Сколько же в разные периоды непростой российской истории появилось на нашей исконной земле обетных монастырей! И как точно и емко была определена суть этого значимого явления: сама традиция благочестивого обета – не просто верность слову, но и большое духовное движение вперед! Таким духовным движением вперед стало для Великого Московского князя Ивана III основание им в 1524-1525 годах Новодевичьего монастыря в ознаменование победы над литовцами и присоединения древнего Смоленска, благодаря чему все русские земли оказались объединенными вокруг Москвы. Первой игуменией обители, расположенной на Девичьем поле, в живописной излучине Москвы-реки, стала схимница, призванная Великим князем из Покровского монастыря града Суздаля – преподобная Елена (Девочкина) Московская. Память ее совершается 1 декабря по новому стилю и в Соборе Московских святых. Предлагаем вашему вниманию беседу с игуменией Маргаритой (Феоктистовой) – настоятельницей монастыря, занимающего среди российских святынь особое место.
Беспрецедентная по масштабам реставрация
Матушка, уходящий своими корнями в древность Новодевичий монастырь как один из архитектурных шедевров России внесен в список культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Пятивековой юбилей основания обители будет отмечаться в следующем году, но подготовка к этому великому событию началась довольно давно. Скажите, на чем в ней сделан основной акцент?
В 2024 году наш монастырь будет отмечать 500 лет своего основания и одновременно 30-летие возобновления в его стенах монашеского жития. По решению Президента Российской Федерации в 2014 году началась масштабная беспрецедентная реставрации древней обители. По указу Владимира Владимировича Путина был образован Организационный комитет по подготовке и проведению празднования, утверждены план мероприятий и комплекс мер по воссозданию исторического облика особо ценного объекта культурного наследия «Ансамбль Новодевичьего монастыря». Стены и башни обители, трапезные палаты с Успенской церковью, колокольня, стрелецкие караульни, палаты, кельи – все без исключения монастырские строения включены в программу научной реставрации. И задачи, которые поставлены перед реставраторами, заключаются, в том числе, в создании условий для осуществления монашеского делания и Литургической жизни в обители. Поэтому была разработана программа воссоздания интерьеров всех монастырских храмов, включая придельные церкви. Практически одновременно начались работы по восстановлению, а в отдельных случаях – по воссозданию – иконостасов, реставрации икон, а также написанию копий с подлинных образов, хранящихся в государственных музеях.
С первых дней подготовка к юбилею находится на особом контроле руководства страны. Владимир Владимирович Путин подписал более 16 Поручений, касающихся ансамбля Новодевичьего монастыря. Большинство из них уже исполнены.
Особо стоит отметить реставрацию Смоленского собора: раскрытие фресок, занимающих площадь более 4000 квадратных метров, стало событием в истории отечественной реставрации. Коллектив профессионалов, сподвижников и учеников выдающегося реставратора В.Д. Сарабьянова работает с росписями собора в течение восьми лет, совершая научные открытия, меняющие представления об этом уникальном памятнике.
Понимание ценности неповторимого облика архитектурного ансамбля определило и проведение всех работ, которые курирует Министерство культуры Российской Федерации и одновременно является государственным заказчиком. Рабочую группу возглавляет заслуженный деятель искусств РФ, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе, академик Российской академии художеств, руководитель секции архитектуры Федерального научно-методического совета при Министерстве культуры РФ, доктор искусствоведения, профессор А. Л. Баталов.
Вопросы реставрации, восстановление памяти об утраченном в 1920-1930-е годы монастырском некрополе находятся в постоянном круге внимания ученых и специалистов разных отраслей. Это и сотрудники Института археологии РАН, чья экспедиция под руководством члена-корреспондента Российской академии наук, доктора исторических наук Л.А. Беляева осуществляет исследование некрополя обители, это и коллектив Межобластного Научно-Реставрационного Художественного Управления, его лучшие реставраторы и искусствоведы.
Статус ставропигиального монастыря
Когда в контексте рассказов о возрождении монастырей звучат имена наших современников-созидателей – приснопамятного Дмитрия Владимировича Саробьянова (сколько учеников он воспитал!), ныне здравствующих Андрея Леонидовича Баталова, Леонида Андреевича Беляева, то не возникает никаких сомнений, что все работы ведутся на высоком – даже, точнее, высочайшем уровне. Но перейдем к другому важному аспекту. Монастырь сравнительно недавно получил особый статус – статус ставропигиального монастыря и теперь находится под непосредственным управлением Святейшего Патриарха.
Да, некоторое время назад наша обитель была одним из епархиальных женских монастырей бывшей Московской областной епархии Русской Православной Церкви. В мае 2021 года Святейший Патриарх Кирилл вернул Московский Новодевичий монастырь в Патриаршее управление. Для всех сестер это стало большой духовной радостью, ведь исторически обитель на Девичьем поле – со дня ее основания до упразднения советской властью в 1922 году – имела статус Царского богомолья и управлялась исключительно Московскими Первосвятителями.
Осенью прошлого года, после заседания Архиерейского совета Московской митрополии, прошедшего в Новодевичьем монастыре, Вы пригласили Его Святейшество на небольшую экскурсию. Что особенно заинтересовало Патриарха Кирилла?
Святейший Патриарх Кирилл посетил выставку произведений современного церковного искусства, на которой представлены богослужебные предметы из монастырской ризницы: комплекты покровцов и воздухов, шитые пелены и иконы, митры, епитрахиль с поручами, изготовленные сестрами нашей обители. Это – уникальные вещи, каждая из которых имеет свою историю. Некоторые являются воссозданием древних образцов лицевого шитья. Замечу, что наша золотошвейная мастерская – не коммерческий проект. Ее изделиями пополняется монастырская ризница. Сестры работают вручную, и процесс этот долгий и трудоемкий. Самая большая награда для них – видеть вышедшие из-под их рук изделия на Святом Престоле в алтаре во время богослужения.
Знаменательной была для Вас и осень нынешнего года: Вы с двумя сестрами обители приняли участие в очередной Сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО.
Это была 45-я расширенная Сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, которая проходила в Эр-Рияде – столице Саудовской Аравии. На ней обсуждался целый ряд важных вопросов, касающихся сохранности объектов культурного и природного наследия человечества. В ходе заседания Постоянный представитель России при ЮНЕСКО Ринат Аляутдинов, возглавлявший делегацию Российской Федерации, кратко презентовал объект Всемирного наследия «Ансамбль Новодевичьего монастыря», как пример одной из лучших мировых практик управления объектом всемирного наследия, и предложил членам Комитета уделять более пристальное внимание объектам ЮНЕСКО с религиозной составляющей.
Следует заметить, что это уже третья по счету сессия Комитета Всемирного наследия, в которой по благословению Святейшего Патриарха Кирилла представители Новодевичьего монастыря принимают участие.
Прочную основу монашеского бытия удалось заложить и в наше время
Если вспомнить начало возрождения Новодевичьего монастыря, то его можно назвать несколько необычным. Имеется в виду тот факт, что в 1994 году Управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил монашеский постриг Варвары Васильевны Черной – известного ученого с мировым именем, лауреата Государственной премии СССР и, возведя ее в сан игумении, поручил управление обителью. А ведь ей к тому времени исполнилось 80 лет! Наверное, Вам доводилось слышать воспоминания сестер «первого призыва» о матушке Серафиме (Черной), и что показалось наиболее важным в духовном облике Вашей предшественницы?
Мудрость, мужество, любовь. И – врожденное благородство... Вот, пожалуй, те основные черты, которыми можно охарактеризовать блаженной памяти игумению Серафиму. Поразительно, как она в 80-летнем возрасте, приняв монашеский постриг, не побоялась восприять и игуменский жезл, чтобы всецело посвятить себя восстановлению монашеского общежития в стенах древней обители. Пять лет игуменства, большая монашеская община, духовная семья – достойный итог ее жизни, в событиях которой преломилась новейшая история России. Ближе познакомиться с Матушкой и представить ее подвижнические труды, ее удивительно светлый облик можно, прочитав воспоминания о ней, изданные в монастыре. Без всякого сомнения, важнейшим событием стало инициированное ею прославление в лике святых первоначальницы нашего монастыря преподобной Елены Московской, заложившей здесь фундамент монашеского общежития и оставившей после себя Духовную грамоту с наставлениями о монастырском уставе.
Более двадцати веков назад преподобный Феодор Студит обратился к монашествующим со словами: «...Обогащайтесь плодами послушания вашего и в них напояйтесь вином умиления, веселящим священные сердца ваши…». Но разве сегодня они не звучат как призыв, как напутствие братии и сестрам в современных наших обителях? Можете рассказать, по какому принципу Вы даете насельницам монастыря послушания, чтобы, по слову этого древнего подвижника, одного из великих учителей православного монашества, происходило обогащение их плодами?
Преподобный Феодор Студит здесь имеет в виду прежде всего послушание как одну из христианских добродетелей, а не как род трудовой деятельности, поэтому полагаю необходимым продолжить слова этого великого святого, чтобы завершить его мысль, не отделяя ее от контекста и не искажая смысл сказанного: «не прекращайте и других боголепных деланий ваших, держите молчание уст, не бейте совести брата показностью лживого и самовольного воздержания от какой-либо пищи, не принимайте сурового лица, не многоречьте и не пусторечьте, своего покоя не предпочитайте пользе ближнего, будьте все одна душа, одно сердце, одна воля во Христе Иисусе Господе нашем, Его имея главою своею».
Касательно вашего вопроса о тех послушаниях, которые сестры несут в нашем монастыре, скажу, что навыки и умения каждой нельзя не учитывать. Музыкально одаренные сестры поют и регентуют. Прошедшие обучение иконописи, лицевому, золотому шитью и швейному делу трудятся в соответствующих мастерских: иконописной, реставрационной и мастерской лицевого и золотного шитья. Нельзя не сказать, что традиции лицевого золотного шитья были заложены в обители ее первоначальницей – преподобной Еленой (Девочкиной) и передавались монахинями из поколения в поколение.
Из новейшей истории обители – памятным событием для монастыря стала проводившаяся в 2013 году на его базе научно-практическая конференция «Основы церковной вышивки. Опыт передачи древних традиций в церковном искусстве». Более 150 человек приняли в ней участие: искусствоведы, художники, золотошвейки, преподаватели и реставраторы церковной вышивки из разных регионов. И в завершение разговора о послушаниях скажу, что некоторые наши сестры – это тоже стоит отметить – именно на послушании обучаются незнакомым прежде занятиям и умениям.
Матушка, этот вопрос в беседах корреспондентов портала «Монастырский вестник» с руководителями обителей стал, пожалуй, традиционным. Зададим его и Вам: помогает ли Вам в монашеской жизни полученная в миру профессия?
В 1987 году я окончила 1 Московский медицинский институт имени И.М.Сеченова и получила профессию врача-микробиолога-эпидемиолога. Забота о здоровье сестер, а часто и их стареньких родителях, а также – прихожан – неотъемлемая часть моего игуменства.
***
В целом еще много чего интересного можно было бы рассказать о том, как монастырь становился на ноги, обретал духовную силу в наше время. И как вместе с последовательным развитием этого созидательного процесса духовно возрастала и его настоятельница игумения Маргарита (Феоктистова). Думается, некоторые штрихи к событиям не столь далекого прошлого помогут читателю в какой-то степени это представить. Вот врач Медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации Елена Юрьевна Феоктистова получает благословение своего духовника на постриг и в иночестве нарекается именем в честь преподобной Елены Московской (Девочкиной). Будучи старшей сестрой Колычевской женской общины в селе Колычево Егорьевского района Московской области, затем по открытии возрожденного Казанского монастыря его настоятельницей, она часто приезжала в Новодевичий монастырь в Москве либо по разным монастырским делам, либо на торжества и первым делом шла на могилку преподобной Елены Московской и горячо молилась святой. В монашеском постриге будущая игумения Новодевичьей обители была названа в честь святой великомученицы Маргариты Антиохийской... А Указ Патриарха о ее назначении настоятельницей древнего монастыря на Девичьем поле был подписан 27 декабря 2007 года. На следующий день она была возведена в сан игумении.
Вскоре после этого был двойной юбилей – 485-летие основания обители и 15-летие возобновления монашеской жизни в ней. Накануне юбилея довелось услышать от самых разных людей – насельниц монастыря, священнослужителей, прихожан, благотворителей, реставраторов – такие отзывы о новой игумении: энергичная по натуре, человек с решительным характером. Внимательна к сестрам. Трудится с полной отдачей, динамично решает многие вопросы. Располагает к себе своей открытостью и искренностью. Интересный собеседник. Да и просто она – тот человек, с которым тепло и легко! Это было летом 2009 года. Сегодня, спустя пятнадцать лет к коллективной, скажем, характеристике матушки-игумении можно добавить: у нее появился многолетний опыт управления обителью, где органично соединились забота о духовной стороне жизни сестер и хлопоты в сфере хозяйственной, тоже требующей неусыпного контроля и ответственности.
К слову, в нынешнем декабре у игумении Маргариты знаменательная дата – 60-летие. И как тут не поразмышлять о том, что за схематично очерченным жизненным путем (врач-инокиня-монахиня-игумения) стоит судьба нашей современницы, явившей нам яркий пример удивительного явления, о котором многие из нас прекрасно знают из святоотеческой литературы!
Краткая историческая справка
Основанный в 1524-1525 гг. Великим Московским князем Василием III по обету в ознаменование победы над литовцами и присоединения Смоленска, Новодевичий монастырь стал символом возвышения Москвы и власти Московских государей над западными рубежами Руси. Игуменией новой обители Великий князь поставил преподобную Елену (Девочкину), схимницу суздальского Покровского монастыря, «всеизрядную учительницу девственного чина». Вместе с ней из Суздаля прибыли еще восемнадцать монахинь. На долю настоятельницы выпали все хозяйственные хлопоты по строительству и благоустройству монастыря, в который стали поступать девицы из знатных княжеских и боярских родов. Схиигумения Елена установила строгий порядок, исключавший какие-либо снисхождения к родовитым насельницам. Преподобная Елена несла игуменство в течении 22-х лет, а когда по старости она уже не могла исполнять свои обязанности, ей помогала мать Евникия. Однако духовное руководство сестрами она осуществляла до конца своих дней. 18 ноября (по старому стилю) 1547 года преподобная Елена отошла ко Господу. Ее имя было внесено в Московские святцы, а белокаменное надгробие над ее могилой стало местом народного поклонения.
Главный соборный храм и вся обитель были посвящены Небесной Покровительнице древнего Смоленска – Божией Матери Одигитрии (Путеводительнице). 28 июля 1525 года по приказу Василия III сюда из Благовещенского собора Кремля была перенесена Смоленская икона Богородицы, одна из главных московских святынь. Вот уже почти пять столетий чудотворный образ находится в местном ряду иконостаса слева от Царских врат.
Беседовала Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков. Также снимки представлены
Новодевичьим ставропигиальным женским монастырем