В древнем Владимире находится действующий мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, устроенный еще в конце ХII века братом святого благоверного князя Андрея Боголюбского Всеволодом Большое Гнездо. Именно в этом монастыре более четырех столетий пребывали святые мощи благоверного князя Александра Невского до их перенесения в тогдашнюю новую российскую столицу – Санкт-Петербург. К знаменательной дате – празднуемому в 2021 году 800-летию со дня рождения великого святого и небесного покровителя нашего Отечества – в Богородице-Рождественской обители по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Тихона, священноархимандрита монастыря, устроен церковно-исторический музей. Открытие постоянной экспозиции состоялось 12 мая этого года. Об этом событии, об отношениях, складывающихся у музея с владимирцами, о самóй древней обители корреспондент «Монастырского вестника» побеседовала с доктором филологических наук, руководителем паломнической службы Владимирского Богородице-Рождественского монастыря Ольгой Владимировной Шалыгиной.
Ольга Владимировна, мы заметили, что на экскурсиях, проводимых прекрасными экскурсоводами Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, туристов знакомят с такими памятниками истории как Успенский кафедральный собор и Дмитриевский храм, но Богородице-Рождественский монастырь – древнейшая обитель со столь славной историей – остается без внимания. Как же так?
Пока вот так. Сегодня мы работаем только на прием паломников и стоим немного в стороне от туристических потоков. Хотя история обители – это история нашей страны.
Расскажите, пожалуйста, о монастыре.
Богородице-Рождественский монастырь, согласно грамоте митрополита Московского Макария, был первым по статусу из всех русских обителей до того момента, когда старшинство перешло к Троице-Сергиевому монастырю (1561 год), и затем, уже в XVIII веке, Владимирский монастырь потеснила на третье место Александро-Невская лавра. Это был древнейший центр культуры. Он сразу задумывался нашими великими князьями как место пребывания митрополитов и патриархов. О том, что первосвятительская кафедра когда-нибудь будет перенесена из Киева во Владимир, мечтал старший брат Всеволода Большое Гнездо – Андрей Боголюбский. Всеволод, в крещении Димитрий, начинает осуществлять его мечту. Сначала он устраивает Богородице-Рождественский собор, положивший начало обители, и только потом строит всем известный Димитриевский собор во имя своего небесного покровителя. Строительством каменной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы открывается новое столетие: год ее закладки 1191-й – 6699-й от сотворения мира.
На этом месте начинается Владимирское летописание – самое значительное летописание на северо-востоке Руси: то, что мы знаем об истории Древней Руси периода XII–XIII веков, мы знаем из летописей, составленных здесь. Именно здесь, не в Киеве, пишется Киево-Печерский патерик. Святитель Симон, епископ Владимиро-Суздальский и настоятель Рождественского монастыря († 1226) – его автор. Здесь до начала XVIII века хранилась одна из древнейших русских летописей – Лаврентьевская и множество других рукописных текстов.
И Александр Невский с детских лет связан с этой обителью преданием: святитель Симон участвовал в обряде посвящения (пострижения волос) четырехлетнего Александра в Переславле-Залесском. Практически через двадцать лет после упокоения великого князя во Владимире уже появляются житийные тексты и начинается почитание Александра Невского как святого. Первые варианты жития, как и служба, и акафист Александру Невскому пишутся в Рождественском монастыре. Этот пласт пока вообще не поднят. Мы создали музей святого благоверного князя Александра Невского, но вся полнота значения монастыря остается еще сокрытой.
Мало говорится и о том, что происходило в период советской власти, с 1918 по 1992 годы. В обители находились учреждения репрессивных органов: НКВД, КГБ… На территории монастыря были расстрелы. И оттуда «под ноль» было вынесено всё.
Где располагается музей?
Музей находится на месте старого церковного древлехранилища. Дело в том, что богатейший Богородице-Рождественский монастырь послужил основой Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Его святыни не утрачены: то, что увезли в 1918–1920-м годах из монастыря, просто перевезли на соседнюю улицу.
Как же создавали экспозицию?
Мы смогли это сделать только по Промыслу Божиему. Не из чего было делать. Нам передали экспонаты из музея, который ранее сложился в Боголюбском женском монастыре Рождества Богородицы. Сестры помогли –у них уже были связи, коллекции, опыт. Оттуда нам передали археологическую часть. Сестры вышили схиму, чтобы мы могли ее экспонировать. Связали нас с реконструкторами, которые занимаются эпохой Александра Невского. То есть большую часть экспозиции помогли нам сделать они.
Зачем музей монастырю?
Музей монастырю очень нужен. Мощи великого князя Александра находились более четырехсот лет в этом монастыре. Все великие князья были похоронены в Успенском кафедральном соборе Владимира, как положено великим князьям. А благоверного князя Александра Невского похоронили в обители по его воле. Перед своей кончиной он принял схиму. Постригали его в Городце, но есть мнение историков, что он стал монахом-схимником именно Рождественского монастыря. Поэтому его и похоронили в соборе Рождества Богородицы.
Не помешают потоки паломников и туристов обособленной монашеской жизни?
У монашествующих есть своя приватная территория. Другой вопрос – объемы потока. Я знаю, что в Троице-Сергиевой лавре уже места не остается вдохнуть монахам тишины. Здесь пока такая возможность есть: и время, и место, и птицы поют, и тишина бывает. Несомненно то, что необходимо приобщать современных людей к высочайшей культуре, которая у нас лежит сейчас под спудом. Все это понимают, и монашествующие в том числе. Я не так давно здесь работаю, но чувствую поддержку.
Значит, идея создания музея возникла не «к дате», а вынашивалась давно?
Идея создания музея существовала до того, как я пришла сюда организовывать паломническую службу. Но потом возникла нужда сделать это срочно. Срочно – значит срочно. Хотя без моего предшествующего опыта научной работы это было бы для меня невозможно: девятисотлетний объем истории монастыря может просто раздавить… Было много открытий. Например, Киево-Печерский патерик: историю владимирских храмов домонгольской Руси, да и всех храмов нашей Руси, невозможно понять без этого ключевого текста. А его никто не привлекает, хотя он доступен, в интернете есть на русском языке. Далеко не все выпускники филфака по-настоящему, не поверхностно знают его содержание. А там же все написано. Оказывается, храмы на Руси строились в «поясах Христа», а не в метрах, сантиметрах, даже не в аршинах. Кому ни рассказываю – никто не знает. И так далее… Прошлое само поднимается такими огромными пластами… Существует патерик Богородице-Рождественского монастыря, он издан. Начинаешь читать, а там бесконечные слои интереснейшей информации. Мы стали совсем не любопытны. Год Александра Невского… Мало кто знает, что он здесь, во Владимире, в монастыре почитался не как воин, а как целитель. Сюда люди приходили лечить недуги. В этом году мы в крипте Богородице-Рождественского собора, на месте захоронения князя, установили обзорное окно с табличкой о житийной иконе Александра Невского. И большая часть сюжетов на клеймах этой иконы – об исцелениях.
Самое интересное: в наши дни устроение музея возвращает нам святыни.
Например?
Например, на своем огороде хозяева выкопали из земли части белокаменных колонн собора XII века, они никому не нужны. Но поскольку есть музей – к нам приходят, говорят: вот, мы нашли белый камень, – нужен? – Нужен. Нам отдали икону, камень надгробный, который еще надо прочесть, книги… То есть жизнь, которая начинает возникать вокруг музея, возвращает людей, в том числе молодое поколение, к истокам, к своему далекому, но родному прошлому. Это как ответ на вопрос: кто мы, и откуда Московская Русь пошла. С открытием музея, могу предположить, люди открывают для себя потаенную, монастырскую Русь, тот стержень, который держит нашу страну столько веков.
На чем делается акцент в музейных экскурсиях?
Когда мы рассказываем на экскурсиях в музее об Александре Невском, то прежде всего говорим о том, что это был защитник Православия. Он оказался в сложной политической ситуации не только в военном отношении, – это касалось и непосредственно Православия. С одной стороны, было, как мы знаем, противостояние католической экспансии, и здесь князь Александр дал решительный отпор. Но была еще и проблема с внутренними противоречиями, вносимыми в восточное христианство монголами, которые на две трети были несторианами… Без знания истории Церкви непросто во всем этом разобраться, понять действия князя в Орде, и мы пытаемся доносить эти знания до наших слушателей.
Насколько я знаю, Богородице-Рождественский монастырь многофункционален. В его стенах располагается епархия, архиерейские покои, информационная студия и семинария. Семинаристы принимают участие в работе с паломниками?
Семинаристы водят экскурсии по музею и обзорные экскурсии по монастырю. Сейчас будем их учить проведению обзорных экскурсий по городу. Это очень важное дело. Ведь от хорошего экскурсовода многое зависит.
А лично для Вас – кто он, святой благоверный Александр Невский?
Я ясно чувствую: благоверный князь Александр Невский не покинул места, где он упокоился по своей воле. Несмотря на то, что мощи вывезли. Это был и есть его монастырь, место священное. И святой князь помогает. Не успеешь подумать, и все хорошее сбывается. Это можно отнести и к созданию музея, и к тому, как пополняется экспозиция. Хочется вернуть во Владимир реликвию – белокаменный саркофаг Александра Невского, он с 1990-х годов в Петербурге на изучении. Будем просить святого помочь.
О монастыре еще многое можно сказать. Конечно, мы рассказываем о святителе Феофане Затворнике – он был здесь настоятелем, при нем возобновляли собор, возводили Христорождественский крестильный храм; монастырь приобрел тогда вид, который сохраняется и сейчас. Святитель Афанасий Ковровский, исповедник, был последним наместником перед закрытием монастыря в 1920 году. Теперь его святые мощи пребывают здесь… Зная всё это, разве не захочется побывать в нашей замечательной обители?
Беседовала Юлия Стихарева
Фото: Юлия Стихарева.
Также использованы фотографии с официального сайта Богородице-Рождественского монастыря.