения, терпели унижения. В годы гонений на верующих среди наших сестер были даже тайные монахини. Всех их отличало очень ревностное отношение и к своему храму, и к богослужению. Иногда я приезжал в обитель на субботу-воскресенье и, оставаясь там ночевать, видел, что на молитвенном правиле они стоят, как свечки. Ни одна не шелохнется! И во время службы в храме они полностью погружались в молитву, ни с кем не общаясь, ни на что не отвлекаясь. Также в обители, когда та имела статус подворья, было строгое послушание старшей сестре. Когда подворье стало монастырем – было строгое послушание его настоятельнице монахине Епистимии (Ельменовой). И этому я учился... Но были моменты, когда на чьем-то примере я учился, как не надо поступать. Такое тоже случалось. Хотя опять же всё это анализировалось, сопоставлялось, разъяснялось – и одним из моих духовников, который в обитель приезжал, и матушкой-настоятельницей, которой я полностью доверял, и которая на многое повлияла в моей жизни, готовя меня не к созданию семьи, а к монашеству. Как должен жить монах, как он должен относиться к настоятелю, к послушанию, к богослужению – это всегда красной ниточкой протягивалось во всех наших разговорах во время общения с матушкой. Более того! После ее перевода в Ашхабад настоятельницей женского монастыря в Туркменистане в ее письмах оттуда тоже была эта «красная ниточка».

Еще у матушки-настоятельницы я научился доброму отношению к людям. (Любви ко всем, увы, не хватает, но доброе отношение я стараюсь проявлять). Матушка всё, что у нее было, раздавала нуждающимся. И свою пенсию, и часть церковных доходов. Представители старшего поколения должны помнить: в 90-е годы было голодно, острую нужду тогда испытывали многие. У кого-то на работе подолгу не выдавали зарплату, кому-то задерживали пенсию. Матушка, как могла, помогала. Еще из тех лет вспоминается случай: матушка попросила меня поехать на епархиальный склад и приобрести душеполезную литературу для приходского храма, чтобы народ мог ее покупать. Я взял там книги, условно говоря, по семь рублей, привез их – как положено, с накладной. Матушка накладную посмотрела и выложила книги для продажи... по два рубля! «Как же так, – сказал я потрясенный, – они ведь закуплены по более высокой цене!» В ответ же услышал замечательные слова, запавшие мне в душу: «Ты знаешь, сыночка (так матушка меня называла), книги печатают для того, чтобы люди их читали. Если я выложу их по семь рублей, вряд ли кто возьмет. А за два рубля, надеюсь, возьмут, прочитают, и от этого будет польза». (Это один из примеров, но сколько еще можно привести!). И позже, когда у меня в голове, в мыслях рисовалась картинка идеального монашества, идеального монаха, я сразу же представлял себе монахиню Епистимию. Я положил себе за доброе правило: буду стараться стать таким, как она – монахиня, научившая меня правильному отношению и к монашеству, и к мирским людям.

Батюшка, может быть, несколько неожиданно прозвучит мой вопрос, но для многих имя Небесной покровительницы Вашей духовной наставницы непривычно для слуха и труднопроизносимо. А Вы его быстро научились произносить? И читали ли тогда житие святой мученицы Епистимии? Были ли поражены ее подвигом?

Произносить имя матушки-настоятельницы для меня не составляло никакого труда. Потому что я постоянно читал жития святых, и столько разных имен, непривычных для слуха современного человека, в них встречалось! Но я их сразу запоминал: Господь дал мне хорошую память, и учеба, обучение чему-то новому (благодарение Господу!) давались легко. А житие матушкиной Небесной покровительницы я прочитал, когда матушка уехала в Ашхабад, я – в Липецкую область, в Задонский Богородице-Рождественский мужской монастырь. Житие мученицы первых веков христианства Епистимии я прочитал, как и жития других святых, с большим интересом и благоговением, однако поражаться чему-то не стал, потому что перед моими глазами был живой человек, который всё время поражал своими поступками. Для меня наша современница матушка Епистимия была святой. И хотелось ей подражать. Что касается ее мудрых советов относительно монашества, они мне помогают и сегодня.

Письма были написаны в четыре монастыря

Отец Нектарий, Вы рассказывали, что прежде чем в свои восемнадцать уехать в Россию, в Задонский монастырь, Вы долго переписывались с кем-то из его насельников. Как началась эта переписка, что послужило импульсом для нее?

В Свято-Покровском женском монастыре города Дустабад была не такая уж чтобы большая, но достаточно хорошая библиотека, и я постоянно брал в ней книги. Как я уже говорил, я постоянно читал жития святых, читал патерики, много чего из истории Церкви перечитал. Благодаря этому чтению я утвердился в мысли, что есть четыре известные обители – Троице-Сергиева и Киево-Печерская лавры, Оптина пустынь и Задонский монастырь (видно, в книгах мне встретились сведения о Задонских подвижниках). И в одной из этих обителей, подумал я, я мог бы подвизаться, стать монахом. Интернета тогда еще не было, но всё же удалось достать адреса. Письма я написал во все четыре монастыря и решил: откуда первым придет ответ, туда и поеду! Довольно быстро или, как еще говорят, оперативно ответил мне послушник Задонского монастыря по имени Георгий. Он сообщил, что не может сказать, примут ли меня в монастырь, но на мои вопросы о монашестве, вопросы духовного плана пообещал с Божией помощью отвечать. Вопросов было много, послушник Георгий отвечал исправно, даже какие-то духовные книжечки присылал. Позже он стал иноком Стефаном (и продолжал мне писать!), затем – монахом Стефаном, а сейчас в сане игумена служит на одном из приходов Липецкой епархии. Наша переписка длилась, наверное, более года.

Читая те письма, я чувствовал, как растет во мне желание поехать в этот далекий от моего родного поселка монастырь. Даже во сне привиделось, что я приезжаю в Задонск. От матушки Епистимии услышал такие слова: «Может быть, это воля Божия!» И я позвонил наместнику монастыря епископу Никону (Васину) – (ныне схимитрополит Никон пребывает на покое). Когда нас соединили, спросил владыку, можно ли мне к ним приехать (дальнейшей своей жизни без Задонского монастыря я уже не представлял). Владыка Никон посоветовал поискать монастырь поближе к дому, мол, всё-таки расстояние между Узбекистаном и Задонском огромное. Но мне так хотелось в Задонск, что я решительно сказал: «Можно я всё же приеду? А там как получится!». Был 1999 год. Я приехал, монастырь принял меня.

Имя владыки, одного из самых почитаемых архипастырей нашей Церкви, у православных людей на слуху. Но хочу спросить об игумене Стефане, сумевшем взрастить в Вашей душе такую любовь к мало знакомой Вам обители. Не о духовном ли писателе игумене Стефане (Киселеве), служащем на приходе, идет речь?

Именно о нем. Отец Стефан известен и как автор многих светлых духовных песен, однако все ли знают, что музыку к ним (назову особо полюбившиеся народу Божию песни – «Милосердный Отец», «Спаси, Владычице, Святую Русь Твою») написал владыка Никон? Это владыка ко всем песням батюшки придумал прекрасную мелодию!

«Подвиг Христа ради юродивых особо близок моей душе»

Тема «Новое имя – рождение в новую жизнь» на нашем портале «Монастырский вестник», можно сказать, заняла свою нишу. Монашествующие делятся воспоминаниями о самом постриге и той незабываемой минуте, когда они услышали, каким именем их нарекли. А у Вас какая внутренняя реакция была?

Я радовался, как ребенок! Для меня это явилось большим утешением. С одной стороны, я радовался тому, что меня постригли в монашество, с другой – что мне дали имя одного из любимых моих святых. До этого узнав, что правящий архиерей одобрил мое прошение и мне уже начали шить облачение, благочинный монастыря архимандрит Иосиф (Пальчиков) в разговоре со мной поинтересовался: «В честь какого святого ты хотел бы, чтоб тебя назвали?» Помня слова матушки Епистимии о том, что у монаха не должно быть никакого желания «хочу» или «не хочу», я ответил, что приму любое имя, какое наместник мне даст. (К слову, я вовсе не боялся получить какое-то труднопроизносимое имя – владыка Никон всех называл благозвучными именами, даже нарекая постригаемого именем кого-то из древнехристианских святых). Отец-благочинный продолжил: «Но ты озвучь, а я скажу наместнику и, возможно, он выберет одно из имен, тобою названных». У меня были любимые святые, чьи жития, которые легли мне на сердце, я читал по многу раз ­– преподобный Онуфрий Великий, блаженный Феофил Киевский, преподобный Нектарий Оптинский и святитель Агафангел, возглавляющий собор Ростово-Ярославских новомучеников. Я назвал отцу-благочинному все четыре имени, добавив при этом, что не настаиваю ни на одном из них.

...В Оптиной пустыни я бывал и перед постригом, и после пострига туда ездил, чтобы помолиться у мощей своего Небесного покровителя. Ни разу, правда, не доводилось там служить, но молиться в Оптину езжу периодически. И здесь, в своем монастыре, всегда призываю преподобного Нектария на помощь, каждый день к нему обращаюсь. Вообще такие удивительные моменты вспоминаются! Еще живя дома, я тоже много раз читал его житие. Затем в Задонском монастыре мне, послушнику, дарили его житие, и у меня появилось какое-то свое внутреннее расположение к этому святому. А первое мое знакомство с ним (если можно так выразиться, очное знакомство) произошло в Оптиной пустыни, когда незадолго до пострига я поехал в те края и так получилось, что смог заехать в прославленную обитель. Я помолился у мощей всех Оптинских старцев, которые находились в обители, но именно у гробницы с мощами преподобного Нектария вдруг неожиданно почувствовал какое-то особое тепло. И те дни, что там пробыл, я молился у этой гробницы, потому что мне возле нее было спокойно и тепло. Возникало чувство, что здесь покоится родной человек.

К житию последнего соборно избранного Оптинского старца можно возвращаться и возвращаться, каждый раз находя в нем что-то такое, что пробуждает мысль, заставляет на многие вещи в жизни посмотреть по-новому. Меня, например, поразило, что старец-аскет живо интересовался современными направлениями искусства, разными науками, изучал латынь и французский...

И при этом дал себе обещание не выходить за ограду монастыря и сдержал его. Для меня это было своеобразным добрым примером. Когда меня назвали в честь преподобного Нектария, я сказал, что мне бы хотелось в подражание своему Небесному покровителю никуда не уходить из монастыря вообще. (Но Господь судил иначе: в Узбекистане, куда я в силу определенных обстоятельств вынужден был вернуться, мне пришлось и на приходах потрудиться). Конечно, интересно было узнать, что, будучи необразованным (точнее, имея за плечами сельскую церковно-приходскую школу), старец преуспел в изучении целого ряда наук, а что касается литературы, мог, к примеру, прочитать наизусть Пушкина и Державина... Но для меня куда важнее была и остается духовная составляющая. В духовном плане меня сильно привлекало его юродство. Я понимал, что это особый подвиг – к тому же он совершался в предреволюционное и революционное время, когда многие монахи знали или предвидели, что их обители будут разорены, а самих насельников ждут гонения, тюрьмы, ссылки, большие страдания. Подвиг юродства, подвиг старчества Оптинского подвижника меня очень сильно впечатлил, оставил глубокий след в моей душе. И до сих пор перечитывая его житие из года в год, я в первую очередь обращаю внимание на эти аспекты. Подвиг юродства особо близок моей душе. Все Христа ради юродивые, возвещавшие правду Божию на земле – это святые, к которым я отношусь с особым почтением и чувствую какое-то духовное родство с ними.

В конце первого интервью мы с Вами анонсировали еще одну стержневую тему: рассказ о Вашем послушании председателя Комиссии по канонизации святых Среднеазиатского митрополичьего округа. Работа такой Комиссии в крае, куда богоборческий режим ссылал репрессированных священнослужителей, монашествующих – тема объемная, в несколько абзацев ее не уместить...

Что ж, можно в дальнейшем к ней обратиться. Добавлю, что я лично знал стариц и старчиков, монашествующих, священников и мирян, которые помнили подвижников благочестия, сосланных в Среднеазиатский регион. Кто-то даже помнил святителя Луку (Войно-Ясенецкого), начинавшего свой монашеский путь на нашей земле.

Беседовала Нина Ставицкая

Снимки представлены игуменом Нектарием (Блиновым)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Макарьева пустынь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург