«Невозможно сегодня представить родную обитель без этой святыни»

Игумения Рахиль (Ковалева)

25 февраля – престольный праздник Свято-Иверского женского монастыря Ростова-на-Дону. В этот день совершается празднование в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы, написанной, согласно преданию, евангелистом Лукой. Но у монастыря и в январе есть праздник в честь Иверской иконы, тоже собирающий много богомольцев у чтимого образа. Об этом и о некоторых других аспектах жизни обители, готовящейся к своему 120-летию, которое будет отмечаться осенью нынешнего года, рассказала порталу «Монастырский вестник» настоятельница монастыря игумения Рахиль (Ковалева).

2000-й год, аэропорт Ростова-на-Дону: и все опустились на колени...

Матушка, как давно в монастыре появился январский праздник в честь одного из самых любимых и почитаемых образов Пресвятой Богородицы на Руси?

Это, действительно, один из самых любимых и почитаемых русским народом образов, и мы очень рады, что наша обитель именуется Иверской. День Иверской иконы Божией Матери празднуется Церковью несколько раз в году, а в нашем монастыре есть еще один день Ее празднования – 20 января – День местного почитания в честь принесения Иверского образа со Святой Горы Афон в возрождающуюся Ростовскую обитель. Послужило установлению январского праздника не столь давнее событие, произошедшее в октябре 1996 года. Поздно вечером в монастырь пришли двое мужчин и обратились с необычной просьбой – принять гроб с телом двадцатилетнего Александра для совершения отпевания. Промыслительно Божия Матерь направила этих людей к нам. Юноша, трагически погибший в автокатастрофе на севере, в Нижневартовске, был сыном одного из пришедших. С большими трудностями мужчины перевезли его тело в Ростов-на-Дону, но поскольку время было позднее, в храмах им везде отказали. Монастырь стал последней их надеждой. Евгений, так звали отца погибшего, утомленный горем и безысходностью сказал: «Если и вы откажете, то мне придется опять везти его в морг, а я этого не выдержу!» Гроб перенесли в нижний храм святителя Димитрия, митрополита Ростовского, и всю ночь мы с сестрами читали Псалтирь о упокоении души новопреставленного Александра. Евгений с супругой и родственниками тоже всю ночь молились в храме. Утром же, после Божественной Литургии, совершилось отпевание. Промыслом Божиим люди через скорби укрепляются в вере, в уповании на Господа. Так было и с Евгением. Испрашивая молитв за сына, он стал ездить по святым местам. В одну из своих поездок на Святую Афонскую Гору – в благодарность за утешение и помощь в трудный момент жизни – он заказал в келии святителя Николая («Буразери»), где, как известно, главным занятием братии является иконописание, список с чудотворной Иверской иконы в дар Ростовскому женскому монастырю.

Помню, когда Евгений позвонил и сообщил эту новость, то мне в первые минуты разговора в такое чудо даже не верилось! От волнения я не находила нужные слова, и лишь в душе отчетливо звучала мысль, что Царица Небесная, как и прежде, являет Свою милость, – но теперь к нам, таким немощным современным насельницам обители. Всё то время ожидания, когда икона писалась на Афоне, мы с сестрами молились, чтобы Пресвятая Богородица пришла к нам в лице Своего дивного образа. Были трудные 90-е годы для страны, в том числе и для нашего монастыря – годы начинающегося возрождения монашеской жизни, возведения из руин храма и корпусов, налаживания хозяйственно-бытовых условий. И надежда наша на заступничество Царицы Небесной не посрамилась: в 1999 году икону доставили самолетом в Москву. Прямых международных рейсов между Афинами и Ростовом тогда не было, поэтому после длительных переговоров, на которые ушло много месяцев, икону доставили в Московский Донской мужской монастырь. Но и на этом наши переживания не закончились: еще почти год пришлось ждать разрешения разных ведомств и учреждений, чтобы Афонская святыня наконец-то прибыла в наш город. Произошло это событие 20 января в юбилейный год 2000-летия Рождества Христова. Икону сопровождала делегация монашествующих Донской обители во главе с ее наместником архимандритом Агафодором (Маркевичем), пожелавшим лично доставить к нам долгожданный образ. Очень волнующим был момент встречи иконы Царицы Небесной в аэропорту, куда я приехала с некоторыми сестрами и духовником нашей обители приснопамятным архимандритом Модестом (Потаповым), наместником Донского мужского Старочеркасского монастыря.


Вы назвали это имя, и у меня сразу выстроилась ассоциативная цепочка: воспитанник Глинских старцев схиархимандрит Иоанн (Маслов) был первым духовным наставником отца Модеста. А постригал священника Михаила Потапова в монашество другой Глинский старец, известный нам как митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим. Есть в этой цепочке и такое прочное звено, как духовная дружба отца Модеста со старцем Зосимой (Сокуром). Батюшка бывал у старца в селе Никольском под Донецком.

И Матерь Божия так милостиво распорядилась, что в первые годы возрождения Свято-Иверской обители духовником к нам был назначен отец Модест. Он старался заложить в нас фундамент монашеской жизни, передать дух истинно христианской любви. Находясь рядом с ним, мы впитывали его любовь к людям, доброту, всепрощение, и нам самим хотелось помогать друг другу, беречь друг друга. Батюшка вел себя с нами просто, по-детски искренне, всегда улыбка светилась на его лице – именно светилась! – и согревала нас лучше любых слов. Конечно, он имел дар любви. К каждому относился со вниманием, как к самому близкому человеку, и выглядело это так просто и естественно, что порой мы и не понимали всей глубины его отношений, а оценили это спустя время, когда батюшки не стало... Но вернусь к тому дню, когда самолет со святыней благополучно приземлился, а нас долго не выпускали на взлетную полосу из-за того, что шли всякие согласования. Все волновались. И вот тревоги позади, мы стоим у трапа самолета, открывается дверь салона, на миг замирают наши сердца и появляется большая икона нашей Заступницы. Ее лик такой умилительный, нежный и немного грустный, но такой родной и близкий, что всем нам передалось ощущение явления Самой Царицы Небесной. Надо отметить, что день выдался пасмурный, серые темные тучи заволокли всё небо. И вдруг тучи расступились, засияло солнце. Тихая радость, благоговение и трепет появились в душе, а отец Модест заплакал и несколько мгновений не мог выговорить ни слова. Пару минут животрепещущего молчания, затем наш донской старец приветствует в чудном образе Пресвятую Богородицу, благодарит за Ее милости, посещение и опускается на колени. Вслед за ним и все мы опустились на колени. Потом, помню, медленно, словно плывем, мы двигаемся в путь по взлетному полю. Чудесные моменты сопровождали нас и далее. Так как долго невозможно было согласовать рейс, то день встречи иконы оставался неизвестным, и только накануне мы узнали дату. Оповестить никого не успели, но об этом позаботилась Сама Матерь Божия. Уже у здания аэропорта стояло огромное множество людей, до которых каким-то образом эта весть дошла, и они поспешили в аэропорт. Мы почувствовали, как вновь в сердце вливается чувство неземного ликования, Пасхального торжества. Такое не забывается с годами.


Много и потом было радостных волнующих событий в жизни монастыря, но такого живого ощущения присутствия Пресвятой Богородицы не было. Даже не помню, как мы дошли до нашей машины, как ехали по городу. Я лишь отдаленно слышала песнопения Царице Небесной сестер. Такая теплота была на сердце! Казалось, что будто не со мной всё это происходит... От аэропорта до монастыря около пятнадцати километров, и за полчаса мы доехали до дороги, ведущей к обители. У самой трассы с хоругвями стояли наши сестры, прихожане, паломники. Меня уже не удивляла их многочисленность. Вовсю светило солнце, снег таял под ногами, погода за несколько часов стала весенней. Торжественно под звон колоколов с молитвенным пением «Пресвятая Богородице, спаси нас!» мы вступили на территорию монастыря, вошли под своды нашего небольшого, тогда еще единственного нашего храма – в честь Иверской иконы Божией Матери. Монастырский двор был заполнен людьми. С радостными лицами, со слезами на глазах они заходили в храм, поклонялись иконе. Одни оставались, другие спешили на работу.

Соборно отслужили молебен с акафистом. Архимандрит Агафодор сердечно поздравил всех с совершившимся долгожданным радостным событием. И вновь чувство глубокого умиления и благодарности к Царице Небесной заполнило сердце. Торжество продолжалось весь день, и казалось, что ликование будет продолжаться и продолжаться. Конечно, народ потянулся к Матери Божией со своими скорбями, горестями, бедами, поэтому правящий в то время архиерей – архиепископ Пантелеимон (Долганов), (ныне на покое) благословил совершать в монастыре еженедельно каждую среду молебен перед образом Богоматери со всенародным пением акафиста. А уже через два года, видя почитание людьми Ростовского Иверского образа, владыка установил 20 января Днем местного празднования.

Иверскую икону Божией Матери называют Вратарницей» – «Портаитиссой» по-гречески. Вратарница – то есть Защитница от врагов и противников...

И поскольку Ростов-на-Дону – это врата Северного Кавказа, в нашем крае Иверскую икону считают Вратарницей и Заступницей всего юга России. Невозможно сегодня представить родную обитель без этой святыни. Мы с сестрами настолько прониклись любовью и почитанием принесенного нам с Афона дивного образа, что все свои проблемы, трудности и радости несем своей главной Мамочке.

Живая красота, или Каждый хочет внести свою лепту

Любовь к Пресвятой Богородице почти повсеместно проявляется и в желании украшать Ее иконописный образ в праздничные дни живыми цветами, даже зимой. У вас в монастыре эта любовь проявляется в полной мере.

Не любить Матерь Божию нельзя. Мы учимся этой любви у святых, потому что характерной чертой всех святых является особое почитание ими Пресвятой Богородицы. Своим личным примером учил нас любви к Царице Небесной, Ее прославлению в богослужениях, молитвах, песнопениях отец Модест. Этому учит нас и ныне правящий архиерей – митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, который совершенно по-особенному, нежно-трепетно относится к Пречистой, часто называя Ее Божией Матушкой. Несомненно, мера почитания Матери Божией у всех разная и проявляется она неодинаково. В знак любви к Ней нам хочется украшать живыми цветами Ее иконы в дни Богородичных праздников, в престольные Иверские дни и, конечно, на Успение Пресвятой Владычицы. Матерь Божия Сама раздает разные таланты сестрам, вот и инокине Константине дала дар украшать храм в дни больших праздников и монастырских торжеств цветочными композициями. Она нигде этому мастерству не училась, никаких профессиональных курсов не заканчивала, просто с детства любила вышивать иконы бисером: кропотливо подбирала цвета и аккуратно, терпеливо расшивала образа. А в монастыре за послушание и по любви к Мамочке Божией старалась сначала из растущих в монастыре цветов украшать иконы, но потом мы начали покупать и на цветочном рынке цветы и зеленые веточки. Прихожанам тоже нравится такая живая красота в храме. И служба воспринимается по-иному, по-праздничному. В храм заходишь, как в особый мир попадаешь. Все – прихожане, паломники – стали охотно жертвовать нам на цветочное оформление, все стараются свою лепточку внести. Кто-то приносит скромные букетики, кто-то – целые охапки разных цветов. Удивляемся всегда разнообразию композиций, которые составляет наша мать Константина: узоры на цветочных гирляндах никогда не повторяются. Изумляемся, как ей это удается, а она только улыбается в ответ и говорит, что ее руками руководит Сама Матерь Божия, надо только Ее попросить.


Если представить, руками скольких сестер, братии, их замечательных помощников руководит Матерь Божия, помогая в цветочном благоукрашении святынь! О цветах в храме говорят, что это прообраз рая на земле.

И не только в храме. Мы с сестрами всегда с замиранием сердца смотрели на украшение Канавки к празднику Успения Пресвятой Богородицы в Дивеево. Во многих монастырях есть умилительная традиция: всю дорогу, по которой Крестным ходом пронесут Плащаницу, украшать сотнями, тысячами цветов! Заботливыми руками «вышивается» живой ковер – огромный, пестрый и душистый. И как неожиданно и радостно было для нас благословение владыки-митрополита Меркурия совершать Чин Погребения Матери Божией в обители в 2019 году! Владыка сам вникал во все подробности подготовки к празднику, много раз мы вместе обговаривали и особенности богослужения, и особенности шествия Крестным ходом с Плащаницей Матери Божией, и, конечно, особенности украшения дорожки живыми цветами. В 2019 году процесс украшения дорожки был необыкновенно волнительным: всё делалось впервые. Задолго мы начали готовиться к этому ответственному делу, оповестили всех прихожан и желающих помочь в украшении, попросили принести цветы. Отклик был горячий. Цветы нам несли мужчины, несли женщины, часто с детьми, несли пожилые люди. Словом, все предлагали свою посильную помощь. Многие, кто узнал о совершении службы Погребения Пресвятой Богородицы Архиерейским чином с украшением дорожки, решили не ехать в Дивеево или в Псково-Печерский монастырь, как в прежние годы, а остаться в родной обители и участвовать в нашем торжестве.


«Очень ценно живое духовное общение»

Матушка, кроме богослужений, особенно в дни великих праздников, наверное, сильный духовный заряд дают и какие-то церковные мероприятия?

Отвечая на этот вопрос, выделю такое масштабное и важное для нас мероприятие, как Международные Рождественские образовательные чтения. На протяжении многих лет по благословению митрополита Меркурия мы ездили на монашеские форумы. Принимали участие в монашеском направлении Чтений и в этом году. Что мне хочется отметить? В первую очередь – исключительную актуальность тем и вопросов. Нельзя не увидеть, что с каждым разом доклады становятся более жизненные, с глубоким анализом, и во многих из них наибольший интерес представляет личный опыт игумена или игумении. Эти встречи в наше непростое время особенно важны, так как в общении между собой проявляется дух единства, происходит обмен опытом и можно получить верные ориентиры в современной духовной жизни, проверенные практикой. Очень ценно живое духовное общение – и при обсуждении тем докладов в формате вопрос-ответ, и при взаимоотношениях друг с другом. У каждого руководителя есть вопросы, проблемы, определенные трудности, и наши монашеские форумы помогают найти ответ, получить поддержку, совет, то есть обогатиться опытом. Часто в докладах поднимаются проблемы именно современного человека, живущего в монастыре сегодня, сейчас, а соборные мнения, выводы помогают нам руководствоваться ими в своей повседневной жизни и деятельности.

У многих из них впервые происходит встреча с Богом

Не могу не обратиться, хотя бы вкратце, к стержневой теме Вашего предыдущего интервью порталу «Монастырский вестник» («Дела Божии – дела любви, дела милосердия»). Обитель принимает беженцев из Донбасса, поселяет их в церковном приюте (пункте временного размещения), кормит, помогает решать насущные проблемы. Особым вниманием и заботой окружены ребятишки, которые дома слышали грохот рвущихся снарядов и много чего жуткого видели на родной земле. По Вашим наблюдениям, оттаивают ли в монастыре у взрослых и детей сердца? Становится им, если можно так выразиться, легче в моральном плане?


Когда мы общаемся с нашими беженцами, то и скорбим с ними, и радуемся. Скорбим, потому что видим, как много горя и страданий выпало на их долю. А радуемся, глядя как они обретают веру в Бога, укрепляются в уповании на Его милость. Их жизнь становится спокойнее, наполняется надеждой, смыслом. Детки, конечно, быстрее адаптируются к новым условиям: детям тепло, уютно, они сыты и рады, что мамы с ними. Но главное, что у многих – и у взрослых, и у подростков – в стенах нашего монастыря впервые происходит встреча с Богом. Порой приезжают такие молчаливые, испуганные, с тревогой в глазах, а затем незаметно душевная рана врачуется радушным, заботливым отношением наших сестер, волонтеров и просто прихожан-помощников. Согреваясь душой, эти люди, в чей дом пришла война и для них начался настоящий ад на земле, сами тянутся в храм: им интересно узнать о Православии, о жизни обители. Многие наши прихожане, да и сестры за это время приобрели серьезный опыт сострадания ближнему, когда своя боль отходит на задний план и боль другого ты чувствуешь сильнее, живешь ею. Здесь и мы начинаем молиться за ближних совершенно с другим чувством, а наши беженцы обращаются к Богу своими словами и учатся молиться в храме. Молитва – это зов о помощи к Тому, Кто зовет к Себе через страдания. Совершить это никто не может «за меня» или «вместо меня». Один человек может помочь другому своим советом, а Господь помогает Своею силой.


Беседовала Нина Ставицкая
Снимки представлены Свято-Иверским женским монастырем Ростова-на-Дону

Материалы по теме

Публикации

Игумения Рахиль (Ковалева)
Игумен Гавриил (Рожнов), игумения Рахиль (Ковалева)
Игумения Рахиль (Ковалева)
Игумен Гавриил (Рожнов), игумения Рахиль (Ковалева)

Монастыри

Свято-Иверский женский монастырь г. Ростова-на-Дону
Россия, Ростов-на-Дону, Неклиновская улица, 1Ак1
Свято-Иверский женский монастырь г. Ростова-на-Дону
Россия, Ростов-на-Дону, Неклиновская улица, 1Ак1

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь