В последний январский день 2023 года отошла ко Господу настоятельница Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря игумения Ангелина (Васильева). Игумен Филарет (Пряшников), настоятель мужского монастыря Старой Ладоги – Никольского – знал матушку не такой уж долгий срок: всего два года. Но за это время, по его признанию, он увидел всю высоту игуменского достоинства матушки-настоятельницы, которая почти семнадцать лет поднимала эту жемчужину Северо-Запада России практически из руин и собирала монашескую семью. Отец Филарет предложил нам не ограничиться некрологом, а рассказать об этой великой и смиренной труженице более подробно. Так состоялся наш очередной разговор с батюшкой, прежде столь вдохновенно рассказывавшем порталу «Монастырский вестник» о том, как восстанавливается его обитель – тоже древняя и сильно разрушенная; как развивается паломнический проект «Обители Северной земли»; на каком этапе находится работа над концепцией развития Староладожского паломническо-религиозного центра и т.д. Но теперь мы говорили о большой утрате.
О материнской строгости
Батюшка, два года назад Вас назначили игуменом монастыря в Старой Ладоге, где Вы до этого никогда не бывали. Порадовал Ваш рассказ, что всего трех дней хватило, чтобы понять с братией друг друга и осознать: впереди у всех общее дело – работы по восстановлению древней святыни. (Это есть в интервью нашему порталу – «Избрав путь следования за Господом, я ни разу не пожалел о своем выборе»). А с матушкой Ангелиной Вы когда познакомились? И какое впечатление она на Вас произвела?
После своего назначения сюда, совершенно для меня неожиданного, я запланировал встречи с людьми, способными дать правдивую характеристику религиозной жизни в этом удивительном древнем городе. И, конечно, первой в тот план включил встречу с матушкой Ангелиной. Именно от нее мне хотелось услышать, как живет Православие в Старой Ладоге, какие проблемы испытывают здесь монастыри. Вскоре мы с матушкой встретились. Не стану скрывать: отнеслась она ко мне весьма настороженно. Возможно, потому, что я – человек в этих краях новый, и ей подумалось: кто знает, как он покажет себя на таком ответственном послушании? Но всё же, думаю, главной причиной были непростые взаимоотношения между нашими обителями.
Читая материалы о матушке, я встретила давнее ее высказывание, в котором чувствовалась боль. Она говорила корреспонденту, что Никольский мужской монастырь Старой Ладоги многие знают, а о Свято-Успенской девичьей обители почти не слышали, поэтому и благодетелей нет, помощников мало – весь груз забот, нелегкий груз, придется нести на себе. Видимо, матушке было больно и горько оттого, что девичьему монастырю не хватало внимания и заботы со стороны мирских людей, способных как-то помочь.
Став инициаторами проекта «Обители Северной земли», мы с братией как раз хотели, чтобы паломники узнавали в течение одной поездки историю трех обителей – Свято-Успенской девичьей, нашей и Мартириевой Зеленой пустыни. Чтобы люди приезжали и напитывались духом, который царит во всех трех монастырях. Впоследствии, по мере нашего общения, матушка эту идею поняла и по-доброму приняла. Вместе со своими сестрами она включилась в очень нужную и для мирян, и для монашествующих работу, а уж в их монастыре есть что показать, начиная с храма Успения Пресвятой Богородицы XII века, то есть этот храм еще домонгольского периода. И есть о чем рассказать. (Такие яркие личности там были в разные эпохи! К примеру, будущая святая преподобная Анна Кашинская, скрывавшаяся в Ладоге во время разорения татарами Твери. Или опальная царица Евдокия Лопухина – супруга Петра Великого, подвизавшаяся здесь семь лет. Или прославившаяся многими чудесами, которые совершались по ее молитвам, схиигумения Евпраксия, руководившая Свято-Успенской обителью 43 года и вышедшая на покой в глубокой старости, в 91 год).
...Матушка Ангелина открывалась мне постепенно. Со временем я смог определить главное качество ее характера, ее натуры, назвав его для себя небезразличием. Она очень переживала за свой монастырь, поэтому к выбору будущих сестер подходила крайне требовательно. И я считаю такой подход обоснованным. Ведь игумен или игумения должны заботиться об общей атмосфере во вверенным им братству или сестринстве, и если приходит человек, который будет разрушать устав монастыря, внутренние традиции, нарушать распорядок монастырской жизни, он принесет много зла. Сама матушка в беседе с нашим питерским писателем, специальным корреспондентом газеты «Православный Санкт-Петербург» Алексеем Бакулевым сказала так: «В миру у человека с младенчества воспитывают гордость: "Ты обязан всего добиться сам, твое Я – мерило всему!.." А тут – наоборот: " Без Бога ты не сможешь ничего, от своего Я нужно отречься"». Так попробуйте же собственной волей отречься от собственного Я! Если не зов Божий привел тебя в обитель, трудно тебе придется». Мне думается, эти слова объясняют суть и причину некой такой материнской строгости новопреставленной игумении Ангелины.
Тем не менее, несмотря на ее строгость, матушку многие любили. Как ее любили прихожане! Приезжали из Санкт-Петербурга и окрестных городов. Кто-то по ее благословению приезжал сюда на подмогу. У монастыря имеются немалые трудности в бытовом плане – здесь по-прежнему печное отопление церкви и деревянных домов (поскольку везде памятники, археология, то все работы, в том числе земляные, требуют огромных денежных средств, а монастырю их собрать не под силу). Так что на холодное время года приходилось запасаться большим количеством дров, и у матушки столько помощников находилось! Среди них и Гардарики – группа православной молодежи, тоже из северной столицы. Молодежь помогала и картошку собирать, и клубнику высаживать, и старый деревянный дом разбирать, и снег зимой убирать. Да всего не перечислить!
О человеческом возгласе по поводу скорбей и – о полноте жизни
Отче, приведу цитату из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла, на мой взгляд, тоже помогающей увидеть жизненный путь матушки под определенным углом. Говоря о том, что существование и жизнь – это не синонимы, Святейший продолжает: «И мы знаем, как иногда, наблюдая скорби человеческой жизни, болезни, конфликты, смерть, насилие, несправедливость, мы говорим: ну, какая это жизнь, ведь это не жизнь!.. Этот человеческий возглас наполнен огромным богословском содержанием. Жизнь только там, где Бог, – только он дает полноту жизни».
Знаете, еще в первую нашу встречу по матушкиному тону я почувствовал, что Старая Ладога стала сложной страницей ее биографии. Она избрала монашеский путь в 49 лет, а в миру долгое время работала ведущим инженером «Союзпроммеханизации» (это специализированная организация по разработке и внедрению различных систем подвесного канатного транспорта, то есть ответственность огромная). В соболезновании родным и близким в связи с кончиной матушки-игумении митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий написал: «Всю сознательную жизнь почившая игумения была человеком глубоко верующим, о чем сама говорила. Ее вера не была лишь теоретическим умозрением, но оживала в добрых делах, которые были у нее в достатке. Она их совершала, работая и инженером-механиком, неспроста заслужив звание ветерана труда...». И эту труженицу, во время своих паломнических поездок посетившую многие православные святыни, Господь привел в Введено-Оятский женский монастырь, что примерно в 200 километрах от ее родного Санкт-Петербурга. Ольга (имя матушки до пострига) потрудилась в монастыре, затем по послушанию она трудилась на его городском подворье в храме святой благоверной княгини Анна Кашинской. А в марте 2003 года приснопамятный митрополит Владимир (Котляров) освободил ее от должности управляющей подворьем и назначил ответственной по ведению дел, связанных с открытием Свято-Успенского девичьего монастыря в Старой Ладоге. Она приехала сюда и сразу встретила большие препятствия, которые ей чинили желающие устроить на этих землях совсем другое. Например, сауну, гостиницу, ресторан (древний храм они хотели сделать приманкой для туристов). Страшно даже представить, какие глубокие переживания были у будущей игумении, какие бои она выдерживала, поселившись с двумя сестрами в промерзшем здании без отопления и стекол в окнах. Много чего горестного выпало на ее долю в те годы, но если обратиться к словам Святейшего Патриарха, это было не существование, а жизнь во всей ее полноте. Жизнь с Богом. Монашеский постриг матушки состоялся 15 июня 2005 года в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга. Постригал ее наместник Александро-Невской лавры архимандрит Назарий (ныне епископ) и нарек в честь преподобной Ангелины, деспотиссы Сербской. Вообще эти два монастыря имеют давнюю тесную связь. Ревностные духовно опытные монахини Новодевичьего монастыря в разные периоды назначались настоятельницами Свято-Успенского монастыря в Старой Ладоге.
В монастырском фотоальбоме на одном из снимков 2016 года, запечатлевшем торжества, посвященные 900-летию Староладожского Свято-Успенского монастыря, матушка Ангелина стоит с настоятельницей Новодевичьего монастыря игуменией Софией (Силиной). С дорогой гостьей, приехавшей разделить радость великого праздника. Обе улыбаются... И вот недавний снимок: матушка София провожает в последний путь новопреставленную игумению Ангелину.
Провожали ее в последний путь и настоятельница Введено-Оятского женского монастыря игумения Иоанна (Егорова), и настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря игумения Илариона (Феоктистова). Они тоже знали игумению Ангелину, начиная с ее послушнического этапа жизни. А 5 февраля матушка София снова приехала в монастырь Старой Ладоги. Приехала не одна. По благословению правящего архиерея митрополита Варсонофия она представила сестрам, богомольцам, паломникам, труженикам свою спутницу, назначенную исполняющей обязанности игумении Староладожского Свято-Успенского монастыря. Это насельница Новодевичьего монастыря монахиня Евфросиния (Берлизова). Мы стояли с матушкой Софией и монахиней Евфросинией на солее, и матушка-игумения обратилась с проникновенным словом, отметив, что непростое послушание возлагается на плечи монахини Евфросинии. Непростое потому, что ей надо быть достойной памяти блаженно почившей матушки-игумении Ангелины – труженицы, молитвенницы и возродительницы сей святой обители. Матушка София, у которой с матушкой Ангелиной был общий духовный отец – первый наместник возрождавшейся Александро-Невской лавры архимандрит Кирилл (Начис), рассказала собравшимся в храме, как после кончины отца Кирилла она тоже переживала: кто может батюшку заменить? Под чье руководство Господь вручит осиротевших батюшкиных чад? Как нам принять новых духовных руководителей – с этим вопросом она обратилась к одному старцу, на что старец ответил просто: «Матушка, жизнь Церкви не прекращается со смертью людей. Умер Василий Великий, умер Иоанн Златоуст, умер Григорий Богослов, но ни старческое окормление, ни преемство духовного окормления не прекращается, не пресекается со смертью святых».
О духовной поддержке сестер
Отец Филарет, хочу задать грустный вопрос: как Вы узнали о кончине матушки Ангелины и что в тот момент почувствовали? Ведь она, как я поняла, стала за это время важным для Вас человеком?
Бывает так, что ты с человеком знаком не так уж долго, но видишь, что он прочно вошел в твою жизнь и привнес в нее нечто особо ценное. Матушка Ангелина для меня стала авторитетом в духовной жизни, наставницей, и, услышав горькую весть, я сразу почувствовал внутреннюю пустоту, некую даже оставленность. Был вторник, рабочий день, мы совершили у себя в монастыре Литургию, пообедали в трапезной, и тут мне сообщают, что случилась беда: сестры не могут до матушки достучаться, не могут ей дозвониться. Когда двери в ее покои открыли, матушка, чья душа уже рассталась с телом, сидела в кресле перед своим рабочим столом. Все эти без малого семнадцать лет, что она управляла обителью, она находилась на рабочем посту, и, думаю, часто сидя за тем столом, составляла какие-то бумаги в разные организации, структуры, чтобы решить важные вопросы по монастырю, его обустройству. И умерла она на рабочем посту. Сердечный приступ... Это случилось неожиданно для всех, потому что чувствовала матушка себя хорошо, никакого намека не болезнь не было. Хотя, честно говоря, в последнюю нашу встречу, состоявшуюся за десять дней до матушкиной кончины, я увидел какую-то усталость в ее глазах, усталость была и в ее голосе. Я тогда приезжал к ней по рабочим делам, она меня угощала чаем, и за чашкой чая мы говорили о наших трудовых буднях. Та промелькнувшая усталость меня немножко насторожила. Позже я спрашивал у нашего духовенства, которое здесь служит, спрашивал и у сестер, не заметили ли они чего-то, что показалось им необычным. По рассказу сестер, за три дня до кончины матушка провела небольшое собрание, и их поразили ее наставления. Матушка призывала сестер хранить мир в обители, любить друг друга, приходить друг другу на помощь каждую минуту, каждую секунду.
Словно духовное завещание оставляла?
Видимо, у нее было какое-то предчувствие. Узнав о кончине матушки Ангелины, мы с братией сразу совершили заупокойную литию, зажгли свечи и далее – по благословению владыки Варсонофия – участвовали во всех заупокойных службах.
Батюшка, с уходом игумении Ангелины сестры обители, с которой Никольский монастырь сумел перевести отношения на прочные рельсы духовной дружбы, взаимопонимания и сотрудничества по проекту «Обители Северной земли», осиротели. Чувствуете ли Вы с братией моральную обязанность поддерживать их? И что в ваших силах в такой ситуации?
Начну с того, что мы продолжаем духовно окормлять сестер. Наш монах в священном сане регулярно совершает там богослужения, исповедует насельниц, как это было и при матушке Ангелине. Когда Священный Синод утвердит новую игумению, вероятно, что-то поменяется (возможно, придет новое духовенство), но до этого периода мы будем всячески поддерживать и сестер, и исполняющую обязанности игумении монахиню Евфросинию. Пусть сестры знают: мы – рядом. И самое важное – это наше молитвенное общение. Я пригласил монахиню Евфросинию посетить наш монастырь, и в праздник трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – матушка молилась у нас за Божественной литургией вместе с братией и прихожанами, а после службы я провел ее по монастырю и рассказал историю его создания. Конечно, все понимают, что новому человеку будет нелегко. Матушка Ангелина сделала очень много и по возрождению монашеской жизни, и по воссозданию исторического облика монастыря, принятого ею, как говорилось выше, в крайне плачевном состоянии, и, слава Богу, она успела порадоваться некоторым плодам своих трудов, в том числе и красоте недавно построенной деревянной церкви святителя Спиридона Тримифунтского в одноименном монастырском скиту в деревне Черноушево. Но решение ряда бытовых проблем, проблем сложных, ляжет на плечи новой игумении... Со своей стороны, мы намерены оказывать ей всестороннюю поддержку. Кроме того, будем приглашать сестер с игуменией к нам на престольные праздники и сами будем ездить на престольные праздники к ним. А также – приглашать друг друга на празднование каких-то особых дат.
Что касается сотрудничества наших монастырей в плоскости развития проекта «Обители Северной земли», (замечу: вызвавшего большой интерес у паломников, оставивших немало теплых откликов), я сильно надеюсь, что оно будет укрепляться. Если взять историю Старой Ладоги, здесь в прежние времена было до шести монастырей. Если обратиться к дню сегодняшнему, ныне остатками той духовной мощи, безусловно, являются Никольский мужской монастырь и Свято-Успенский девичий. Мы с сестрами подвизаемся в том географическом месте, где была первая столица древнерусского государства, и по послушанию, по зову сердца должны стремиться к тому, чтобы раскрыть величие этой земли и ее православных святынь. А матушку Ангелину, ревностно потрудившуюся на ниве Христовой, будем помнить и поминать.
Беседовала Нина Ставицкая
Снимки взяты с сайтов и соцсетей Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря и Староладожского Никольского мужского монастыря