Пятьсот лет в центре истории страны и Церкви

Елена Алексеева

В Государственном историческом музее проходит выставка «Новодевичий монастырь. Вехи истории», посвященная 500-летию со дня основания обители. Посетители смогут впервые за долгое время увидеть вкладные памятники царей Ивана Грозного и Бориса Годунова, царевны Софьи Алексеевны, а также портреты исторических государственных и церковных деятелей России разных эпох, произведения художественных мастерских Новодевичьего монастыря, включающие уникальные памятники лицевого шитья XVI-XIX веков, памятники русского церковного искусства. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 9, 2024).

— Эта выставка, можно сказать, презентация будущего музея Новодевичьего монастыря, — поясняет Марина Шведова, один из кураторов выставочного проекта, — строящегося сегодня практически у стен обители, его открытие планируется в конце следующего года. Площадь музея будет внушительной, около двух тысяч квадратных метров, и представленная здесь экспозиция лишь малая толика того, что откроется будущим посетителям.

Наша выставка — это первая попытка рассказать про 500-летнюю жизнь монастыря, учитывая, что Новодевичий не сохранил своего архива: из 63 актов, касающихся обители, только 23 подлинные, остальные в копиях или в упоминаниях. Поэтому история здесь представлена в основном памятниками эпохи.

И прежде всего это Смоленская икона Божией Матери ХVI века. Новодевичий монастырь был основан великим князем Московским Василием III в мае 1524 года в благодарность за освобождение Смоленска в 1514 году.

Место для обители было выбрано неслучайно: в излучине Москвы-реки на Девичьем поле в 1456 году москвичи прощались с древней Смоленской иконой, которая переезжала в Смоленск. В Москве оставался ее список, который крестным ходом торжественно перенесли 28 июля 1525 года из кремлевского Благовещенского собора в только что построенный главный храм Новодевичьего монастыря — собор в честь Смоленской иконы Божией Матери. Сегодня этот образ хранится в Оружейной палате Московского Кремля. На выставке представлен один из ранних списков иконы, имеющихся в музее.

В экспозиции можно увидеть духовную грамоту Василия III, которая положила начало основанию Новодевичьего монастыря. В этом документе великий князь, пожаловавший на устроение обители 3 тысячи рублей серебром и земельные угодья, дает указ в 1523 году начать строительство обители.

Редкий образец лицевого шитья, большая плащаница «Положение во гроб» из Смоленского собора Новодевичьего монастыря — один из центральных экспонатов выставки. Она была заказана смоленским епископом Гурием и вышита монахинями обители, среди которых могли быть первые инокини, прибывшие в обитель из суздальского Покровского монастыря во главе с первой игуменией преподобной Еленой (Девочкиной).

Из Смоленска плащаница была вывезена в Смутное время (в 1611 году) польскими ­войсками и возвращена в Новодевичий монастырь только в 1864-м. В 1909 году игумения Леонида (Озерова) за ветхостью плащаницы передала ее в Исторический музей. Потом она снова оказалась в монастыре. Ее постоянно реставрируют, и сегодня она хранится в Историческом музее.

С самого начала своего существования Новодевичий монастырь находился под особым вниманием царской фамилии и нередко оказывался в эпицентре исторических событий.

В конце XVI века, после смерти царя Федора, сюда ушла принять постриг его супруга Ирина Федоровна Годунова, не став препятствовать вступлению своего брата, Бориса Годунова, на царский престол. Именно в Новодевичий шел крестный ход из Москвы, возглавлявшийся Патриархом Иовом, который просил Бориса, укрывшегося в монастырских стенах, встать на царство. И в Смоленском соборе обители Первосвятитель Патриарх Иов объявил его царем и самодержцем.

— На выставке можно увидеть экспонаты, связанные с Годуновыми, — рассказывает Марина Шведова, — иконы, вложенные этой семьей в Новодевичий монастырь, Плащаница, которую вышивала царица Ирина в стенах обители, будучи уже инокиней Александрой, доставшаяся ей икона Иоанна Предтечи, скорее всего, ранее принадлежавшая Ивану Грозному. В приходной книге есть записи, что все имущество Ирины Годуновой — иконы, утварь, шитье — осталось в Новодевичьем монастыре.

Большое внимание уделяла монастырю царская династия Романовых. Особенно любил обитель царь Алексей Михайлович. Представленный на выставке иконостас его семейных икон, наиболее ценный из сохранившихся вкладов царя в Новодевичий монастырь, сделан предположительно после победоносного Смоленского похода 1654-1655 годов. Неподалеку расположен один из трех сохранившихся живописных портретов царевны Софьи Алексеевны, которая изображена на фоне двуглавого орла, в царском облачении, короне, со скипетром и державой в руках. За семь лет ее регентского правления в Новодевичьем монастыре были выстроены новые церкви и создан тот образ обители, который мы видим сегодня. Правительница практически отстроила монастырь заново и сделала своей резиденцией. Царевна жила здесь до пострижения в монахини, затем стала инокиней Сусанной, а перед смертью приняла великую схиму, взяв себе прежнее имя — София.

На выставке можно увидеть экспонаты, свидетельствующие о времени изъятия церковных ценностей при закрытии монастыря в 1922 году. В 1934 году весь комплекс монастырских зданий был передан Государственному историческому музею (ГИМ), монастырь стал филиалом музея. В 1994 году в Новодевичьем возобновилась монашеская жизнь. Первой настоятельницей монастыря после его возрождения стала игумения Серафима (Чичагова-­Черная). А в 2010 году произошла передача обители в безвозмездное и бессрочное пользование Московской епархии Русской Православной Церкви.

— Перед тем как Исторический музей вы­ехал из монастыря, — уточняет Марина Шведова, — нам удалось собрать четыре надгробных иконостаса царственных инокинь, которые были заключены в Новодевичий монастырь и здесь же похоронены, — царицы Евдокии Лопухиной, царевен Софьи, Евдокии и Екатерины Алексеевен Милославских. Эти иконостасы устанавливались как киоты поверх каменного надгробия. Когда монахини хоронили царевен, то выбирали их келейные иконы и таким образом составляли картину их духовной жизни. Вскоре после закрытия монастыря большевиками надгробные иконостасы были разобраны и отправлены в запасники. Мы находили их в фондах, сверяли по размеру, по первичному описанию. Иногда на обороте икон оставались надписи. И сегодня на выставке посетители снова могут увидеть эти уникальные экспонаты.

Государственный исторический музей: Москва, Красная площадь, д. 1. Выставка продлится до 4 ноября.

Материалы по теме

Публикации

Игумения Маргарита (Феоктистова), монахиня Евдокия (Киреева)
Игумения Маргарита (Феоктистова), монахиня Евдокия (Киреева)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Макарьева пустынь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия