Вернули из небытия

Игумения Иова (Иванова)

Богородице-Тихвинский женский монастырь был основан по обету ближайшим сподвижником Петра I генералом-фельдмаршалом Борисом Шереметевым в честь победы над шведами под Полтавой, свершившейся на следующий день по празднованию Тихвинской иконы Божией Матери. Преподобный Макарий Оптинский в отношении духовной жизни ставил этот монастырь выше других женских обителей, так как в его время там жили и подвизались замечательные старицы. Некоторые из них окормлялись у Оптинских старцев. Прискорбно, что в наши дни в поселке Борисовка на Белгородчине (здесь было имение Шереметева, только прежде оно относилось к Курской губернии) находятся жители, которые с удивлением спрашивают: «Неужели поблизости был монастырь?» С настоятельницей обители игуменией Иовой (Ивановой) мы встретились во время работы XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Великая Победа: наследие и наследники». Вспомнили во время беседы нашу журналистскую командировку в Борисовку в конце 2016 года, когда только семь месяцев прошло с тех пор, как возрождающаяся из руин святыня обрела статус монастыря, и поговорили о реалиях сегодняшнего дня.

Монастырь как памятник победы русского оружия в Полтавской битве

Матушка, на портале «Монастырский вестник» было размещено два интервью с Вами: «Сама Матерь Божия нас сюда привела», «И помни весь путь, которым вел тебя Господь…» В целом предстала интересная картина: бывшая журналистка, принявшая монашество, становится игуменией уникальной обители. Вместе с батюшкой, окормлявшим в Рязани стареньких монахинь, живущих по разным причинам вне стен монастыря, и этим небольшим «старушечьим десантом», как Вы с любовью назвали сестер, Вы отправилась за 700 километров в Губкинскую епархию на Белгородчине. Приехали в разруху, где не просто выжили, а вернули к жизни обитель с богатой славной историей. Что сегодня монастырь делает, чтобы вылечить болезнь исторического беспамятства?


Нашему батюшке, игумену Иннокентию (Артемкину), с которым мы все сюда приехали и вместе преодолеваем трудности, делим радости и горести пополам, пришла хорошая идея. Ее-то мы сейчас и воплощаем в жизнь. Делаем мемориал, в котором будут отражены великие битвы русского народа. У подножия Поклонного креста (он уже установлен – очень красивый крест) будут ниши с землей, собранной в местах Куликовской и Полтавской битвы, Бородинского сражения, а также на Прохоровском поле, где произошло самое известное танковое сражение Великой Отечественной войны. Мы провели несколько экспедиций – побывали вначале на Прохоровском поле, это недалеко от нас. Затем вместе со священниками и представителями администрации Борисовки съездили на поле Куликово и Бородино. Благотворитель эту поездку оплатил. Из двух других мест – Полтавы и Ленинградского блокадного кольца – землю для ниш мемориала нам привезли.

Нет ли у Вас опасений, что в связи с событиями на Украине, где историю ставят с ног на голову, слитые для нас в единое целое понятия «Полтавская битва» и «победа русской армии над шведами», «триумф русского оружия» могут вызвать там, мягко говоря, неадекватную реакцию?

К великому сожалению, на примере Украины мы видим, что если уничтожается историческая генетическая память, с этим народом можно делать, что угодно. На этой земле будут жить тогда другие люди. Сколько сейчас молодежи уезжает с Украины?! И посмотрите, как там подрастающим поколениям изменили сознание, вложили в их головы враждебную информацию! Они ведь и про Великую Отечественную войну практически ничего не знают, а если что-то знают, то в таком искаженном виде! Информационная война стремительно набирает обороты. Вспомним, что еще Гитлер в свое время сказал: «Россию можно победить только тогда, когда украинцы и белоруссы забудут, что они русские». Украинцы, как видим, о многом забыли. А молодежь в нашей стране – разве у какой-то ее части не диагностируется болезнь исторического беспамятства? Нам очень хочется, чтобы молодые люди, подростки приходили, приезжали в монастырь, узнавали о нем как о памятнике победы в Полтавской битве и о других великих победах русских воинов. Читали надписи на мраморе, всматривались в изображения битв, со вниманием слушали экскурсовода, затем брали в руки серьезные исторические книги.


Но чтобы возникла потребность углубиться в прошлое, осмыслить его, нужно, наверное, с душой рассказывать о событиях давно минувших дней?

У нас есть замечательный экскурсовод – монахиня Поликсения (Пичиненко). Именно с душой она подходит к своему послушанию знакомить гостей, паломников, экскурсантов с историей обители. Умеет мать Поликсения заинтересовать людей событиями, фактами. Ее, к слову, можно увидеть в недавнем видео-фильме из цикла передач телекомпании «Мир Белогорья», которая пятый год ведет просветительский проект «Святыни Белгородчины». Фильм называется: «"И о всех, и за вся"». О чем молятся в монастыре».

А на каком этапе находится работа по созданию мемориала?

Сейчас художники работают дома. Один, гравер, делает на мраморе гравюры с изображением битв разных эпох. Второй делает само подножие мемориала. Весной мы всё смонтируем.

«Когда приезжаешь сюда, радуется сердце»

Матушка, на Вашей странице ВКонтакте, которую Вы, помнится, ведете с первых дней возрождения обители, я посмотрела названный Вами фильм. Многое заинтересовало, но сейчас хочу обратить внимание на слова игумена Варфоломея, наместника Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря. Как член Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству он был здесь, когда только рассматривалась возможность открытия женской обители в Борисовке. И вот в августе прошлого года отец Варфоломей снова посетил обитель и назвал увиденное чудом.


В первый раз игумен Варфоломей был здесь с заместителем председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельницей Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игуменией Иулианией, пять лет назад. Надо ли говорить о царившей тогда разрухе и неустроенности быта в монастыре, где в лучшие времена подвизалось до полутора тысяч сестер и насчитывалось 68 корпусов? По сути это был целый город, полностью себя обеспечивавший. Настоящая монашеская республика! От нее осталось лишь два полуразрушенных корпуса. Хотя мы радовались и им: всё-таки крыша над головой! Так вот минувшим летом матушка Иулиания, паломничая с сестрами по святым местам Белгородчины, снова заехала в Богородице-Тихвинский монастырь. В составе группы по благословению председателя СОММ Высокопреосвященного архиепископа Каширского Феогноста находился и игумен Варфоломей – как член Коллегии Отдела. Всех тронули его слова, сказанные тележурналистам. С одной стороны, в первый приезд батюшке было страшно смотреть: как всё это человеческими усилиями возможно поднять? Но с другой стороны, видя какую-то ревность, любовь и веру сестринской общины во главе с духовным руководителем, отец Варфоломей, по его признанию, почувствовал, как затеплилась надежда, что здесь какая-то жизнь будет. Только что будет такой расцвет, он предположить не мог. И назвал это благословением Господа, благословением Царицы Небесной. Сказал: «Когда приезжаешь сюда, радуется сердце».


О радости, вызванной позитивными изменениями в обители, говорила в фильме и игумения Иулиания. Сколько раз она была в Борисовском Богородице-Тихвинском монастыре?

Два раза матушка Иулиания приезжала по благословению владыки Феогноста с рабочими визитами, в третий раз – паломницей. Мы ей очень благодарны за ее внимание к обители и за духовные советы, которые помогли укрепить дух нашей монашеской семьи. А чудо возвращения монастыря из небытия произошло благодаря многим людям. Напомню, что когда нас нигде не брали (пожилые и не очень здоровые люди везде считались обузой), молодой архиерей, которому тогда и сорока не было – епископ Губкинский и Грайворонский Софроний – понял и оценил главное: у стареньких монахинь большой молитвенный потенциал. Он принял наш «десант», взяв на себя огромную ответственность. И сегодня владыка столь же ответственно и сердечно относится к нуждам и чаяниям сестер. Монастырь в епархии единственный. Сейчас в нем 12 насельниц. Самой молодой 60 лет исполнится. Возраст самой старой насельницы весьма почтенный – 95 лет. Мне часто приходится от сестер слышать: «Ой, давление подскочило!», «Ой, сердце прихватило!» При немощи нашей у нас основной труд молитвенный. Псалтирь читается круглые сутки. Акафистное пение каждый день. Ежедневно совершаются богослужения – утренние и вечерние, а ночные службы – с субботы на воскресенье, под великие двунадесятые и под престольные праздники. К тому же у каждой насельницы есть свое личное правило. Еще поступает много поминальных записок. Причем не только через церковную лавку, но и по Интернету. Мы их принимаем – и не обязательно за пожертвования. У кого есть возможность, тот присылает какую-то милостыньку, у кого нет возможности – просто пишет имена близких и просит помолиться. Отвечаем всем: «Принято» и молимся. Молитва идет. В целом же полагаю, что наши монахини преклонного возраста и я вместе с ними, грубо говоря, являемся удобрением. Мы этот монастырь немножечко подняли, а следующие поколения примут от нас ожившую обитель и будут ее развивать. Верю, что молодое монашество сюда придет.


Кого еще Вы можете назвать из тех, кто помогал выводить обитель из забвения, налаживать монастырскую жизнь здесь практически с нуля?

Конечно, главу администрации поселка Алексея Васильевича Хуторного, которого все называют мэром Борисовки. Хороший, добрый, порядочный человек. Верующий. В церковь ходит, причащается. Я уже рассказывала в предыдущих интервью, что первое время мы жили в диких условиях: ни воды, ни электричества, ни нормальных помещений – ничегошеньки не было! Алексей Васильевич как взял нас под свою опеку, так и по сей день опекает, продолжает оказывать помощь. Поначалу даже сам сюда воду возил. В небольшой музейной экспозиции монастыря среди других экспонатов можно увидеть обыкновенный чайник. На него многие гости и паломники обращают внимание: почему он здесь? Поначалу этот чайник был единственным из нашей кухонной утвари. Мы в нем и воду кипятили, и кашу варили. Мэр воду привозил, сестры готовили… Сейчас много критики звучит в адрес чиновников разного ранга, но люди должны понимать, что чиновников нужно не критиковать, а надо молиться о них. Большинство из них – дети своего времени. Прошел век безбожия, государственного атеизма – чего можно ожидать от безбожников? Следует себе уяснить, что никакая партия, никакая секта Россию не выручит – ее спасет только Православие. Будут у нас в правительстве воцерковленные люди, значит, они не станут свою Родину продавать и принимать такие законы, что направлены на вымирание населения. Будут в наших школах православные учителя, они не станут воспитывать космополитов, а воспитают патриотов своего Отечества. Если в больницах и в клиниках будут православные врачи, прекратится нажива на неизлечимо больных людях.

А за мэра Борисовки вы в монастыре молитесь?

Молимся за раба Божия Алексия и за всю его семью.

Также по Вашей странице ВКонтакте прослеживается: высказанная Вами мысль, что когда-то прославленная, но теперь полуразрушенная и позабытая обитель должна стать народным достоянием, нашла отклик в сердцах незнакомых людей. На «первый ручеек» пожертвований в монастыре сделали монтаж окон на втором этаже кирпичного здания и стали собирать средства на установку окон на третьем этаже. Какое еще применение было, скажем, народным деньгам, поступившим благодаря обращениям через социальные сети?

Еще народные деньги пошли на написание икон в Никольском храме – домовом храме, возрожденном недавно на своем историческом месте (на втором этаже бывшего больничного корпуса). Первый наш храм, совсем маленький, в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона, мы обустроили в здании бывшей трапезной, как только приехали на эту землю. Сегодня в нем находятся все старые иконы, которые к нам приходили, и ковчеги с частицами мощей святых. У нас более 80 частиц мощей великих угодников Божиих. А в Никольском – все иконы новые. Писала святые лики прихожанка монастыря, иконописец Елена Кучинская, помогали ей сестры – монахиня Поликсения (Пичиненко), инокиня Лидия (Курта). А в середине января было завершено изготовление последнего мозаичного образа для алтаря.

Мозаичного?

Написать большую храмовую икону стоит в десятки раз дороже, чем изготовить вот так, как у нас, в технике «алмазной мозаики». Решился на этот кропотливый труд духовник монастыря игумен Иннокентий. С завидным терпением работал батюшка над каждой иконой. Помогали ему алтарники, прихожане. Сейчас эти образа, обрамленные красивыми резными киотами, искрятся, как бы пронизанные светом. И выглядят не хуже писанных! Никольский храм светлый, красивый, и когда я в него вхожу, то мне кажется, что нигде такого красивого храма нет! Что касается бытовых условий, они теперь слава Богу, хорошие, жить можно. Скоро еще один корпус откроется, где и коммуникации будут получше, и в целом он будет посовременнее. Туда переберется и наша воскресная школа – для ребят там приготовлены просторные удобные классы, большая костюмерная.

Собор станет сердцем монастыря

Матушка, пять с половиной лет назад на Монастырской горке вновь зазвучала молитва, и столько всего было сделано за это время! Сейчас наступил новый этап – восстановление собора в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Из сообщений СМИ известно, что обратил внимание на обитель и губернатор Белгородской области.


Да, Евгений Степанович Савченко активно поддерживает идею возвращения прежнего облика и значения этого святого места, намоленного веками. В мае 2019 года градостроительный совет при губернаторе утвердил трехлетний план реконструкции обители. 1 июня 2019 года наш правящий архиерей епископ Софроний совершил чин освящения закладного камня в основание будущего собора. Согласно проекту, собор будет пятиглавый и внешне похожий на тот, каким его можно увидеть на сохранившихся старинных фотографиях. Строится он предположительно на том же месте, где был. К монастырю будет проложена новая дорога с освещением, чтобы люди могли приходить на ночные службы. В планах также озеленение территории: высадка сирени, роз, фруктовых деревьев. И, как заверяют проектировщики, Тихвинский храм высотой в 33 метра в шпиле, с красивой подсветкой, можно будет увидеть из любой точки в Борисовке.

Монастырь с такой историей заслуживает того, чтобы его поднимали всем миром – и монашествующие, и миряне, и власти. Он неспроста был посвящен чудотворной Тихвинской иконе. Отправляясь на Полтавское сражение, Борис Петрович Шереметов дал обет построить в случае победы женскую обитель в честь любимой иконы, поместив перед битвой у себя на груди маленький медный Тихвинский образ. Решив в 1709 году дать шведам генеральное сражение, Петр I назначил его на 26 июня. По совпадению именно в этот день совершалось празднование чудотворной Тихвинской иконе. Благочестивый фельдмаршал уговорил государя отсрочить сражение на один день, чтобы почтить праздник торжественным богослужением и испросить русскому воинству покров и заступничество Божией Матери. Днем позже, командуя центром русской армии, Шереметев отличился беспримерным мужеством. Находясь под жесточайшим огнем, он остался невредимым даже тогда, когда пуля, пробив латы и платье, задела рубашку, проглядывавшую из-под расстегнутого камзола. Легенда гласит, что именно Тихвинский образок на груди защитил фельдмаршала от смерти. А впоследствии в окрестностях созданного им монастыря по молитвам к Матери Божией стали происходить многочисленные чудеса. Сама Царица Небесная являлась здесь не единожды – четыре случая описаны и упоминаются в акафисте.

Первую нашу встречу, матушка Иова, Вы заключили словами, что одно из самых больших Ваших желаний как игумении – это чтобы Господь сохранил всех сестер, отважившихся сюда приехать, до благолепия монастырского. Но при этом высказали грустную мысль: вероятно, скоро пойдут первые гробы, так как есть совсем старенькие насельницы и здоровье их подводит…

У нас уже появилось маленькое монастырское кладбище с двумя могилками. В 2018 году Господь призвал к Себе схимонахиню Гавриилу (Булякову), в прошлом году – инокиню Матрону (Маркину). Сестры не дожили до того долгожданного часа, когда забьется сердце монастыря – Тихвинский собор. Но они видели, как обитель развивается, благоукрашается, и радовались этому.


Возвращаясь к словам, наместника Николо-Угрешского монастыря игумена Варфоломея о чуде возрождения Борисовской обители, уместно будет сказать, что один из аспектов этого чуда видится в стремлении монастыря участвовать в деле восстановления национального сознания. Вероятно, поэтому Вы с батюшкой решили в мемориале обозначить не только на Полтавскую битву, но связать воедино разные исторические эпохи и сделать многовековую историю нашего Отечества живой и интересной для молодых и подрастающих поколений?

На нынешнем монашеском форуме в стенах Московского Данилова монастыря митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, говоря об исторической памяти и беспамятстве, привел образ высохшего дерева, которое без корней, и потому оно совершенно мертвое. Мы, немногочисленная монашеская семья в Борисовском монастыре, хотим, чтобы у нашего народа были корни, и народ бы к ним припадал, и эти корни его бы питали. Поэтому и стараемся внести свою лепту в общее дело сохранения и укрепления исторической памяти в ее неискаженном виде.


Беседовала Нина Ставицкая

Фото представлены из архива монастыря, а также взяты в открытом доступе

Материалы по теме

Публикации

Научно-практическая конференция
Игумен Никодим (Федоров), настоятель ярославского Спасо-Афанасиевского мужского монастыря
Протоиерей Михаил Дудко
Научно-практическая конференция
Игумен Никодим (Федоров), настоятель ярославского Спасо-Афанасиевского мужского монастыря
Протоиерей Михаил Дудко

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии