Главная задача нашего музея – миссионерская

Игумен Симеон (Кулагин)

Поводом для этой беседы стало открытие в Свияжском Успенском мужском монастыре мемориальной кельи ее основателя – святителя Германа Казанского. В трудах и молитвенных подвигах архимандрит Герман провел на острове Свияжске девять лет, до избрания архиепископом Казанским. Храмы и здания, воздвигнутые в XVI столетии по его инициативе, являются уникальными памятниками церковной архитектуры и подлинным украшением этих мест, но заслуга святителя не только в этом: он внес значимый вклад в духовное просвещение местного населения, в приобщение его к православной культуре. Продолжая традицию, заложенную святым Германом, Свияжская обитель сегодня вновь становиться духовным и культурным центром Среднего Поволжья. Рассказывает наместник монастыря – игумен Симеон (Кулагин).

Отец Симеон, прежде всего, позвольте поздравить вас и в вашем лице всю братию с открытием мемориальной кельи святителя Германа. Расскажите, пожалуйста, что этому предшествовало? Как возникла идея создания такого памятного места?

Специально ничего создавать было не нужно. На протяжении столетий было достоверно известно, что именно это помещение – келья святителя. До революции паломники, приезжающие в обитель, имели к ней доступ. Известно, например, что ее посещала преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, приезжавшая поклониться святыням Свияжска в 1913 году.

В этом году у нас закончились реставрационные работы, продолжавшиеся десять лет. Монастырь изменился до неузнаваемости. Последнее время для посещения был доступен только один маленький надвратный Вознесенский храм. Все остальные были на реставрации. Начиная с Пасхи, мы постепенно открываем их для паломников и туристов. Как раз на Светлой неделе открыли Успенский собор, Никольский храм, затем открыли и освятили Германовский храм, музей нашего монастыря, открыли для посещения колокольню. В настоящее время готовим к освящению еще два храма, а всего их у нас семь. Пять уже действующих.

Келья святителя Германа находится в нижней части Никольского храма и была восстановлена в процессе его реставрации. В XVI веке этот храм был меньше, он перестраивался на протяжении столетий, как и любое древнее здание. Единственное окошко кельи теперь выходит на внутреннюю лестницу, которая была устроена в XVIII веке и ведет в собственно Никольский храм, то есть на второй этаж этого строения, а также на колокольню.

Как воссоздавался облик кельи?

Стены хорошо сохранились. Реставраторами лишь заложены небольшие повреждения в кладке, причем они специально делали так, чтобы не имитировать старину – видно, что это современный кирпич.


Пока там нет никакой экспозиции. Хотелось бы сделать что-то наподобие мемориальной кельи преподобного Амвросия в Предтеченском скиту Оптиной пустыни. Конечно, это разные эпохи – старец Амвросий жил в XIX веке, а святитель Герман в XVI столетии. Посоветуемся с экспертами о том, как это сделать аутентично и интересно.

Сохранились ли предметы, относящиеся хотя бы ко времени жизни святителя Германа?

В Свияжске предметов такой древности не сохранилось. В монастыре три действующих храма этого периода и я считаю, что это – самое главное. Храмы уникальны. Один с фресками именно этой эпохи, другой деревянный с подлинным срубом XVI века. Они – живут, мы в этих храмах молимся, совершаем богослужения.

Из вещей святителя Германа, насколько мне известно, уцелела только митра. Она находится в Казани, в музее. Конечно, ее невозможно будет вернуть. Да и хранить митру в келье было бы неудобно – это богослужебный предмет. Я думаю можно просто воссоздать интерьер жилища монаха той эпохи, где все предельно просто и скромно. Сама по себе историческая келья очень маленькая, темная и это свидетельствует о том, каким аскетом был святитель Герман.

Келья святителя теперь станет одним из объектов экскурсионного показа?

Да. Думаю, это будет интересно и паломникам и туристам. Мы сделаем все для этого.

Есть статистические данные о количестве туристов, ежегодно посещающих Свияжск?

Есть, но они собираются не нами, а Государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Остров-град Свияжск». По сведениям музея, в прошлом году остров посетило примерно пятьсот тридцать тысяч человек.

Каждый год это число возрастает. За минувший май людей приехало в полтора раза больше, чем за май прошлого года. Я это связываю с завершением реставрации и доступностью для осмотра монастырских достопримечательностей. Пользуясь случаем, отмечу, что объем проведенных восстановительных работ беспрецедентен, в нем участвовала буквально вся страна – финансирование осуществлялось на федеральном и республиканском уровнях. Как наместник, я благодарен всем, кто принял участие в возвращении монастырю исторического облика, особенно республиканскому Фонду «Возрождение», возглавляемому первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. Уйдя в отставку, он занялся восстановлением памятников культуры в республике Татарстан. Одним из главных объектов его внимания стал Свияжск. Именно этот высокий патронат позволил провести масштабные и очень качественные реставрационные работы. Ими занималось несколько подрядных организаций, в основном республиканских, а самые сложные осуществлялись московскими специалистами. Повторюсь, на мой взгляд, выполнение таких масштабных, комплексных работ – факт беспрецедентный. Тем более, что и сам Шаймиев и его ближайшее окружение не принадлежат к православию. Думаю, это – достойный пример для православных людей. К сожалению, в центральной России власти такое внимание церковным объектам не часто уделяют.

Хватает ли ресурсов монастырской паломнической службы для экскурсионного обслуживания такого большого потока?

Большая часть людей, посещающих Свияжск, это туристы, а не паломники. Наверное, в нашем случае их соотношение почти такое же, как среди посетителей Троице-Сергиевой Лавры и известных монастырей городов Золотого Кольца. В Оптиной пустыни, где я раньше жил, соотношение другое: больше паломников. Экскурсионное обслуживание туристов осуществляют светские службы, аккредитованные при Свияжском музее-заповеднике. С паломниками пока своими силами справляемся.

Чтобы экскурсии по святым местам Свияжска проходили на должном уровне, два года назад по благословению митрополита Феофана на базе отделения дополнительного образования Казанской духовной семинарии открылись двухгодичные курсы православных экскурсоводов. Первый выпуск состоялся буквально на днях. Все наши сотрудники прошли обучение на этих курсах, также как большое количество экскурсоводов светских туристических фирм, причем не то, чтобы мы их обязывали – пока нет такого, хотя со временем мы, наверное, будет требовать от экскурсоводов соответствующей квалификации в вопросе православного вероучения и истории Церкви. Радует, что им самим это интересно.

В мае открылся музей монастыря. Как он создавался?

Музей создавался при поддержке Министерства культуры Татарстана и Фонда «Возрождение», в сотрудничестве со специалистами Свияжского государственного музея-заповедника. Он – небольшой, это подклеть Никольского храма. Исторически там находились поварня и просфорня.

Что представлено в экспозиции?

Есть предметы, относящиеся к истории монастыря, есть просто старинные иконы и церковная утварь, но их очень мало. Они скорее являются иллюстрацией к текстовой информации, которая помещена в музее. Конечно, каждый из участников процесса его создания считал важным свое: республиканское Министерство культуры и фонд «Возрождение» хотели показать значимость реставрационных работ подчеркнуть тот факт, что в результате этих работ монастырь соответствует статусу памятника культуры ЮНЕСКО. У монастыря другая задача – миссионерская. Информация на большей части стендов этого музея имеет именно миссионерскую направленность: рассказывается об основах православной веры, о святых, об устройстве храма, о том, что такое монашество, говорится об истории русского монашества.

Формируя экспозицию, я исходил из собственного опыта священника и духовника, проанализировав то, о чем обычно спрашивают миряне, которые интересуются духовной жизнью, тянутся к ней. Для людей воцерковленных все эти сведения возможно не так интересны, но большинство наших сограждан нуждается в просвещении. Именно поэтому мы постарались в ясном, четком и сжатом виде дать ответы, которые адресованы массовому посетителю, большей частью светскому. Все сведения у нас изложены на четырех языках – русском, татарском, английском и китайском, поскольку в последние годы приезжает очень много иностранных туристов.

Посетить музей и все наши храмы можно ежедневно. В летний период – с 9 часов утра до 18 часов вечера. В зимнее время закрываемся на час раньше. Можно осматривать все самому, это будет безвозмездно. Единственное исключение – монастырская колокольня, которую мы на днях открыли для туристов. Все-таки она привлекает людей как объект не столько исторический, сакральный, сколько как видовая площадка, откуда можно обозреть окрестности и сфотографироваться. Мы долго думали, стоит ли брать за ее посещение деньги, но потом решили, что придется, поскольку доход у нас очень небольшой и поступает в основном в летние месяцы.

Свияжск – маленький остров, всего километр в длину, но у нас очень интересно. Чтобы обойти все храмы, побывать во всех музеях одного дня не хватит. Приглашаю всех желающих приехать к нам, чтобы окунуться в молитвенную атмосферу монастырского богослужения и насладиться неповторимой красотой природы этого уникального места.

Беседовала Ольга Кирьянова
Фото: Игумен Симеон (Кулагин)

Материалы по теме

Публикации

Научно-практическая конференция
Игумен Никодим (Федоров), настоятель ярославского Спасо-Афанасиевского мужского монастыря
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Протоиерей Михаил Дудко
Научно-практическая конференция
Игумен Никодим (Федоров), настоятель ярославского Спасо-Афанасиевского мужского монастыря
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Протоиерей Михаил Дудко

Монастыри

Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь
Республика Татарстан, Зеленодольский район, село Свияжск, Успенская улица, 6
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь
Республика Татарстан, Зеленодольский район, село Свияжск, Успенская улица, 6

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь