Часть первая
Корреспонденты портала «Монастырский вестник» попросили участников круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства», проходившего 24-25 июля 2019 года в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга, поделиться своими впечатлениями о форуме и ответить на вопрос, насколько такие встречи важны и актуальны для современного монашества. Предлагаем вниманию читателей ответы тех, кто принял участие в работе круглого стола.
Епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы
Я считаю, что такие наши встречи очень полезны. Хотя бы потому, что на них мы как члены одной Церкви лучше узнаем друга. Нам важно слышать об опыте организации монашеской жизни как в мужских монастырях, так и в женских. За всеми докладами и выступлениями стоит живая жизнь той или иной обители. На круглом столе в Санкт-Петербурге было видно, какое царит настроение в монастырях, как осуществляется окормление братии и сестер, а также мирян – прихожан и паломников, регулярно посещающих обитель. Так что проведение монашеских форумов – это большое дело. Разумеется, несколько хлопотное – для всех в разной мере, конечно. В большей степени оно хлопотное для принимающей стороны – настоятельницы Воскресенского Новодевичьего женского монастыря Санкт-Петербурга, игумении Софии (Силиной) и ее помощников, которые, следует сказать, со своей задачей отлично справились. Наш форум проходил по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и нельзя было не почувствовать, насколько это событие объединяет людей. Ведь иногда некоторые из нас в силу разных обстоятельств ищут свою «норку»: я тебя не знаю, и ты меня не знаешь! А тут появляется чувство единства, как на литургии – «Едиными усты и единым сердцем».
Много актуальных тем обсуждалось в этот раз на форуме, в числе которых – тема, касающаяся монастырского устава. Каждый монастырь обычно имеет определенный устав, в чем-то отличающийся от уставов других монастырей. Каждый имеет и свои традиции. Как быть человеку, намеревающемуся всецело посвятить свою жизнь служению Господу? Если он поставит перед собой задачу изучить монашеские уставы разных монастырей, то может заблудиться в трех соснах и затем долго выбирать, какая сосна красивее и лучше, на какую ему удобнее взбираться. А если придет в какую-то одну обитель, испытает себя (насколько это ему по силам, насколько его это вдохновляет), то, оценив свой личный опыт и прислушавшись к мудрому совету духовного отца, сможет принять верное решение. И я думаю, что, став насельником, он будет понят и принят в своих лучших устремлениях. Как наместнику Данилова ставропигиального монастыря мне были интересны мнения участников круглого стола об особенностях того или иного монастырского устава и монашеской жизни, которая везде по-разному проявляется. А то, что в докладах приводилось немало цитат из святых отцов, на мой взгляд, тоже хорошо, потому что монахи должны прежде всего опираться на Священное Писание и стараться исполнить Евангелие в своей жизни. Монашеские обеты утверждают и наиболее полно раскрывают Заповеди Божии. Особенно актуален для нас святоотеческий опыт, включая опыт подвижников, которые жили в тех российских обителях, откуда приехали их представители и рассказали о нем.
Город на Неве – вторая, северная, столица России. Мероприятие проходило в монастыре на Московском проспекте, также мы совершили паломнические поездки в другие городские обители. Что такое обитель в городе – мне хорошо знакомо. А монашествующие, прибывшие из отдаленных монастырей, думаю, воочию увидели, как в городской атмосфере люди спасаются, как они проповедуют Евангельскую Истину своим образом жизни. С чувством большой благодарности я вспоминаю приветливость и радушие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. Перед началом работы форума Высокопреосвященнейший владыка возглавил Божественную литургию в Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря. Мне особенно приятно было увидеться с ним, потому что одно время мы вместе подвизались в Троице-Сергиевой лавре, а теперь я сослужил Его Высокопреосвященству в главном храме обители, освященном Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 31 мая 2019 года. Возвращаясь к монашескому форуму в Санкт-Петербурге, скажу однозначно: впечатление от него у меня хорошее. Слава Богу за всё!
Игумен Варлаам (Дульский), руководитель отдела по монастырям и монашеству Архангельской епархии
За редким исключением я присутствовал на всех монашеских собраниях такого рода, которые проводятся у нас с 2014 года. И сегодня, пожалуй, для их постоянных участников стало очевидным, что уже накопился определенный опыт дискуссии, без чего могла бы возникнуть опасность заформализовать подобные мероприятия. К счастью, этого удалось избежать. Узнавая друг друга ближе, мы начали говорить о насущных вещах и проблемах монастырской жизни – а это, как правило, вызывает размышления, рождает вопросы, вовлекает в плодотворную дискуссию. Иными словами, в монашеской среде с каждым годом растет наше доверие друг к другу, и это обстоятельство способствует обсуждению вопросов монастырской жизни открыто, искренне, безбоязненно. В чем, замечу, есть и немалая заслуга организаторов. Например, на этом форуме (да и на предыдущих тоже) известная своей инициативностью настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря игумения София старалась вывести нас на путь диалога, задать дискуссионный тон. И у нее это получилось.
Когда я ознакомился с программой круглого стола, разосланной заблаговременно его участникам по электронной почте, порадовался тому, что услышу доклад игумена Петра (Мажетова), настоятеля Свято-Косьминской пустыни Серовской епархии «О воспитании литургической культуры или о возрастании в познании Литургии как Таинства Царства». Сама форма изложения мыслей отца Петра всегда предполагает заинтересованный динамичный диалог. И опыт монастырской жизни у батюшки весомый, есть чем поделиться с другими. Слушаешь его и в каких-то ситуациях узнаешь себя, мысленно находишь ответы на важные вопросы... Все время идет напряженная работа, в которой участвуют и сердце, и разум.
По благословению нашего правящего архиерея митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила я зачитал подготовленный Владыкой доклад на тему «О внутреннем приготовлении к богослужению». В любом монастыре будни и праздники сопряжены с разного рода проблемами, которые порой мешают развитию монашеской жизни, и некоторые из них митрополит Даниил особо выделил в своем выступлении. В то же время хочется верить, что участники круглого стола почувствовали оптимистичный характер доклада. Проблемы действительно есть, но пессимизма нет, потому что владыка Даниил, имеющий большой опыт Лаврской жизни и окормлявшийся у Всероссийского духовника архимандрита Кирилла (Павлова), видит решение сложных вопросов и выходы из непростых ситуаций. И делится своим видением с братьями и сестрами во Христе, по благословению священноначалия возглавившими монастыри.
После возвращения домой, в свою епархию, я постараюсь донести до руководителей наших северных обителей те важные мысли, что прозвучали в докладах и в рамках дискуссий. В Архангельской епархии монастырей не так уж много, поэтому есть возможность встретиться со всеми игуменами и игумениями и в ходе личного общения обсудить многие вопросы. Именно личное общение, в чем я все больше и больше убеждаюсь, снимает массу вопросов. А о ценности личного общения на таких форумах, наверное, скажет немало добрых слов каждый его участник. Благодаря Синодальному отделу по монастырям и монашеству было положено хорошее начало, которое мощно развивается, принося свои плоды.
Игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии
Мне вспоминается первое в новейшей истории нашей Церкви собрание игуменов и игумений в Троице-Сергиевой лавре, куда приехали более 350 руководителей монастырей. Состоялось оно в октябре 2014 года в рамках празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского. По моим ощущениям, в воздухе тогда словно висел некоторый даже страх: а что это будет? Нас пригласили, мы приехали, а что будет? Но когда началось само заседание, страх развеялся. Мы увидели: идет разговор людей, понимающих друг друга. Может быть, когда-то напишут историю этих собраний, проходящих в формате конференций или круглых столов, потому что действительно интересен процесс осмысления монашеской традиции, обращения к своим духовным наставникам – и к древним отцам Церкви, и к тем старцам, которые окормляли многих игуменов и игумений ныне действующих монастырей. Сначала нам важно было услышать что-то основополагающее, потому-то многие доклады посвящались святоотеческому наследию.
Важным моментом стало и международное общение, знакомство с опытом монашеской жизни других Поместных Церквей. Надо было прочувствовать единство монашеского предания, и мы его прочувствовали. Теперь наступил новый этап: на круглых столах в большей степени обсуждаются практические вопросы. Но в целом все нужно: и понимание святоотеческого основания монашеской традиции, и осознание современного опыта. Хотя иногда может показаться, будто святоотеческие аскетические творения и древние монашеские уставы – это что-то для нас уже недоступное, отвлеченное, как бы некая теория. А практика, правда жизни, такова, что мы не знаем, как это все соединить. Однако слушая доклады, общаясь с другими участниками форума, мы все более утверждаемся в мысли: эта связь имеется, и внутренний смысл святоотеческого наследия реализуется в любую эпоху. Нам только нужно понять, как это применить в наше время, к нашим условиям. Надо решить эти вопросы для себя лично, для своего братства или сестричества, со смирением осознавая, что какого-то идеала мы не видим. Да мы и не должны его видеть. Осуществление идеала дает Господь, а мы прикладываем свои труды – внутренние и внешние…
На мероприятиях такого рода с радостью ощущаешь, что в монашеской среде есть взаимопонимание и единомыслие. Никто не сверяет свои доклады с другими при подготовке текста, но когда на одну и ту же тему рассуждают разные докладчики – владыки, игумены, игумении, рассматривая какую-то тему с разных сторон, часто звучат схожие мысли, а цитаты из Священного Писания и святых отцов Церкви перекликаются между собой. То есть налицо не внешнее, не искусственное, а внутреннее единомыслие. Кроме того, всегда интересна личность докладчика. Сам текст мы можем найти на сайте Синодального отдела по монастырям и монашеству и прочитать его, а вот живая подача, живые комментарии, живые ответы на какие-то вопросы проявляют личностную глубину выступающего. При этом никто себя не афиширует, не старается заявить свое «я» и дать ответы на все вопросы, но становится ясно, что по силе все подвизаются. Или даже сверх сил! Потому что современная жизнь – она ведь тоже создает условия для подвижничества. И многие в современных монастырях несут свой подвиг – возможно, трудно описуемый словами и не всегда узнаваемый, но это подлинный подвиг.
В конце хочу высказать свое мнение по одному вопросу, который меня не первый год волнует. Если посмотреть на темы, заявленные как на нынешнем круглом столе, так и на предыдущих мероприятиях, то они очень глубокие и, по моему убеждению, требуют научных богословских исследований по всем направлениям. На наших встречах идет как бы первый срез, некий обзор – и хорошо бы, чтобы это дало импульс для дальнейшей разработки обсуждаемых тем с привлечением исторического материала с первоисточниками, а также обобщения опыта современной практики. Вот такие могут быть перспективы в дальнейшем. То, что интерес к монашеским конференциям большой, я сужу не только по откликам его участников, но и по своим сестрам, состав которых у нас достаточно стабильный. На сестринских собраниях, проводящихся в монастыре еженедельно, я обычно передаю свои впечатления от конференции или круглого стола. Когда же появляются доклады в печатном виде, мы что-то вместе читаем, что-то разбираем – подробно, с пояснениями. Находятся среди сестер желающие почитать какие-то доклады в келье, и для меня это тоже показатель.
Подготовила Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков