Сообща заняться созиданием

Архимандрит Сильвестр (Лукашенко)

Духовника Ярославской епархии архимандрита Сильвестра (Лукашенко) мы попросили ответить на вопросы, касающиеся особенностей духовной жизни современных монастырей. Несомненно, время оставляет свой отпечаток на каждом человеке. Что отличает послушников, приходящих в монастыри сегодня, и почему ныне люди редко стремятся посвятить свою жизнь служению Богу? С 1983 года отец Сильвестр служил диаконом Федоровского кафедрального собора г. Ярославля. Став священником, был настоятелем нескольких храмов в Ярославле и области. Монашеский постриг принял с наречением имени Сильвестр. В настоящее время кроме того, что исполняет духовническое послушание, является председателем церковного суда Ярославской епархии, состоит в Епархиальном совете. Автор многих книг по истории и политологии, пишет стихи. Батюшка родился и вырос в Санкт-Петербурге, окончил Ленинградский университет, преподавал высшую математику в престижном вузе города на Неве. В молодости был чемпионом Ленинграда по легкой атлетике среди юношей. Сегодня архимандрит Сильвестр – духовник сборной России по неолимпийским видам спорта, Российского Союза боевых искусств, духовник и член экспертного совета Фонда социально-экономической реабилитации сотрудников и ветеранов спецслужб и правоохранительных органов.

Отец Сильвестр, Вы являетесь духовником Ярославской епархии. Как давно Вы несете это послушание?

Около двадцати лет.

Как распределяются в монастырях Вашей епархии обязанности между духовниками и игуменами? Часто приходится слышать, что игумен в монастыре должен быть и духовником.

Надо сразу сказать, что отношения духовника и игумена с братией имеют большое значение для созидания братства. Главное, чтобы в этих взаимоотношениях не стоял вопрос верховенства. Духовник окормляет пришедших в монастырь монахов, следит за их духовным состоянием. Игумен занимается тем же самым, но у него есть еще хозяйственные и административные заботы. Основное послушание духовника – окормление братии. Поэтому важно, чтобы принимаемые игуменом решения не противоречили тем советам, которые дает духовник своим пасомым.

Но ведь бывает и наоборот, когда советы духовника противоречат тому, что говорит игумен или игумения…

Да, бывает и наоборот. Хотя, как правило, духовник прежде, чем посоветовать что-то конкретное брату, обсуждает с игуменом, принесет ли пользу то или иное благословение, потому что у игумена может быть свое представление о том, как надлежит исправляться тому или иному насельнику монастыря. Хорошо, если, прежде чем выносить какое-то суждение в отношении брата или высказывать ему свои замечания, игумен и духовник советуются друг с другом.

В 2014 году в интервью порталу «Монастырский вестник» Вы сказали, что Спасо-Яковлевский монастырь можно назвать крепкой монашеской семьей. Что необходимо для того, чтобы монастырь стал семьей? Какие условия влияют на это?

Прежде всего обязательным для монахов и послушников должно быть посещение богослужений. Совместная молитва, совместная трапеза, совместные труды на благо обители... Это – те необходимые условия, которые формируют и укрепляют монашескую семью. И, конечно же, в основе созидания братства лежит послушание, главная монашеская добродетель. Монах – это тот, для кого послушание выше поста и молитвы. Пребывая в монастыре, человек должен не только и не столько отказаться от своего мнения, сколько осознать необходимость подчинить его мнению игумена и духовника. Тогда от послушания действительно будет польза. Проблема заключается в том, что многие сегодняшние послушники – это люди, пришедшие из мира, в котором царит полное расцерковление, где потеряно представление о подлинных ценностях. Современное общество на протяжении последних тридцати лет воспитывало потребителей. И даже у человека, который приходит к Богу, не сразу получается освободиться от нажитого багажа, потому что его долго учили быть грамотным, образованным, квалифицированным… потребителем. И от Бога он хочет получать благодатные дары, но не отдавать Ему свои силы, свое время, свои навыки. Это проблема.

Порой перед приходом в монастырь человек даже прочитывает много книг о монашестве, что само по себе, конечно, замечательно, но не понимает их содержания. Поэтому и в монастыре продолжает жить теми же представлениями, которые бытуют в миру. И если спросить его, зачем ты оставил мир, едва ли сможет ответить что-то внятное. Потому что живет в другом измерении – где главенствуют тренды, плюрализм, толерантность… У всех сегодня есть права и свободы, люди привыкли делать то, что хотят. Но далеко не все понимают свои обязанности в отношении ближних, монашеского братства, Церкви, да и Отечества, что тоже немаловажно. Очевидно, что всё это нам предстоит вернуть в виде традиционных ценностей, и когда это произойдет, тогда к нам будут приходить настоящие послушники, которым внутренний нравственный и духовный ценз поможет созидать крепкие монашеские общины.

Или же просто: будут приходить послушники… Очевидно внутреннее устроение, которое Вы описали, является и причиной нежелания совершать ответственные поступки? Тема необходимости пополнения монастырей сегодня стала одной из часто обсуждаемых на монашеских конференциях.

Конечно. Человеку трудно бывает принять какое бы то ни было серьезное решение, когда в его душе главенствует дух мира сего, дух потребительства... Система образования постперестроечного времени была выстроена так, чтобы сформировать личность, которая не желает никому ничего отдавать – ни семье, ни школе, ни Родине… Но ведь это как раз и есть то самое, что разрушает и семью, и государственность, и вообще любое сообщество, которое настроено созидать. В духовном смысле потребитель – это разрушитель. Приходя в монастырь, человек с таким настроем может разрушить братство. Потребители были нужны, чтобы разрушить государственность, и это получилось в какой-то мере. Но духовная среда оказалась более способной сопротивляться подобным процессам.

Молодые люди, руководствуясь прежними представлениями о жизни, поначалу и в монастыре начинают «искать справедливости» вместо того, чтобы учиться любви, смирению, терпению, послушанию, всему тому, чего им не хватает. Не потому, что они плохие, а потому что их никто этому не научил. Они только в книжках читали, что так бывает, или так должно быть, но на практике они почему-то считают, что послушными можно быть, только если все остальные тоже послушны. «А если кто-то непослушный, почему я должен быть послушным? Ведь это же несправедливо! Почему ему можно, например, сейчас поспать, а мне нельзя? И почему я должен приходить на утренние молитвы, если он не ходит?» – вопрошает современный послушник. Но такое понимание монашества разрушает монастырский дух. «Ну так ты куда пришел? В монастырь? Или на площадь, чтобы потребовать себе трибуну и организовать забастовку?» – хочется спросить. В монастыре главное – это послушание. Не потребление и не справедливость, а послушание. Не надо искать в монастыре справедливости – любви искать надо. Любви и послушания.

Люди Вашего поколения, которые стояли у истоков возрождения духовной жизни в нашей стране, приходили в монастыри с другими устремлениями?

Нас иначе воспитывали. Неотъемлемой частью доперестроечной системы образования была воспитательная работа, в основе которой лежали такие понятия, как нравственность, честь, совесть, трудолюбие... Школа занималась воспитанием человека. Но начиная с 90-х годов из системы школьного образования исчез труд, исчезло дежурство в классе и школе, учащимся не разрешалось работать на приусадебных участках. Но ведь чем была ценна наша русская школа, как, впрочем, и лучшие школы Запада? В них были образовательная, развивающая и воспитательная составляющие. В постсоветский период образование в России стало услугой. И педагог, наставник, из самого уважаемого в обществе человека, которому люди доверяли своих детей, превратился в поставщика услуг, с которого можно спросить, даже если твой ребенок лодырь и хулиган. Люди напитались ложными представлениями о жизни. Их души заняты чем угодно, кроме желания созидать себя, свои семьи, свою страну, свою Церковь... Вероятно, поэтому и появилась необходимость вернуть Россию как великую державу с традиционными для нее ценностями.

Вы думаете, что, если изменится система образования, если люди вернутся к системе традиционных ценностей, то и у всего нашего общества появится шанс измениться?

Не сразу, конечно, но оно обязательно будет меняться, и обязательно будут меняться люди. Среда формирует человека. Если в обществе будет создаваться нравственная атмосфера и люди с младенчества начнут слышать о том, что такое семья, что такое честь, верность, Родина, то постепенно у нас появится шанс снова стать народом Божиим и воспитывать достойных сынов и дочерей своего Отечества. Наша национальная идея – это идея служения Отечеству. Ведь служение – это не только беседы со школьниками о патриотизме, которые необходимо было вернуть в систему образования, а еще и вся та деятельность, которая идет на благо страны, нравственного возрождения нашего народа. На этом поприще Россия как государство-цивилизация может выступить как мировой лидер и предоставить возможность всему миру «задышать». Запад, став антицивилизацией, перестал быть цивилизацией, и борьба сейчас идет не между цивилизациями, а между цивилизацией и антицивилизацией, за которой стоят силы зла.

Вы окормляете не только монашествующих, но и людей светских, в том числе и военных. О чем Вы говорите с теми, кто сегодня защищает Россию и наши традиционные ценности?

Люди, приходящие к священнику с вопросами, приносят и свое видение различных событий. Но ведь у того, что происходит сегодня в мире, есть духовное измерение. Мы не должны жить по понятиям «зуб за зуб, глаз за глаз». Христиане призваны руководствоваться евангельскими заповедями, любовью, потому что в противном случае мы ничем не будем отличаться от разрушителей, которые служат врагу рода человеческого. Мы призваны созидать, в первую очередь, собственные души. Защищать Отечество – это священный долг, и душу свою положить за друзей своих – тоже. Но в то же время важно, чтобы не было мести, жестокости. Наше участие в защите Отечества – это наше служение. Ради чего? Ради спасения. Христиане не могут допустить разрушения традиционных представлений о нравственности, о совести.

Притеснение Русской Православной Церкви на Украине имело место уже в 2014 же году и даже раньше. В 2014 году на Украине официально была зарегистрирована церковь сатаны, но государственная власть не воспрепятствовала этому. При непосредственном участи Запада создана была и раскольническая структура «православная церковь Украины», которую поддерживает правительство этой страны. А Россия сегодня защищает Святую Русь и народ Украины, который не желает идти против правды. За эту землю проливали кровь наши отцы, наши деды, прадеды. Обо всем этом стараемся говорить и с военными.

А еще нам известно, что Вы пишете книги. Монашествующие традиционно всегда занимались просветительской деятельностью. Кто Ваш читатель, отец Сильвестр?

Я вижу своими читателями людей, желающих найти ответы на вопросы, которые ставит перед ними сама жизнь. Они встречаются со многими проблемами в миру, но не могут найти ответов, потому что не знают историю, не разбираются в политике, экономике, социологии... В книгах, где я являюсь соавтором, мы старались рассказать, например о периодах истории, связанных с подвигом святого благоверного князя Александра Невского или о времени, когда Россией правил император Петр Великий. Мы написали монографию и учебное пособие по традиционным ценностям. К слову, Президентом России Владимиром Путиным был принят указ о традиционных ценностях, но не все люди имеют определенное представление о том, что это такое. Чтобы человек ориентировался в этом, необходимо наполнить содержанием определения и объяснить человеку, как их надлежит понимать. Что мы и делаем.

Вернемся к монашеской теме пополнения братства. Слушая Вас, напрашивается вывод, что две проблемы непосредственно связаны друг с другом: когда человек перестанет хотеть быть потребителем, возможно, и монашеские общины будут пополняться более активно. Верно?

Конечно. Человеку, не имеющему представления о традиционных ценностях, трудно сразу воспринять ценности Евангелия и начать жить по заповедям. Слишком долго внешние силы занимались расцерковлением нашего народа. Теперь пришло время собирать камни. Но для начала надо почувствовать себя частью целого – народа, страны, Церкви, монашеской общины – и захотеть сообща заняться созиданием.

Беседовала Екатерина Орлова

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь