Под сенью скитской благодати

Игумения Иннокентия (Попова)

Возрождение монашеской жизни в Серафимо-Знаменском скиту Московской епархии было положено 27 января 2000 года, в день памяти святой равноапостольной Нины, имя которой носит нижний придел храма. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в скит переехали несколько сестер из Коломенского Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря. К престольному празднику, навсегда соединившемуся с днем возрождения обители, сестры нынче готовятся с особым подъемом, потому что недавно, 22 декабря 2016 года, Священный Синод Грузинской Православной Церкви канонизировал основательницу и первую настоятельницу Серафимо-Знаменского скита схиигумению Фамарь (Марджанову). О том, каким было начало жизни сестринской общины, какие утешения посылала насельницам матушка Фамарь и о многом другом мы говорили накануне праздника с настоятельницей скита игуменией Иннокентией (Поповой).

Никто не мог указать дорогу...

Матушка, сегодня обустроенный Серафимо-Знаменский скит, окруженный лесом, – любимое место многих паломников. А 17 лет назад что Вы здесь увидели?

Одни развалины и огромные снежные сугробы. Но на то была воля Божия и архиерейская, чтобы возродить скит. Игумения нашего монастыря в Коломне матушка Ксения (Зайцева) благословила меня съездить и посмотреть, что да как. Помню, дали мне новое пальто, новые ботинки и я в обновках отправилась в путь. С одной электрички пересела на другую, затем на рейсовый автобус. Добралась в эти края без проблем, а дальше... У кого ни спрошу про скит, никто ничего сказать не может. Люди о нем вообще не слыхали! Какой-то сердобольный человек посоветовал пойти в ближайшее село Битягово: мол, там есть храм и батюшка, вероятно, подскажет. Добралась туда по морозу пешком, вошла в храм, в котором тоже было холодно и служил старенький священник. Оказалось, это протоиерей Василий Швец, известный миссионер, ездивший по всей стране и совершавший паломничества во многие святые места. А самого настоятеля куда-то вызвали, но матушка приободрила меня: если дождетесь отца Вячеслава, он отведет по назначению. Я вошла в дом, легла на диванчик и крепко заснула. Отец Вячеслав Заявьялов (сегодня – помощник благочинного Домодедовского округа) появился, когда смеркалось. И вот в сумерках он вместе с матушкой и с кем-то из своих ребятишек повел меня через сугробы, через замерзшую речку Рожайку, по дороге рассказывая, как иногда они тайком сюда пробирались и читали акафисты. Шли мы, шли – ничто не предвещало приближение святыни. И вдруг! Увидев издали храм, я почувствовала, что это какое-то явление необыкновенное. Подошли ближе. Хотя цоколь был практически разрушен, дверь из фанеры, да и в целом внешний вид церкви был жалким, на память пришли слова митрополита Трифона (Туркестанова), ставшие крылатой фразой: «храм Божий – это земное Небо».

Увиденный таким образом храм вдохновил. И впоследствии пронзительное воспоминание о том, как перехватило дыхание при виде «Неба на земле», поддерживало меня в те времена, когда из-за тяжелейших бытовых условий на нас обрушились многие беды в виде серьезных болезней. Иногда отчаянно трудно было, но коль тебе послушание дадено, нужно его выполнять. Как говорил преподобный Никон Оптинский: «Истинное послушание, приносящее душе великую пользу, это когда за послушание исполняешь то, что несогласно с твоим желанием, наперекор себе. Тогда Сам Господь берет тебя на Свои руки…» Спустя годы мы убедились в справедливости изречения старца. Сегодня в скиту подвизается 13 насельниц. Кто-то из сестер ушел в мир иной. Две наши сестры были назначены настоятельницами в другие монастыри: игумения Тамара (Гончаренко) возглавляет Александро-Невский женский монастырь с.Маклаково Талдомского района, а игумения Георгия (Алгинина) – новоучрежденный женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Умиление» г.Сургута. Богослужения в Серафимо-Знаменском скиту совершаются практически каждый день. Помогают нам трудницы, живущие на испытательном срок. Одновременно сложился крепкий дружный приход.

А в 2000 году из «цивилизации» в разруху – из обжитого монастыря в Коломне в никому неведомый в округе нежилой скит – временно выехали пять сестер. Жить было негде, и местная представительница православной общественности договорилась со своей подругой, у которой недалеко отсюда находилась дача, что мы там побудем. Это оказалась дача, построенная легендарным полярником-«челюскинцем», Героем Советского Союза Василием Сергеевичем Молоковым. Из-за проблем с газовым отоплением температура в комнатушке, где разместились сестры, была плюс четыре градуса. Разместились мы там 26 января, а 27 января, на праздник святой равноапостольной Нины, к нам приехал благочинный монастырей Московской епархии. Вошел со словами: «Ну вот, я вам новую сестру привез!» Сидим мы продрогшие, укрывшись одеялами, а новая сестра – в шикарной шубе. Это была Валентина Горячко. Сейчас она – монахиня Марфа. Видите, как взяв тебя на Свои руки за то, что ты исполняешь послушание, Господь приводит людей, о которых сегодня могу сказать: они – наша опора. Бывшая стюардесса международных авиалиний, горячо уверовавшая в Господа в «лётном небе», стала бессменной казначеей обители. Что касается нашего начального этапа, то должна признаться, что поначалу казалось: это привременная попытка. Еще мы не чувствовали себя в тот момент отделенными от Ново-Голутвина монастыря. Трудно было подчиниться тому, что ответственность за возрождение скита нужно на себя принять...

Утешения от матушки Фамари

Трудностей, судя по Вашим воспоминаниям, в скитской жизни было не счесть. А утешений, радостных событий – их много было?

Были (и сегодня они, слава Богу, есть) и утешения, и радостные моменты, многие из которых мы прочно в своем сознании связываем с именем матушки Фамари. Большое утешение я с сестрами получила, когда в наш красивый шатровый храм вернулась икона Божией Матери «Знамение», написанная к открытию скита в 1912 году, то есть икона времен Матушки. И все сразу почувствовали: Хозяйка пришла! Видя наше бедственное положение, некоторые приходские батюшки стали присылать в помощь своих духовных чад – девушек, женщин, имевших желание потрудиться во славу Божию. Как я уже упоминала из-за тяжелых бытовых условий болезни не заставили себя ждать. Хочется особо отметить, что грузинские врачи из числа паствы московского храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца в Грузинах, почитавшие свою соотечественницу схиигумению Фамарь, многое для нас сделали. Они находили нам профильных специалистов, договаривались о лечении. А по сути – помогали нам выживать. И как-то с одной девочкой, застудившей почки, я поехала в Москву, в клинический центр института имени Сеченова, где пришлось провести целый день. Устали, измучались, я говорю спутнице: «Катя, здесь рядом Дом-музей художника Павла Корина, давай зайдем. Ты увидишь портрет матушки Фамари». Пришли туда. Кате совсем плохо стало, она опустилась на стоявший в коридоре сундучок, оказавшийся историческим экспонатом, а я направилась к портрету. Подошла, стою и вдруг из души вырвался крик: «Матушка, ну хоть какое-нибудь утешение нам дай! Сил никаких больше нет!» На следующий день в магазине (а я была в апостольнике) подходит ко мне мужчина в возрасте и начинает расспрашивать о чем-то, касающемся религиозной темы. Я пытаюсь отвечать и – это было помимо моей воли! – задаю ему вопрос, который, по логике вещей, могла бы задать краеведу или историку, но никак не случайному человеку: «А вы случайно не видели у кого-нибудь где-нибудь в Редькино или Судаково икону Божией Матери с поднятыми руками?» Мужчина растерялся. Но слышавший наш разговор продавец сказал, что в этой семье и вправду кое-что есть. В итоге мы отправились в гости к Вячеславу (так звали того человека), зашли на кухню, где что-то кипело, булькало в кастрюле, и слева за холодильником, под потолком висела икона, о которой я спрашивала. Сильно потемневшая, но глаза Богородицы были словно лучик надежды. Пожалуй, около года та семья не решалась отдать нам этот образ: мы ездили к ним, они – к нам. А 1 августа 2003 года, на 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского, в скиту был престольный праздник, архиерейское богослужение. Выходим мы из храма – идем крестным ходом и видим Вячеслава, его супругу Фаину, их родственников, шествующих навстречу нам с иконой. На солнце она ожила, засияла, невозможно было оторвать глаз от лица Матери Божией и Ее очей – бездонных и кротких-кротких... Вот и послала нам Пресвятая Богородица утешение по молитвам матушки Фамари.

Матушка, для Вас, наверное, большим утешением, укрепившим решимость возродить скит в былой его красоте, возродить в нем монашескую жизнь, стала и поездка в Бодбийский монастырь святой равноапостольной Нины, где начинался крестный путь грузинской княжны Тамары и где она приняла монашеский сан, а после какое-то время возглавляла святую обитель до перевода в Москву?

Да, поездка в Грузию придала сил и обогатила наше представление о Православии на родине схиигумении Фамари. Нас давно туда приглашали в гости, и вот наконец-то мы выбрались. В Бодбийском монастыре ощущалось, что дух матушки Фамари здесь пребывает. Объяснить словами это невозможно, но ощущение было явное. А у гробницы святой равноапостольной Нины со мной произошло нечто удивительное, необъяснимое, что, возможно, раз в жизни бывает. Дорога была тяжелая, жара изнурительная, мы очень устали. В три часа у гробницы святой равноапостольной Нины совершается молебен. Я на колени встала, приткнулась к гробнице, слушаю слова, звучавшие на грузинском, и думаю: «Ой, только бы продержаться!» И неожиданно появилось чувство, что с тебя начинают снимать тяжелый груз. Сначала – с плеч. Словно рюкзак 15- килограммовый сняли. Следующее ощущение: груз начинают снимать с души. И на душе появилась такая легкость, будто тебе дали отдохнуть от себя самой! Помню, как поднявшись со дна сердечного, слезы горошинами потекли из моих глаз. Кто-то со стороны сфотографировал: игумения из России плачет, но лицо такое радостное! Поддержка духовная, безусловно, была послана.

Вы посетили Бодбийский монастыре. А его настоятельница – игумения Феодора (Махвиладзе) была у вас в Серафимо-Знаменском скиту?

Матушку Феодору мы дважды у себя принимали. Причем один раз – с большой грузинской делегацией, которая весной 2007 года во главе со Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II прибыла в Москву на церемонию презентации XIII тома «Православной энциклопедии». (Центральное место в нем занимал блок статей, посвященный истории христианства в Грузии и Грузинской Православной Церкви). В день возвращения домой Предстоятель Грузинской Православной Церкви давал в Москве пресс-конференцию, а делегация, человек 60, до обеда гостила у нас. Мы в храме поставили большой портрет схиигумении Фамари – прекрасную копию портрета кисти художника Павла Корина, сделанную московским копиистом Виктором Грабовским, – и сказали, что передаем эту картину в дар Его Святейшеству Илии II. Отслужили панихиду по матушке Фамари – пел Патриарший хор из Грузии – один из лучших православных хоров современности. В тот день мы тепло пообщались с историками, искусствоведами, литераторами (можно сказать, цветом грузинской творческой интеллигенции), посетившими наш скит. А недавно, 22 декабря 2016 года, нам позвонила матушка Феодора. «Наша мечта сбылась!» – сказала она ликующе. От нее я узнала о прославлении Грузинской Православной Церковью схиигумении Фамари в лике преподобноисповедницы. И меня в те минуты не просто радость охватила. Я невольно почувствовала духовное родство всех нас – православных

«...и ныне предстоиши во Свете неизреченном»

Матушка, мы беседуем с Вами в сакральном месте – сохранившемся на территории скита небольшом домике схиигумении Фамари (до принятия схимы – игумении Ювеналии), где Вы с сестрами создали замечательный мемориальный музей. Здесь фотографии Матушки, ее вещи, ее вериги. Здесь же книги святителя Игнатия (Брянчанинова), подаренные ей ее духовной матерью – первой настоятельницей Бодбийского женского монастыря игуменией Ювеналией (Ловенецкой), впоследствии почти 20 лет возглавлявшей Богородице-Рождественский монастырь в Москве. Если в 2000 году никто не мог Вам подсказать дорогу к скиту, то, вероятно, сейчас путь сюда знают многие?

За эти годы у нас побывали паломники из разных уголков России, а также из Грузии, Армении, Украины, Молдавии, из других стран – география широкая. Понятно, что многочисленные группы мы принимать не можем – территория и храм небольшие и, допустим, человек 40 не заведешь в крохотный мемориальный музей. Но мы рады тем, кто, интересуясь историей скита и зная о высокой духовной жизни его основательницы, приезжает сюда по зову сердца небольшими группками или в одиночку. Например, нас посетил схиигумен Серафим (Барадель-Покровский) с Валаама, который, будучи келейником старца Софрония (Сахарова) – духовного сына преподобного Силуана Афонского – на протяжении десяти лет жил бок о бок с батюшкой. Теперь отец Серафим – настоятель Валаамского скита Всех святых. Вдохновленный посещением Серафимо-Знаменского скита, схиигумен Серафим написал и прислал нам стихиру святой равноапостольной Нине. Еще он сочинил тропарь в честь схиигумении Фамари. В стихире звучат слова, обращенные к святой Нине: «Соедини же, паки молим тя, российский и грузинский народы наша союзом любви неразрушимыя...». И в тропаре мы поём: «Утешительнице наша, мати Фамарь, под кровом Девы Пречистая и преподобного старца Серафима слезами твоими создала еси тихое монашеское пристанище измученным душам века сего и ныне предстоиши во Свете неизреченном, с сотаинниками твоими моли Всемогущего Бога соединити Иверию и Россию многострадальная верностию Христу во веки». А сколько верующих – русских, грузин, представителей других национальностей – бывает на день памяти схиигумении Фамари 23 июня (день ее кончины) на Введенском (Немецком) кладбище в Москве! Растет народное почитание Матушки.

Понимая, что нельзя объять необъятное, я надеюсь, матушка Иннокентия, что мы с Вами в будущем продолжим разговор на тему создания и возрождения подмосковного скита. Поводом может послужить примечательная сентябрьская дата: 105-летие освящения скитского храма митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским), которому Господь судил первым из сонма новомучеников и исповедников Российских взойти на Голгофу.

Добавлю, что в сентябре у нас будет еще одна дата, которую нельзя обойти вниманием: 80-летие со дня мученической кончины епископа Арсения (Жадановского), расстрелянного в 1937 году на Бутовском полигоне. После закрытия Чудова монастыря в Московском Кремле, его наместник епископ Арсений вместе со схиархимандритом Серафимом (Звездинским) уехал в Серафимо-Знаменский скит, в котором и раньше был духовным наставником матушки Фамари и многих сестер. За два года до своего переезда сюда он по благословению митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского) в сентябре 1916 года совершил постриг игумении Ювеналии в схиму с наречением имени Фамарь. Об этом событии в жизни скита, как и о пребывании в нем двух священномучеников – отдельный разговор.

Беседовала Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Новости

Публикации

Протоиерей Михаил Дудко
К 90-летию со дня кончины преподобноисповедника Никона Оптинского
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Протоиерей Михаил Дудко
К 90-летию со дня кончины преподобноисповедника Никона Оптинского
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь

Монастыри

Женский монастырь Серафимо-Знаменский скит
Московская область, городской округ Домодедово, село Битягово
Женский монастырь Серафимо-Знаменский скит
Московская область, городской округ Домодедово, село Битягово

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Игумения София (Сухова)
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Игумения София (Сухова)
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Пензенский Троицкий женский монастырь