Н вопросы портала «Монастырский вестник» ответил митрополит Нижегородский и Арзамассий Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества. Его Высокопреосвященство возглавил работу секции«Монашеские обеты и свобода личности: "дилемма" или "ключ" для молодых?»,которая проходила 29 января 2019 года в рамках XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» ХХVII Международных Рождественских образовательных чтений. В этот же день митрополит Георгий представил участникам форума документ «Духовное руководство монашествующими в монастырях», подготовленный профильной комиссией Межсоборного присутствия.
Выше Высокопреосвященство, в 2019 году тема XXVII Международных Рождественских образовательных чтений звучала как «Молодежь: свобода и ответственность». Почему, на Ваш взгляд, именно молодежь попала в фокус внимания церковной общественности?
В последние десятилетия мы стали свидетелями бурного развития церковной жизни. Восстановлены монастыри, построено много храмов, все больше и больше людей приходят к вере и Богу. Вместе с тем мы видим, что сегодня есть и те, кто находятся вне церковной ограды. По каким-то причинам не у всех получается найти свою дорогу к Господу. И среди тех, кто еще не открыл свое сердце для встречи с Христом, много молодых людей. Как результат бездуховности мы наблюдаем неспособность молодежи создавать семьи – ежегодное количество разводов приближается к количеству заключаемых браков – и в мирное время при живых родителях дети становятся сиротами. Конечно же, Церковь обеспокоена духовным состоянием молодых людей, и наш форум – это попытка осмыслить происходящее, обсудить проблемы, которые стоят перед обществом, наметить пути их решения. Тема свободы и тема ответственности непросты и многогранны, и поэтому Святейший Патриарх Кирилл и Священный Синод Русской Православной Церкви сочли необходимым посвятить церковный форум нашей молодежи, разобраться, что вкладывают в понятия «свобода» и «ответственность» молодые люди.
Отличалась ли молодежь периода Вашей юности, времени, когда Вы пришли в монастырь, от молодежи сегодняшней? Что для Вас тогда означали понятия «свобода» и «ответственность»?
Я, действительно, начинал свой монашеский путь в молодые годы, страна тогда была во многом другой, наш мир был более замкнутым. Сегодня у молодых людей появилось больше возможностей, чтобы реализовать себя как в духовном, так и в светском отношении. Есть те, кто готов просвещать нашу молодежь, но есть и те, кто оказывает на молодых людей тлетворное влияние. Как тогда, так и теперь, кто-то стремится к свету, ищет Бога, хочет жить по Евангелию, а кто-то уходит в «страну далече» (см. Лк. 15:13). Сегодня, благодаря средствам массовой информации, мы лучше осведомлены о том, что происходит с молодежью, можем наблюдать за ярким проявлением разных процессов, происходящих в нашей стране. Но именно это и сподвигает церковных людей к необходимости снова и снова инициировать общение, проповедовать евангельские заповеди, говорить о том, что истинная свобода возможна только в Боге. Главная цель нашего диалога с молодежью состоит в том, чтобы помочь молодому человеку понять, хочет ли он свободы от Бога или свободы в Боге, быть рабом Господа или рабом греха и своих страстей, услышать слова апостола Павла: К свободе призваны вы, братья. Только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти (Гал. 5:13).
Часто приходится слышать о том, что наше общество теперь более свободно, чем 30 лет назад. Это могло бы означать, скажем, то, что людей, желающих выбрать правильный жизненный путь, должно становиться больше, однако приток послушников в монастырях сильно сократился. Как Вы могли бы объяснить это?
Мне кажется, это несколько надуманное размышление, хотя бы потому, что тридцать лет назад на канонической территории Русской Православной Церкви был двадцать один монастырь, а сегодня их девятьсот пятьдесят. Тридцать лет назад было три духовных школы, а сегодня – тридцать восемь. Если же мы посмотрим, какое количество людей поступали в духовные школы тогда и сейчас, то поймем, что сегодня абитуриентов намного больше. Вместе с тем в обителях действительно не хватает насельников, поэтому, можно сказать, что у молодых людей есть большое поле для духовного совершенствования и развития.
Владыка, на пленарном заседании профильного направления Рождественских чтений Вы делали доклад о монашеском призвании. Скажите, на Ваш взгляд, молодому человеку сегодня легче или труднее услышать призыв Божий? В наши дни нет недостатка в информации о монастырях и монашестве, но облегчает ли это обстоятельство личный выбор человека?
Трудности выбора жизненного пути всегда одинаковы, и у каждого они свои. Прежде всего, человек должен разобраться: монашество – это его путь спасения, или оно ему просто нравится? Для этого надо получить определенный опыт жизни при монастыре, накопить опыт общения с духовниками, старцами, наставниками, почитать Священное Писание, святых отцов... Если все это ложится на сердце, тогда это твое; если чувствуешь, что быстро устаешь от подобного делания, то надо еще и еще раз подумать.
На монашеских форумах Вы часто говорите о том, насколько внимательными надо быть руководителям монастырей, принимая в братство или сестричество новых послушников. А молодому человеку, выбирая обитель, разве не нужно быть внимательным? Или Господь обязательно даст почувствовать человеку, его ли это место − монастырь?
Но ведь это всегда движение навстречу друг другу: мы смотрим на молодого человека, готов ли он вступить в монашескую братию − свою новую семью, а он смотрит на нас, чтобы понять, хочет ли стать членом этой семьи. В этом случае решения и свободный выбор должны быть обоюдными. Бывало, что человек не нашел себя в каком-то одном монастыре, но состоялся как монах в другой обители. Надо учиться слушать свое сердце. Когда нам холодно, мы стремимся к теплу, и если находим источник тепла, хотим остаться возле него. Так и в духовной жизни. Когда человеку хорошо в монастыре, он ощущает в душе мир, покой и утешение и понимает, что это его место. Если Господь стучится в сердце человека, сердце не может не отозваться. У каждого из нас это происходит в свое время.
На секции «Монашеские обеты и свобода личности: "дилемма" или "ключ" для молодых?» Вы представили участникам направления документ «Духовное руководство монашествующими в монастырях». Расскажите, пожалуйста, об этом документе. Как проходила работа над ним?
Каждый документ рождается по-своему. В этом документе мы, руководствуясь святоотеческим преданием, традицией Церкви, монашеской традицией и современным опытом разных монастырей, постарались раскрыть тему духовного руководства. У игуменов и игумений часто возникают вопросы, касающиеся окормления насельников, и составители собрали практические советы и современным языком изложили все необходимое по этой проблеме. Будем наблюдать, останется ли этот документ на книжной полке или будет воспринят монашествующими как некое методическое пособие. В подобных документах есть жизненная необходимость, поэтому Комиссия Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества, исполняя благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и решения Президиума Межсоборного присутствия, работает над составлением правил, которые должны помочь Церкви, а потом выносит их на обсуждение, чтобы соборный разум исправил или дополнил результаты наших трудов. Так что теперь мы будем ждать откликов на свою работу и смотреть, «приживается» ли этот документ, приносит ли пользу монастырям, и если нет, то будем дальше обсуждать стоящие перед современным монашеством вопросы и вместе искать на них ответы.
Ваше Высокопреосвященство, что бы Вы пожелали молодым людям, которые сегодня ищут монашеской жизни?
Не только тем, кто стремится к монашеству или живет в монастыре, а вообще всем молодым людям хочу пожелать впитать слова псалмопевца Давида, который говорит: Господи, ... сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50:12). Чистота сердечная – одна из высших добродетелей человека. Мы говорили с вами, как важно услышать голос Божий, но в Священном Писании читаем, что только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5:8). Бога можно увидеть только чистым сердцем. Поэтому желаю молодым людям хранить чистоту сердечную, не разрушать ее, и тогда Господь будет с вами, а вы сможете выбрать правильный путь жизни.
Беседовала Екатерина Орлова
Фото: Владимир Ходаков