«Обновление» – остров трезвости

Игумен Иона (Займовский)

Многим знакома знаменитая фраза святого равноапостольного князя Владимира «Руси есть веселие пити, не можем без того быти», приведенная летописцем Нестором в «Повести временных лет». Князь Владимир произнес ее, обращаясь к послам, убеждавшим его выбрать веру мусульман. И эту фразу про «веселие пити» князь использовал в качестве аргумента для отказа. К сожалению, «веселие» наше превратилось в страшную национальную трагедию, в болезнь, от которой сегодня страдают десятки миллионов соотечественников: мучаются и сами алкоголики, и их близкие, ставшие против своей воли созависимыми, рушатся семьи, страдают дети, гибнут люди...

В Даниловом ставропигиальном мужском монастыре Москвы уже более 15 лет действуют социальные и психологические программы помощи алко- и наркозависимым людям, основанные на известной программе «12 шагов». На территории обители работают две группы анонимных алкоголиков – «Утро» и «Лоза», параллельно активно развивается православная программа реабилитации людей с алкогольной зависимостью «Метанойя» (в переводе с греческого это слово означает «покаяние» «раскаяние», «перемена ума», «переосмысление»). Все эти группы и программы создал и окормляет игумен Иона (Займовский). Пять лет назад начала работать новая группа помощи алкозависимым людям – «Обновление». Именно об этой группе «Прихожанин» решил расспросить игумена Иону.

Отец Иона, давайте прежде разберемся, чем отличаются друг от друга группы «Утро», «Лоза» и «Метанойя»?

Они появлялись, когда в них возникала необходимость. Первой, более 15 лет назад, появилась «Метанойя» – православная программа помощи алкозависимым людям и их реабилитации. Я являюсь ее руководителем, это часть моего монастырского послушания. Помимо меня, в ее создании участвовали врачи-наркологи, волонтеры, замечательный психолог Наталья Меленина... Сегодня собрания участников «Метанойи» проходят еженедельно, по субботам, в Центре духовного развития детей и молодежи, который расположен напротив Данилова монастыря; также раз в неделю собрания «Метанойи» устраиваются в одном из наркологических диспансеров возле метро «Полежаевская».

Группы «Лоза» и «Утро» – это собрания содружества анонимных алкоголиков, которые занимаются по программе «12 шагов». В группе «Лоза» занятия проходят вечером в нашей монастырской библиотеке, а участники группы «Утро», как легко догадаться из названия, встречаются в библиотеке по утрам.

Собрания «Метанойи» посещают члены и «Лозы», и «Утра». Многие из них уже давно выздоравливают в программе «12 шагов» и находятся на пути к исцелению, но им хочется большего: их тянет к Церкви, к Богу. Они хотят не просто говорить о Боге – хотят узнать Христа и Православную Церковь, открыть для себя Иисуса, ищут пути взаимодействия с Господом. А такое взаимодействие предполагает участие в таинствах, причащение Святых Христовых Таин, постижение святоотеческой мысли и усвоение евангельского духа... Кроме того, многие из приходящих на собрания «Метанойи» хотят сделать 12-й шаг…

12-й шаг? Что это значит?

Проходя 12-й шаг программы, трезвые алкоголики активно помогают тем, кто находится в самом начале пути к выздоровлению. 12-й шаг – своего рода миссионерство, апостольство, стремление поделиться с другими своим опытом, пережитыми страданиями, рассказать о своем пути к выздоровлению. Это сродни наставничеству, очень важный момент в жизни людей. Кто еще послушает бывшего алкоголика как не другой алкоголик. Между ними нет психологического барьера.

Отец Иона, вы развернули такую активную помощь алкоголикам: «Метанойя», «Лоза», «Утро». Почему возникла необходимость в создании еще одной группы – «Обновление»? И когда она появилась?

Появилась она, примерно, 5 лет назад. Это достаточно молодая группа анонимных алкоголиков. Встречи «Обновления» проходят в храме Воскресения Словущего. Кстати, многие из тех, кто первый раз торопится на собрание «Обновления», бывает не сразу находят этот храм. Ведь он находится не на территории Данилова монастыря, а перед южным входом –рядом с гостиницей «Даниловская».

Группа «Обновление», как и любая другая группа анонимных алкоголиков, – это по сути своей община, община трезвых людей, еще один островок трезвости.

В Москве много разных групп анонимных алкоголиков. Почему? Да потому что пьянство – это колоссальная беда для России, с которой достаточно успешно справляется содружество анонимных алкоголиков. Среди этих групп есть верующие и неверующие люди, те, кто ищет Бога.

«Обновление» отличается от других наших групп тем, что там собрания открытые – может приходить, кто хочет. Если ты алкоголик и не можешь справиться с этой болезнью, – приходи к нам. Если в твоей семье есть человек, страдающий от алкогольной зависимости, ты тоже можешь прийти к нам или привести близкого человека.

«Лоза» и «Утро» – группы, где, в основном, проходят закрытые собрания. Это вызвано чисто организационными причинами: занятия проводятся в помещении библиотеки, где очень мало места. А когда мы в этих группах все же проводим открытые встречи, – такое случается примерно раз или два в месяц, – то люди вынуждены стоять или сидеть на стульях в коридоре. А между тем на собрания «Лозы» и «Утра» стремятся попасть многие, потому что эти группы весьма известны в своей среде. А «Обновление» – сообщество молодое, даже те, кто хотят прийти, порой просто не могут нас найти: плутают с навигатором вокруг метро «Тульская» и Данилова монастыря, звонят нам, но не могут отыскать в переулках храм Воскресения Словущего...

Мы и назвали эту группу «Обновление», потому что храм Воскресения Словущего раньше назывался Обновление храма Господня в Иерусалиме. Этот храм до революции принадлежал Данилову монастырю, и здесь совершались различные требы: венчания, крестины. А сейчас настоятелем здесь служит протоиерей Игорь Якимчук, секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям.



А я-то думал, что это храм Данилова монастыря?

С ОВЦС мы соседи. Отдел внешних церковных связей находится на территории Данилова монастыря. Некоторые братия нашей обители являются сотрудниками ОВЦС. Я сам, например, защищал кандидатскую диссертацию в аспирантуре святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, ректором которой является митрополит Волоколамский Илларион, председатель ОВЦС. И храм Воскресения Словущего для нас не чужой. Он открыт ежедневно, в нем часто проходят службы, есть у него свой приход, хотя и не многочисленный. Что не удивительно, если учесть близость нашего известного монастыря.

Несколько лет назад я поговорил с настоятелем этого храма отцом Игорем Якимчуком, – я его давно знаю, он замечательный батюшка, – и он предложил помещение на территории своего храма для наших собраний. Так «Обновление» обрело свой дом.

Как часто проходят собрания в «Обновлении»?

Каждый четверг в 7 вечера. Мы собираемся в доме причта, который находится слева, буквально в трех метрах, от входа в храм. Если вы не запутались в переулках и отыскали храм Воскресения Словущего, то дальше найти домик причта проще простого.

На собрания в «Обновление» может прийти любой человек?

Собрания, как я уже говорил, здесь открытые, и прийти может любой. И не только алкозависимый, но и его близкие, так называемые созависимые люди. Они также страдают и мучаются, только по-своему – переживая за родного человека: мужа-алкоголика, пьющую жену, сына, пристрастившегося к бутылке… Скажу вам даже больше: нам нужен приток новых людей. Любой группе анонимных алкоголиков важен постоянный приток новичков.

Почему?

Дело в том, что основная задача любой группы анонимных алкоголиков – нести весть //помочь// другим алкоголикам, которые страдают от своей болезни и хотят вылечиться. Другой задачи просто нет. И это совершенно не зависит от того, где проходят встречи группы: в храме, наркологическом диспансере, в доме культуры, в каком-нибудь учреждении… И также неважно, на какой зависимости специализируется эта группа: алкогольной или наркотической, игровой или сексуальной... Если в группу не приходят новички, для группы – это смерть. В любом таком сообществе новичок – главное действующее лицо, зачастую под новичка меняется распорядок собрания. Новичок – дорогой гость на таком собрании.

Кстати, и название нашей группы «Обновление» тоже можно рассмотреть с этой позиции: нашим группам очень важно постоянно обновляться. Поэтому мы рады любому новичку, который посетит наши собрания. Мы постоянно стремимся узнать и перенять опыт других групп: как они приглашают к себе новичков. Многие участники «Обновления» сейчас придумывают различные способы для информирования и привлечения новичков.

И как же вы это делаете?

Есть много способов сделать группу известной для желающих. Скажем, печатаем визитные карточки или небольшие проспекты и просим братию нашей обители раздавать их при случае прихожанам. Например, если на исповеди алкоголик или его жена рассказывают о своей беде, священник может сообщить об «Обновлении» и дать визитку с контактами, телефоном и расписанием собраний.

Отец Иона, а сколько человек сейчас посещает собрания группы «Обновление»?

Костяк группы составляет 10 постоянных участников, а на собрания приходит где-то 20–25 человек, причем люди самые разные: кто-то находится в самом начале выздоровления, а у кого-то уже стаж 10 или 15 лет трезвости.

Многим людям кажется, что бытовое пьянство – это что-то простое: захочу – выпью, захочу – перестану пить. Хотя на самом деле алкоголизм – это коварная болезнь, с которой человеку справиться трудно, особенно в одиночку.



Порой бывает так, что человек решил завязать, держится, держится, не пьет лет 5 или даже 10, а потом вдруг по какому-то случайному поводу возьмет и сорвется. Я, например, знаю, что в Москве во время вынужденного сидения дома из-за коронавируса много людей сорвались и умерли от запоев на больших сроках трезвости: 10–15–20 лет. Не выдержали стресса и вернулись к употреблению алкоголя…

Почему так важно бороться с этой болезнью не в одиночку, а сообща? Когда алкоголик выздоравливает, у него уходит одержимость спиртным, тяга к алкоголю, но это только медицинский аспект. Не менее важен аспект психологический, когда излечивающийся алкоголик делится с другим алкоголиком своим опытом, разговаривает с ним, рассказывает о себе, предлагает свою поддержку. Наставничество, этот 12-й шаг к исцелению, очень многое дает зависимым от спиртного людям.

Отец Иона, Вы уверены, что человек, страдающий алкогольной зависимостью, если будет регулярно посещать собрания анонимных алкоголиков, то сможет избавиться от этой болезни?

Я считаю, что опыт миллионов людей во всем мире доказывает, что, применяя в качестве инструмента программу реабилитации «12 шагов», человек, страдающий алкогольной зависимостью и желающий выздороветь, перестает пить, и его жизнь качественно изменяется к лучшему. Человек меняется и физически, и психологически, и духовно. А если этот человек православный христианин, то у него меняются к лучшему его отношения с Богом.

Поясните, пожалуйста, свою мысль.

Дело в том, что у алкоголика, если он верующий, часто возникает обида на Бога. В душе появляется много претензий к Богу, рождается обида на Него: «Как же так? Почему я спиваюсь, умираю? Это Ты виноват...» Он может это даже вслух не произносить, но будет так думать. В нашей группе мы учим честным отношениям с Творцом.

Отец Иона, а в какой степени Церковь может помочь при лечении алкоголизма? Что должны делать священники?

Вообще при лечении такой болезни, как алкоголизм, важно учитывать не только духовную сторону заболевания, но и физиологические факторы, и психологические. (С этими словами игумен Иона протянул мне книгу.) Вот, дарю вам книгу «Богословие и зависимость», которую я написал в соавторстве с моим другом Романом Юрьевичем Кузьминым. Она совсем новая, издательство «Практика» выпустило ее в этом году. Предисловие к ней написал митрополит Иларион (Алфеев). Если вы откроете в ней главу, посвященную аддиктологии, науке о зависимостях, то найдете там подробное описание одного из принципов работы с зависимыми людьми. Это принцип делегирования.

Известно, что преподобноисповедник Георгий Даниловский, мощи которого находятся в Покровском храме Данилова монастыря, и Дмитрий Евгеньевич Мелехов, замечательный отечественный психиатр, который еще в лютое советское время писал о духовной составляющей психической болезни, близко дружили и сотрудничали. Они умели делегировать друг другу определенные функции: отец Георгий направлял своих прихожан с психическими расстройствами к Дмитрию Евгеньевичу, а тот, в свою очередь, посылал к отцу Георгию тех своих пациентов, которым, как он считал, необходимо духовное лечение, духовная терапия.

Церковь должна поступать таким же образом. Помню, об этом мне говорил настоятель храма Успения Божией Матери в Путинках отец Алексий Гомонов. Он рассказывал, что к нему не раз обращались и алкоголики, и наркоманы, которые приходили на исповедь каялись в своем грехе-болезни. Они пытались бороться, срывались, снова боролись и вновь срывались и, приходя на очередную исповедь, говорили отцу Алексию, что, вероятно, Бог не принимает их раскаяние и отказался от них. И отец Алексий добавлял, что в такой ситуации Церковь должна со смирением отступить и сказать: «Мы, священники, не знаем, как вам помочь, идите в группы анонимных алкоголиков, у них есть опыт выздоровления и хорошие результаты. Пусть они вам помогут». И я считаю, что именно так должна поступать Церковь – смиренно делегировать, передать функции лечения тем, кто уже сумел преодолеть эту коварную болезнь и может поделиться с другими своим опытом.

Отец Иона, нужно ли быть православным христианином, чтобы прийти на собрание группы «Обновление»? И как убедить человека, страдающего алкогольной зависимостью, что эти встречи ему действительно помогут?

Отвечу на первый вопрос: все существующие группы анонимных алкоголиков представляют собой светские сообщества. Данилов монастырь с ними просто сотрудничает, но эти группы ни коим образом не являются частью нашей монастырской жизни. Церковь лишь предоставляет помещения для проведения собраний: библиотеку – для групп «Лоза» и «Утро», дом причта в храме Воскресения Словущего – для группы «Обновление» – и только. Поэтому религиозность и церковная принадлежность не являются обязательными условиями для участия в собрании анонимных алкоголиков. Другое дело, что часто, в ходе работы по программе «12 шагов» меняется отношение человека к Богу, и атеист становится членом Церкви. Но, повторюсь, участие в жизни Церкви не является условием участия в жизни анонимных алкоголиков.



Что касается гарантии… Если спросят меня, как вы спрашиваете меня сейчас, то я отвечу, что гарантия – это мое свидетельство. И я могу с определенностью сказать, что люди, которые выполняют рекомендации программы «12 шагов», – выздоравливают. Они остаются трезвыми, не срываются, и их жизнь меняется кардинальным образом. Но при условии, что они активно работают с другими алкоголиками, регулярно посещают собрания, несут определенное служение в группе… Тогда можно с уверенностью говорить, что человек излечивается.

Если не говорить о программе «12 шагов» подробно, не разбирать каждый шаг, а дать некую общую характеристику, то, наверное, можно сказать, что основу программы составляют открытость и общение. Так?

Если говорить о внешних аспектах в социальном плане, то вы правы. Честность, открытость, общение, умение признаться в том, в чем признаваться люди боятся или стыдятся, – это главное в программе «12 шагов». Но, повторюсь, это только внешние моменты.

В духовном, в глубинном смысле основа этой программы – любовь, Бог, Его сила и забота…

... Очень интересно то, что вы говорите, отец Иона. Ведь и основу христианства тоже составляет любовь. Это главное, что заповедовал Христос.

Я поясню, что имею в виду. Алкоголизм, как я уже говорил, болезнь страшная, тяжелая, коварная и смертельная. Мои друзья-наркологи подтвердили, что согласно статистическим данным, в России 95 процентов алкоголиков умирают именно от этой болезни. Вы вдумайтесь в эти цифры: 95 процентов. В группы анонимных алкоголиков приходит ничтожно малое количество тех людей, кто понимает, что тяжело болен и хочет выздороветь.

И я считаю, что в этих группах происходит великое таинство любви, там дышит Святой Дух. И эта любовь помогает больным людям не пасть духом и оставаться трезвыми. Только эта любовь проявляется через какие-то бытовые мелочи, детали, и, в первую очередь, в поддержке. В алкоголике, человеке, который понимает, что он пал так низко, что ниже некуда, благодаря общению и поддержке со стороны других алкоголиков, вдруг воскресает вера в себя, к нему возвращается утерянное уважение к себе. Человек обретает силы, для того чтобы начать новую жизнь.

Я занимаюсь анонимными алкоголиками уже более 20 лет. И так часто видел чудо такого перерождения, что даже уже привык к нему. Это чудо перерождения дает мне необычайную энергию и побуждает меня дружить с анонимными алкоголиками, сотрудничать с ними. И я очень рад такому служению.

И последний вопрос. Отец Иона, мне приходилось слышать два разных мнения. Одни люди говорили, что алкоголизм – это грех, совершаемый человеком. Другие полагали, что это испытание, которое посылается Господом. Что Вы об этом думаете?

Алкогольная зависимость – это прежде всего страшная болезнь. Но от нее можно избавиться. И программа «12 шагов» уже на протяжении многих лет доказывала и доказывает свою действенность. Это путь, по которому надо идти. Если человек знает про этот путь, но не идет по нему, то это, несомненно, грех. Это проявление гордыни: человек не хочет расставаться со своим эго.

Вот мой близкий родственник, который страдал алкогольной зависимостью и в итоге умер от алкоголизма, не знал этого пути. А кто знает про путь и не идет им, тот совершает грех.

Мне приходилось общаться со многими алкоголиками. Знаете, какая мысль всегда четко проявлялась у них, когда речь заходила об их собственной зависимости? «Я не такой, как вы. У меня особый случай». Именно эту мысль в качестве аргумента чаще всего приводят алкоголики. «У меня особый случай…» Что это, как не проявление гордыни?! Вот это грех. Одному моему знакомому священнику, который страдал алкогольной зависимостью, в реабилитационном центре мудрый специалист как-то сказал: «Если не откажешься от своей исключительности, то не станешь трезвым и умрешь от алкоголизма вместе со своей гордыней». Эти слова сильно подействовали на него: он не только испугался, что умрет, но и осознал, что его зависимость – следствие куда более страшного греха – гордыни. Он прошел «12 шагов» и обрел трезвость.

Именно гордыня, эгоизм, раздутое эго, мысли о своей исключительности во многом являются причиной алкоголизма. Только сам человек не может этого увидеть. Ему нужно общение с таким же, как он, чтобы понять это в себе и принять.

А по поводу испытания, посылаемого Господом, расскажу вам такую историю. Однажды митрополит Антоний Сурожский беседовал с одним священником, выздоравливающим алкоголиком. И тот ему рассказал о себе: как стал алкозависимым, как потом на религиозно-церковной почве у него произошла ремиссия. Ему казалось, что он исцелен, ремиссия длилась пять лет, а после – болезнь вернулась. «Владыка, – говорил этот священник, – я ушел в монастырь, и там спивался, лежал в наркологических клиниках, был на краю гибели. А потом, узнав про группы анонимных алкоголиков, выбрал путь трезвости. Было тяжело, поначалу всё проходило с трудом и болью. Но теперь, слава Богу, продолжаю выздоравливать». Рассказав свою историю, этот священник спросил владыку Антония: «Почему Бог поначалу дал мне трезвость, а потом забрал ее и вернул лишь тогда, когда я чуть не умер и пошел в группу анонимных алкоголиков?»

Владыка Антоний объяснил это так: сначала Господь вывел священника на трезвый путь, чтобы показать, что Бог есть, и что Он может делать всё, что угодно, потом Он показал этому человеку обе стороны, два пути: один, ведущий к жизни, другой – к смерти. И спас Господь этого священника, когда побудил его заниматься другими алкоголиками, спасать их. В этом проявилась слава Божия. Господь указал священнику на его миссию: спасая других несчастных, он спас самого себя.

В этом действительно заключен главный смысл взаимопомощи в группах анонимных алкоголиков: через открытость и общение, путем искренности, активно помогая другим таким же алкозависимым людям, человек спасает самого себя, выздоравливает и обретает новую жизнь. Это ли не настоящее обновление?

И к слову сказать, нашу группу «Обновление» можно найти на сайте «Анонимные алкоголики Москвы». Там есть и расписание собраний, и все наши контакты. Наши встречи открытые, и мы всегда будем рады любому новичку, которому потребуется наша помощь.

Беседовал Петр Селинов
Фото: Владимир Ходаков


Материалы по теме

Новости

Публикации

Монастыри

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург