«Важно знать, как современная молодежь прилагает к своей жизни святое Евангелие, учение Церкви»

Участники XXVII Международных Рождественских образовательных чтений

Участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, организованного Синодальным отделом по монастырям и монашеству, ответили на вопросы портала «Монастырский вестник» и поделились своими размышлениями о встрече.


Архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник Ново-Иерусалимского Воскресенского ставропигиального мужского монастыря

Батюшка, скажите, пожалуйста, чем, на Ваш взгляд, современная монастырская молодежь отличается от той молодежи, которую Вы встретили, когда пришли в монастырь?

Начну с того, что мы шли в монастыри, когда еще существовал Советский Союз. Может, он где-то уже трещал по швам, но все равно это чувствовали немногие. А так в целом это было очень мощное государство со всеми его атрибутами атеистической направленности. Лишь после празднования 1000-летия Крещения Руси прорвало «плотину» – стали открываться храмы и начались те глубокие духовные процессы, которые были неотвратимы, и никто их остановить уже не мог. То есть уполномоченные тогда еще были – они по-прежнему ездили на места, смотрели, что и как, однако на них уже мало кто обращал внимание. Народ Божий как бы взял инициативу и власть в свои руки. И вот после десятилетий безбожия молодежь, тяготевшая к монашеству, находилась на духовном подъеме: наконец-то можно пойти в монастырь без всякого страха, что тебя за это строго накажут! После долгого напряжения, после сдерживания стремительно росло число желающих безраздельно посвятить свою жизнь Христу. Немало монастырей (например, Оптина пустынь) в те годы наполнились большим числом насельников. А сегодня молодежь, которую привлекает монашество, уже другая. Какая другая? Если проанализировать: та волна энтузиазма, на которой многие пришли в прежние годы в обители, спала, поскольку немало людей обожглось, увидев, что собой представляет монашеская жизнь не по книжкам, не по фильмам, а в суровой реальности. Обжегшиеся ушли, а самые стойкие остались и наоборот – укрепились, утвердились в правильности своего выбора. Нынче они составляют костяк, основу наших российских монастырей. Но сегодняшние послушники куда более осторожные! К нам теперь идут люди более рассудительные. Но слава Богу – идут! И монастыри постепенно пополняются. Откуда осторожность современной молодежи, где ее истоки? В наши дни легко можно все узнать, если у человека есть зов к монашеской жизни. Нужно только приехать в обитель, по благословению игумена или игумении, пожить там, помолиться, потрудиться. Можно почитать об интересующем тебя монастыре в Интернете – пожалуйста, вся информация сейчас доступна.

Если продолжать разговор о различиях между той молодежью и нынешней, то нельзя не сказать, что в ту пору много чего из современных технических средств не было – ни мобильных телефонов, ни гаджетов и другого. Не было такой армии СМИ, как сегодня. В те годы мы порой пользовались в духовной семинарии третьим, четвертым экземплярами машинописных конспектов, молитвословов или творений святых отцов. Редко в руки попадали их ксерокопии. Теперь время другое. Изобилующее информацией. Но те же СМИ (что тоже активно обсуждалось на нынешних Рождественских чтениях) при всей их пользе несут и определенную угрозу. Монастырский опыт показывает: кто по благословению священноначалия осторожно общается со СМИ, не забывая своей основной цели пребывания в обители, тот закаляется, утверждается в вере. А кто пленяется Интернетом, может загубить свою душу. Иными словами, изменилась наша жизнь, изменился окружающий мир, но не изменился Христос. Он Тот же – тогда и сегодня. Тем же осталось Евангелие, Священное Писание, учение святых отцов и учение Церкви. И на наших образовательных Чтениях в январе этого года главным был вопрос: как сегодня молодежь святое Евангелие, учение Церкви прилагает к своей жизни? Какие тут есть проблемы, как их решать? В большинстве докладов, других выступлений была попытка осмысления этого. Также были предложены какие-то пути решения или обозначены какие-то опасные моменты для молодежи в целом и для молодежи, приходящей в монастыри.

Отче, чего бы Вы пожелали молодым людям, в чьих планах пойти по жизни монашеским путем?

Как говорят, нельзя заочно пообедать. Так и я скажу о монашестве, повторив то, о чем говорил ранее: невозможно понять, что такое монашеская жизнь по книгам, по фильмам, по чьим-то рассказам. Надо войти в эту жизнь – пускай даже как трудник или послушник, что не накладывает на человека жестких обременений. Именно опытным путем можно понять, для тебя эта жизнь или нет. Если не для тебя – ничего постыдного в том нет, чтобы вернуться в мир, работать, создать семью. Например, до революции на Валааме, да и в других монастырях была традиция: юноши приезжали в монастырь и хотя бы год старались пожить в нем как трудники. Кто-то оставался в обители, кто-то возвращался в мир. Что примечательно: немало девушек, если их знакомые парни не были в монастыре, не прожили там хотя бы год, сами туда их отправляли, со словами «Вот ты пройди эту школу, искус, а потом дальше будем общаться, если ты вернешься и захочешь продолжить наше общение». То есть девушки ценили, скажем, то, что молодой человек прошел монастырскую школу – бывал на полунощнице, ходил на длинные монастырские службы, нес послушания, наряду с монахами трудился, варился какое-то время в этом котле. Также и сегодня можно предложить и юношам, и девушкам в какой-то период их жизни (допустим, во время отпуска) поехать на месяц в монастырь пожить там просто для себя, для души и честно ответить себе на ряд вопросов, которые у каждого, конечно же, есть. Причем можно поехать в этом году, например, в один монастырь, в следующем – в другой, затем – в третий. Благо, их у нас теперь сотни – более 900 монастырей…

Или вот есть десять праздничных новогодних дней. Зачем их проводить со спиртным или у экрана телевизора, когда можно поехать в монастырь и побыть там перед праздником Рождества Христова и на сам праздник? А можно выбраться на длинные майские праздники, что некоторые делают. Так что мое пожелание молодежи – поездить по монастырям, познакомиться с монастырской жизнью, с историей нашей Церкви и государства. Ведь почти каждый монастырь – это история, корнями уходящая в прошлые века. Это расширит кругозор молодого человека, даст огромный внутренний заряд для сердца, ума, души. Нам в свое время духовники так же советовали поехать на каникулы в один монастырь, затем в другой, в третий. У меня, например, сестры были в женском монастыре. И туда благословляли поехать, в женский монастырь – посетить сестер! Проведенные там дни я настолько отчетливо помню, будто это было вчера. Хочется надеяться, что не пожалеют о времени, «потраченном» на монастыри, те молодые люди, которые услышат мои слова и исполнят их в своей жизни.

Игумен Филипп (Понамарчук), наместник Николо-Шартомского мужского монастыря Шуйской епархии

Все мы понимаем, что молодых сейчас практически нет в монастырях – хотя вот в Зачатьевской обители, как я заметил, довольно много девушек – послушниц, или не только послушниц. Но в мужских монастырях и не в столичных – это действительно проблема. Новое время диктует свои правила, и эти правила, видимо, больше нравятся сегодняшней молодежи, остающейся в миру. В 90-х годах ведь шли массово, мы сами из тех годов. С другой стороны, у православной молодежи сейчас и в миру выбор большой – учеба, волонтерство. Бог даст, будем ждать их в монастырях. А так ведь, только в случае, если родители – прихожане монастыря, то и дети тоже бывают в обители. Только в этом случае. Но мне запомнился из выступления митрополита Святогорского Арсения пример того, как монастырь принимает детей на летние каникулы. Это к вопросу – чему нас учат наши монашеские съезды: они, в том числе, должны нас научить работать с молодыми, чтобы те были ближе к монастырю, а потом, глядишь, и полюбят монашество, и останутся.

На таких мероприятиях, как Чтения, мы получаем для себя большую пользу. Игумены всегда должны оставаться послушниками, не забывать об этом, и все, что здесь говорится, в первую очередь относится к нам. Надеемся, что братья молодые все-таки появятся в монастырях, и, как сказал владыка Черкесский Феофилакт, – тогда мы и будем показывать, как нести послушание, по принципу: «сначала делай вместе со мной, потом – как я, а потом уж самостоятельно…»

Игумения Елисавета (Шмельц), настоятельница монастыря равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании (РПЦЗ)

Наш монастырь – одно из самых посещаемых паломниками мест Святой Земли. Мы находимся и в городе, и на главной дороге паломничества, у нас всегда бурная жизнь. И молодежи вокруг нас всегда было много, с 1930-х годов у нас существует в Вифании школа-интернат для девочек, в настоящее время большинство из них мусульманки. Некоторые из учениц остаются и становятся монахинями. Так было всегда: сейчас в монастыре есть бывшие воспитанницы школы – православные арабки, которые пришли в обитель полвека назад… Приезжают также молодые женщины из России, Украины, Германии, Америки, Австралии – преподают в школе, трудятся в обители. В основном они просто хотят быть ближе к Церкви. Молодежь стремится побывать на Святой Земле, поработать во славу Божию; кого-то и любопытство движет. Конечно, немногие хотят остаться на всю жизнь, принять монашество. Но времена меняются. Слава Богу, что люди вообще тянутся к монастырю, воспринимая его как что-то хорошее, как добро. Бывало, никто не хотел в монастырь, да и границы были закрыты Советским союзом, а сейчас – пожалуйста.

Есть очень хорошая молодежь. Конечно, трудов с ней приходится прикладывать много, иногда бывает так, как рассказал в своем выступлении Святогорский наместник, владыка Арсений: по отъезде тех, кого принимали на летние послушания, вздыхаешь с облегчением. Но в большинстве к нам попадают, я бы сказала, самые ягодки – образованные, кто-то в православной школе учился, а некоторые и в институтах. Они знают больше, чем их бабушки, в том числе и о послушании, потому что порой женщины пенсионного возраста, посещая монастырь, в меньшей степени понимают, где они находятся. И я бы не утверждала, что своеволие свойственно только молодежи, это относится к личным качествам человека. Настоящая свобода и настоящее послушание должны находиться в равновесии, в гармонии, тогда и будет правильное устроение.

Материал подготовили: Екатерина Орлова, Елена Володина, Нина Ставицкая.

Фото: Владимир Ходаков

 

 

 

Материалы по теме

Новости

Публикации

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
Участники XXVII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVII Международных Рождественских образовательных чтений
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
Участники XXVII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVII Международных Рождественских образовательных чтений

Доклады

Митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь)
Митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий
Игумения София (Силина)
Епископ Городецкий и Ветлужский Августин
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий
Игумения София (Силина)
Епископ Городецкий и Ветлужский Августин
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий