Обитель со строгим уставом открыта для мира

Архимандрит Варлаам (Максаков)

19 ноября – память преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца, сказавшего себе в молодые годы: «Истинно жизнь наша, как тень и сон, вертится, как колесо». После смерти богатых родителей, раздав свое имущество бедным, он ушел из мира в урочище под названием Хутынь (худынь, худое место, находившееся, по народному мнению, во власти нечистой силы). Приняв постриг с именем Варлаам, инок создал обитель. Но мы с вами отправимся не на место подвигов святого XII века, а в другой уголок России – в Башкирию, где в необыкновенно красивой горно-лесистой местности находится Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые Кустики». Здесь, стараясь подражать своему Небесному покровителю, подвизается человек, который в 1998 году пришел в чистое поле, зная, что там прежде была женская обитель, исчезнувшая в советскую эпоху. И вот, спустя время, на этом намоленном месте появился вызывающий у всех, кто его посетил, радость и восхищение красивый обустроенный мужской монастырь. Наша беседа с его наместником архимандритом Варлаамом затронула разные стороны монастырской жизни.

«Стать монахом внутренне нужно еще до пострига...»

Отец Варлаам, Вы до пострига что-нибудь знали о преподобном Варлааме Хутынском, были знакомы с житием этого подвижника, которого Господь еще при жизни прославил даром прозорливости и чудотворения? И какие чувства испытали, услышав свое новое, теперь уже монашеское имя?

Узнавание удивительного святого времен процветающей Новгородской земли произошло уже после. Рассказывать о своих чувствах и переживаниях, простите, не буду – это личное, сокровенное. Скажу только одно: я очень люблю истинных монахов, монахов-подвижников, каким и был преподобный Варлаам Хутынский. Не раз я задумывался над вопросом, что такое монашество, и находил для себя единый ответ: это не момент пострижения и получения нового имени, что является только приглашением на путь скорбей, трудностей, переживаний и слез. Само пострижение не передает опыта правильной монашеской жизни, не влагает в сердце постригаемого сути и основных принципов иночества. Конечно, в тот судьбоносный момент Господь наделяет человека особой, таинственной благодатью и многие это ощущают. Используя ее должным образом, можно преуспеть в духовной жизни. Но если после пострига ты продолжаешь жить не так, как требует от тебя Бог, то эта особая благодать не получит своего развития. Стать монахом внутренне нужно еще до пострига, а постриг совершается как факт того, что человек уже живет как монах. Если кто-то решится ступить на монашеский путь, он должен прежде всего оценить свои силы, веру и решимость. Монастырь – это не санаторий со всевозможными удобствами, где люди делают то, что им хочется. Также и монах – это не тот, кто надевает монашеское облачение, постится в определенные дни и исполняет определенное ему келейное правило. Чтобы быть монахом, нужно стать «иным человеком». Осознавая это еще до своего пострижения, я изрядно переживал: смогу ли достойно преодолеть все сложности и стать монахом по существу, а не только по внешнему виду? Опыт многих монашествующих показывает, что через некоторое время после пострига к ним подступали искушения, которые постепенно усиливались и в определенный момент доходили до «крайней точки». Если монах не будет к этому подготовлен, может произойти «кораблекрушение в вере» (1 Тим. 1:19). 

Страшный образ – «кораблекрушение в вере»! Вы сказали, что очень любите истинных монахов. Монахов минувших веков?

Ну почему только минувших веков? Я не раз бывал на Афоне и с глубоким волнением и благоговением вспоминаю отошедшего ко Господу в 2018 году архимандрита Григория (Зумиса). Старец возродил пришедший в запустение монастырь Дохиар (где находится чудотворный образ Божией Матери «Скоропослушница») и был избран игуменом обители. К нему ехали со всех континентов, зачитывались его книгой «Люди Церкви, которых я знал», а он носил ветхую одежду, был прост в общении, представлялся иеромонахом и неустанно трудился физически: строил храмы вдоль моря у монастыря, пропалывал грядки, занимался уборкой урожая маслин и других плодов. 

Вы ведь тоже не чураетесь какого бы то ни было физического труда, как и Ваш Небесный покровитель преподобный Варлаам Хутынский, работавший, не покладая рук. Как и приснопамятный афонский старец Григорий... Вас, говорят, можно застать за рубкой дров, обрезкой деревьев, сбором грибов и так далее.  

Послушаний в монастыре множество. Связано это не только с тем, что у нас большая площадь, и нужно всё содержать в должном виде, но и с тем, что мы не используем наемный труд, у нас не проживают женщины. С моей точки зрения, в мужском монастыре всё должны делать сами насельники. При всем уважении к женщинам, вынужден признать, что они вносят свой дух в мужскую монашескую семью. От этого надо сохранять обитель, поэтому у нас ни на кухне, ни в прачечной никаких помощниц нет. Стараясь оберегать свой дух, свою атмосферу, мы сами содержим в благообразии и чистоте монастырскую территорию, выращиваем овощи в теплице, занимаемся огородом и пасекой, на зиму заготавливаем дрова, которыми отапливается монастырь и деревянные кельи. В нашей обители работают все насельники, у каждого есть свои послушания. Причем даже иеромонахи моют полы в храме, моют посуду в трапезной, пекут просфоры. Монаху, пусть он будет и игумен, не следует избегать физической работы, когда есть возможность ею заниматься. Праздность вредит всем. Мне приходится часто помогать братии, потому что не у каждого получается всё как нужно. Также нередко приходится лично организовывать труд – это когда братия выходит на совместное послушание. Правильная организация труда экономит много сил и времени.

Пасека у вас большая?

Сто ульев насчитывает. Когда-то мне подарили пять ульев, но тогда я даже не знал, как к пчелам подступиться. Теперь наш мед разбирают мгновенно: за ним люди едут из разных мест, потому что по их отзывам вкус и качество у монастырского меда отменные. Мы тоже, вкушая его, можем это засвидетельствовать: замечательный мед! Кто-то метко назвал его «жидким золотом», и я согласен с этим. А грибы мы собираем прямо внутри монастырской ограды – территория у нас большая, целых четыре гектара, и на ней много укромных мест, в которых они могут вырасти. Соберешь так за раз ведерко или два, идешь и радуешься: или сейчас можно что-то вкусное приготовить, или в морозилку отправить – запас на зиму! Вообще места здесь грибные и ягодные, прекрасные места! А какие красавцы-помидоры выращиваем, взвесили самый большой – кило четыреста! 

Сколько-сколько?

Один килограмм четыреста граммов. Так что не бедствуем. Картошка, морковка, свекла, лук и прочее – всё сами выращиваем, всего нам хватает.

О встречах с известными людьми и помощи людям

В предыдущем интервью порталу «Монастырский вестник» («Брать только тех, кто сможет приобрести и сохранить монашеский дух») мы, отче, говорили о том, что монастырь живет по строгому афонскому уставу и тем не менее он не закрыт для мирских людей. Недавно «Святые Кустики» посетил многократный чемпион мира по смешанным единоборствам Федор Емельяненко – человек, пришедший к вере... 

Многие наши современники посещают святые места потому, что ими движет вера в Бога. К нам тоже все эти годы едут и едут люди. Отрадно среди них видеть людей известных. Несмотря на свою занятость, они находят время и приезжают почтить монастырские святыни, увидеть нашу жизнь и получить от этого пользу для души. В числе посетителей есть, конечно, и просто туристы, путешественники, любители красивых мест. Также приезжают христиане, которые делают лишь свои первые шаги в Церкви. Часто мы видим, как прибывают в монастырь автобусы со школьниками, среди которых и старшеклассники, и учащиеся начальных классов. Я рад, что Промысл Божий определил этому месту быть особо почитаемому.

Всемирно известный спортсмен Федор Емельяненко, спортсмен-легенда в мае этого года приезжал в Уфу на юниорское первенство России по смешанным единоборствам, и ему предложили посетить наш монастырь. Мои впечатления от нашей с ним встречи? Поединки на ринге – жестокий вид спорта, особенно у тяжеловесов, но Федор – добрейший человек. У него есть тишина в душе, как, к слову, и у Бориса Корчевникова, генерального директора телеканала «Спас», тоже побывавшего у нас. Побеседовав с каждым из них, я понял, что мне, монаху, есть чему у наших гостей поучиться, потому что иногда что-то всколыхнет мою душу и тишина пропадает. Тронуло их благоговейное отношение к святыням. Мы воссоздали точную копию Гроба Господня, как в Иерусалиме, и Федор Емельяненко в кувуклию зашел на коленях... Приятно видеть в стенах обители таких людей. И многих-многих других, включая бывшего главу нашего Благовещенского района, где находится монастырь – Олега Голова. Всё это время у нас с Олегом Евгеньевичем было настоящее соработничество. А в прошлом месяце его большинством голосов выбрали сенатором Совета Федерации от Башкирии.

Пресса писала, что он, чиновник высокого ранга, приезжал к Вам за благословением на свои труды на новом посту.

Да, и я с радостью благословил его, зная, что это как раз тот человек, который сможет достойно представлять Республику Башкортостан в Совете Федерации.  

Еще один аспект, обозначенный в вышеупомянутом интервью, хочется развить. Впечатлил тогда озвученный Вами список того, что конкретно монастырь закупил для школы и детского сада села Бедеева Поляна, а для местной больницы приобрел во время пандемии машину скорой помощи. Сегодня столько обителей направляет в зону спецоперации гуманитарные грузы, стремится чем-то помочь участникам СВО! Получивший в древности народное название «Святые Кустики», закрепившееся за ним на века, Ваш монастырь тоже не стоит в стороне.

Хотя мы живем далеко от фронта и не слышим выстрелов и взрывов, но в то же время ясно осознаем, что ради нас умирают наши родственники, односельчане. (И мобилизованные, и добровольцы, влившиеся в добровольческие батальоны из Башкирии, названные в честь героев-земляков). Что воины из разных уголков России полагают свои жизни ради того, чтобы мы могли продолжать свое мирное существование. Как монахи, мы не можем остаться в стороне от всех этих бедствий, поэтому не перестаем молиться о мире во всем мире. Что касается материальной поддержки, то по мере сил и возможностей стараемся помогать и бойцам в зоне спецоперации, и беженцам, пострадавшим в результате военных действий на Донбассе. Такая помощь для них очень важна, и мне не раз приходилось слышать искренние слова благодарности от этих людей. Кое-кто из них даже остается у нас пожить, поучаствовать в жизни братства. Что особенно хочется отметить: мы видим некий духовный подъем. Мысль о том, что они могут в любую минуту погибнуть, заставляет наших воинов задуматься о смысле жизни, о существовании Бога. Нередко становишься свидетелем того, как бойцы возвращаются уже верующими людьми – они рассказывают, как Бог им помог, и они смогли остаться целыми и невредимыми. Война очень сильно объединила наших граждан.

Что касается монастыря, повторю то, что всегда говорил: монастырь не должен жить только для себя и лишь себя обеспечивать. Братия и сестры обязаны помогать людям. Поэтому мои помощники Олег Андриянов и Александр Попцов возили нашим защитникам гуманитарные грузы. Кроме того, нам удалось собрать средства на закупку тепловизоров и пяти машин, «Нив» и «буханок». «Буханки» – чудо техники, созданное в конце 50-х годов прошлого века, как показала жизнь, в зоне СВО просто незаменимы. Где-то их используют в роли санитарной или штабной машины. Где-то – как транспорт для быстрой переброски небольших подразделений на средние и большие дистанции.

Монастырская страница ВКонтакте и этапы взросления

Отец Варлаам, позвольте спросить Вас, игумена, который ко всем вопросам подходит духовно: информационное наполнение монастырской страницы ВКонтакте (называемое пришедшим к нам из английского языка словом «контент») Вас сегодня устраивает? Долго шли к тому, чтобы здесь было всё, что может заинтересовать подписчиков: новости монастырской и общецерковной жизни, богатая духовная пища с глубокими высказываниями современников и «жемчужинками» из святоотеческого наследия, наконец, сделанные с любовью к монастырю снимки? 

Путь был непростой. А начало – лучше его не вспоминать, но, видимо, придется-таки вспомнить в качестве назидания другим. Откровенно говоря, я против интернета. Однако современная жизнь во многом теперь протекает в информационной среде и заставляет нас погружаться в эту всемирную паутину. Вспомним: раньше основным чтением были книги и газеты, их содержание всегда контролировалось. А контроля информации в интернете нет... Он стал мощнейшим оружием и при неосторожном им пользовании поражает умы людей, в особенности детей. Именно эта причина вынудила нас заниматься и сайтом, и созданием своей страницы ВКонтакте, где жизнь монастыря отображалась бы в неискаженном виде. Что значит в искаженном – мы наглядно увидели. Вышло так: подошла ко мне женщина и попросила благословения рассказывать о нашем монастыре ВКонтакте. Об этой социальной сети я я в то время ничего не знал (равно как и о других). Подумалось: рассказ об обители верующего человека – разве плохо? Прошло, пожалуй, с полгода, и батюшка с подворья спрашивает у меня: «Отец Варлаам, а Вы читаете ВКонтакте, что пишут про монастырь?» Я пожал плечами: мол, не знаю, что это такое – ВКонтакте... Через несколько месяцев батюшка снова задает тот же вопрос. Говорит, что меня там прихожане поздравляют с Днем ангела. Захотелось посмотреть, и мы с нашим иеромонахом попытались зайти на эту страницу, но не получилось. Затем я нашел специалиста, который помог. Посмотрел я и обомлел: Господи помилуй, да что же это такое? С ссылкой на мое благословение излагались совершенно неправильные взгляды на монашеское житие, взятые из головы!

И что предприняли?

Своих специалистов у нас не было, пришлось привлечь людей, проживавших в другом городе, чтобы те подсказали, просветили. Через некоторое время, я обратился к нашему прихожанину Олегу Адрианову с просьбой помочь оформить сайт, страничку в «ВКонтакте». Он помог и стал учиться фотографировать, подбирать тексты. Такой человек у нас в монастыре крайне необходим, потому что у наших монахов не имеется личных телефонов и компьютеров, и заниматься этим было бы для них обременительно, создавало бы дополнительные искушения, которых и так достаточно проникает сюда из современного мира... Правда, Олега мне самому пришлось кое-чему учить. Например, поиску хорошего ракурса для снимка: ходил с ним по территории монастыря, наводил фотоаппарат, обращал внимание на те или иные нюансы. Что-то из отснятого им забраковывал (если, к слову, там виднелось полголовы гостя или насельника). Когда он с умилением стал снимать котят, я решительно забраковал и эти снимки. Сказал, что пора преодолеть «детсадовский период» и подняться на несколько ступенек выше. А в текстах поначалу, словно грибы в сезон, вылезали орфографические ошибки. Глаз да глаз был нужен! Сейчас я тоже смотрю всё каждый день, что-то советую, подсказываю.

Что Вы можете сказать о подписчиках?  

Их у нас набралось одиннадцать с половиной тысяч. Я просматриваю наши монастырские интернет-ресурсы и вижу, что вызывает наибольший интерес у людей – одних больше интересуют проповеди, других – фотографии, третьих – видеозаписи наших богослужений и т.д. Мы стараемся разнообразить выкладываемую нами информацию, чтобы каждый мог найти что-то необходимое его душе. География пользователей, приходящих на сайт, представлена более чем 50 регионами России и более 40 странами мира. Количество посещений сайта возрастает, как правило, ближе к выходным и праздничным дням, и это отрадно. Это – свидетельство того, что люди всё чаще проводят такие дни не праздно, а тяготеют к духовной жизни и многие хотят воочию увидеть монастырь, заказать поминовения, посетить монастырскую лавку, что тоже немаловажно. Потому что они с доверием относятся к изделиям и продуктам, приобретенным в монастыре – и особенно к тому, что произведено непосредственно нашей братией и пропитано монастырским духом. 

***

Нужно отметить еще один важный момент, касающийся устроения повседневной монашеской жизни в широко известном и любимом народом монастыре Башкирии. Когда игумена спрашивают, почему в такой большой, поражающей своим благолепием обители маловато насельников (семнадцать монашествующих и послушников), он отвечает, что мог бы набрать значительно больше людей, однако не хочет «водой разбавлять» монашескую общину, то есть теми, кто глубинную суть монашества не понял. В этом вопросе его позиция с начала игуменства и по сей день неизменна. Батюшка убежден, что надо духовно взрастить, воспитать тех, кто подвизается здесь, а потом других потихонечку подбирать. Братия день проводит в трудах, но где-то в пять-половине шестого заканчивает свои послушания, поскольку в шесть вечера все до единого идут на вечернюю службу. Отец Варлаам в ходе разговора вспомнил эпизод из Книги Исход, когда Моисей и Аарон пришли к фараону с просьбой отпустить еврейский народ на три дня в пустыню, дабы совершить там Господу праздник. И как отреагировал на их просьбу фараон? Приказал приставникам над народом и надзирателям дать рабам как можно больше работы, чтобы те не занимались «пустыми речами». То есть завалить их работой, чтобы они забыли обо всем на свете, забыли о Боге. Работать в монастырях нужно, зачастую много и тяжело, но подменять физическими трудами молитвенное делание? Вот поэтому архимандрит Варлаам ограничил время, отведенное на послушания, до пяти часов в день, чтобы братия смогла должное внимание уделять молитве, соединяясь в ней со Христом.

Беседовала Нина Ставицкая
Снимки представлены Успенским Свято-Георгиевским монастырем

Материалы по теме

Публикации

Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»
Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь