Вернули из небытия

Игумения Иова (Иванова)

Богородице-Тихвинский женский монастырь был основан по обету ближайшим сподвижником Петра I генералом-фельдмаршалом Борисом Шереметевым в честь победы над шведами под Полтавой, свершившейся на следующий день по празднованию Тихвинской иконы Божией Матери. Преподобный Макарий Оптинский в отношении духовной жизни ставил этот монастырь выше других женских обителей, так как в его время там жили и подвизались замечательные старицы. Некоторые из них окормлялись у Оптинских старцев. Прискорбно, что в наши дни в поселке Борисовка на Белгородчине (здесь было имение Шереметева, только прежде оно относилось к Курской губернии) находятся жители, которые с удивлением спрашивают: «Неужели поблизости был монастырь?» С настоятельницей обители игуменией Иовой (Ивановой) мы встретились во время работы XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Великая Победа: наследие и наследники». Вспомнили во время беседы нашу журналистскую командировку в Борисовку в конце 2016 года, когда только семь месяцев прошло с тех пор, как возрождающаяся из руин святыня обрела статус монастыря, и поговорили о реалиях сегодняшнего дня.

Монастырь как памятник победы русского оружия в Полтавской битве

Матушка, на портале «Монастырский вестник» было размещено два интервью с Вами: «Сама Матерь Божия нас сюда привела», «И помни весь путь, которым вел тебя Господь…» В целом предстала интересная картина: бывшая журналистка, принявшая монашество, становится игуменией уникальной обители. Вместе с батюшкой, окормлявшим в Рязани стареньких монахинь, живущих по разным причинам вне стен монастыря, и этим небольшим «старушечьим десантом», как Вы с любовью назвали сестер, Вы отправилась за 700 километров в Губкинскую епархию на Белгородчине. Приехали в разруху, где не просто выжили, а вернули к жизни обитель с богатой славной историей. Что сегодня монастырь делает, чтобы вылечить болезнь исторического беспамятства?


Нашему батюшке, игумену Иннокентию (Артемкину), с которым мы все сюда приехали и вместе преодолеваем трудности, делим радости и горести пополам, пришла хорошая идея. Ее-то мы сейчас и воплощаем в жизнь. Делаем мемориал, в котором будут отражены великие битвы русского народа. У подножия Поклонного креста (он уже установлен – очень красивый крест) будут ниши с землей, собранной в местах Куликовской и Полтавской битвы, Бородинского сражения, а также на Прохоровском поле, где произошло самое известное танковое сражение Великой Отечественной войны. Мы провели несколько экспедиций – побывали вначале на Прохоровском поле, это недалеко от нас. Затем вместе со священниками и представителями администрации Борисовки съездили на поле Куликово и Бородино. Благотворитель эту поездку оплатил. Из двух других мест – Полтавы и Ленинградского блокадного кольца – землю для ниш мемориала нам привезли.

Нет ли у Вас опасений, что в связи с событиями на Украине, где историю ставят с ног на голову, слитые для нас в единое целое понятия «Полтавская битва» и «победа русской армии над шведами», «триумф русского оружия» могут вызвать там, мягко говоря, неадекватную реакцию?

К великому сожалению, на примере Украины мы видим, что если уничтожается историческая генетическая память, с этим народом можно делать, что угодно. На этой земле будут жить тогда другие люди. Сколько сейчас молодежи уезжает с Украины?! И посмотрите, как там подрастающим поколениям изменили сознание, вложили в их головы враждебную информацию! Они ведь и про Великую Отечественную войну практически ничего не знают, а если что-то знают, то в таком искаженном виде! Информационная война стремительно набирает обороты. Вспомним, что еще Гитлер в свое время сказал: «Россию можно победить только тогда, когда украинцы и белоруссы забудут, что они русские». Украинцы, как видим, о многом забыли. А молодежь в нашей стране – разве у какой-то ее части не диагностируется болезнь исторического беспамятства? Нам очень хочется, чтобы молодые люди, подростки приходили, приезжали в монастырь, узнавали о нем как о памятнике победы в Полтавской битве и о других великих победах русских воинов. Читали надписи на мраморе, всматривались в изображения битв, со вниманием слушали экскурсовода, затем брали в руки серьезные исторические книги.


Но чтобы возникла потребность углубиться в прошлое, осмыслить его, нужно, наверное, с душой рассказывать о событиях давно минувших дней?

У нас есть замечательный экскурсовод – монахиня Поликсения (Пичиненко). Именно с душой она подходит к своему послушанию знакомить гостей, паломников, экскурсантов с историей обители. Умеет мать Поликсения заинтересовать людей событиями, фактами. Ее, к слову, можно увидеть в недавнем видео-фильме из цикла передач телекомпании «Мир Белогорья», которая пятый год ведет просветительский проект «Святыни Белгородчины». Фильм называется: «"И о всех, и за вся"». О чем молятся в монастыре».

А на каком этапе находится работа по созданию мемориала?

Сейчас художники работают дома. Один, гравер, делает на мраморе гравюры с изображением битв разных эпох. Второй делает само подножие мемориала. Весной мы всё смонтируем.

«Когда приезжаешь сюда, радуется сердце»

Матушка, на Вашей странице ВКонтакте, которую Вы, помнится, ведете с первых дней возрождения обители, я посмотрела названный Вами фильм. Многое заинтересовало, но сейчас хочу обратить внимание на слова игумена Варфоломея, наместника Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря. Как член Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству он был здесь, когда только рассматривалась возможность открытия женской обители в Борисовке. И вот в августе прошлого года отец Варфоломей снова посетил обитель и назвал увиденное чудом.


В первый раз игумен Варфоломей был здесь с заместителем председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельницей Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игуменией Иулианией, пять лет назад. Надо ли говорить о царившей тогда разрухе и неустроенности быта в монастыре, где в лучшие времена подвизалось до полутора тысяч сестер и насчитывалось 68 корпусов? По сути это был целый город, полностью себя обеспечивавший. Настоящая монашеская республика! От нее осталось лишь два полуразрушенных корпуса. Хотя мы радовались и им: всё-таки крыша над головой! Так вот минувшим летом матушка Иулиания, паломничая с сестрами по святым местам Белгородчины, снова заехала в Богородице-Тихвинский монастырь. В составе группы по благословению председателя СОММ Высокопреосвященного архиепископа Каширского Феогноста находился и игумен Варфоломей – как член Коллегии Отдела. Всех тронули его слова, сказанные тележурналистам. С одной стороны, в первый приезд батюшке было страшно смотреть: как всё это человеческими усилиями возможно поднять? Но с другой стороны, видя какую-то ревность, любовь и веру сестринской общины во главе с духовным руководителем, отец Варфоломей, по его признанию, почувствовал, как затеплилась надежда, что здесь какая-то жизнь будет. Только что будет такой расцвет, он предположить не мог. И назвал это благословением Господа, благословением Царицы Небесной. Сказал: «Когда приезжаешь сюда, радуется сердце».


О радости, вызванной позитивными изменениями в обители, говорила в фильме и игумения Иулиания. Сколько раз она была в Борисовском Богородице-Тихвинском монастыре?

Два раза матушка Иулиания приезжала по благословению владыки Феогноста с рабочими визитами, в третий раз – паломницей. Мы ей очень благодарны за ее внимание к обители и за духовные советы, которые помогли укрепить дух нашей монашеской семьи. А чудо возвращения монастыря из небытия произошло благодаря многим людям. Напомню, что когда нас нигде не брали (пожилые и не очень здоровые люди везде считались обузой), молодой архиерей, которому тогда и сорока не было – епископ Губкинский и Грайворонский Софроний – понял и оценил главное: у стареньких монахинь большой молитвенный потенциал. Он принял наш «десант», взяв на себя огромную ответственность. И сегодня владыка столь же ответственно и сердечно относится к нуждам и чаяниям сестер. Монастырь в епархии единственный. Сейчас в нем 12 насельниц. Самой молодой 60 лет исполнится. Возраст самой старой насельницы весьма почтенный – 95 лет. Мне часто приходится от сестер слышать: «Ой, давление подскочило!», «Ой, сердце прихватило!» При немощи нашей у нас основной труд молитвенный. Псалтирь читается круглые сутки. Акафистное пение каждый день. Ежедневно совершаются богослужения – утренние и вечерние, а ночные службы – с субботы на воскресенье, под великие двунадесятые и под престольные праздники. К тому же у каждой насельницы есть свое личное правило. Еще поступает много поминальных записок. Причем не только через церковную лавку, но и по Интернету. Мы их принимаем – и не обязательно за пожертвования. У кого есть возможность, тот присылает какую-то милостыньку, у кого нет возможности – просто пишет имена близких и просит помолиться. Отвечаем всем: «Принято» и молимся. Молитва идет. В целом же полагаю, что наши монахини преклонного возраста и я вместе с ними, грубо говоря, являемся удобрением. Мы этот монастырь немножечко подняли, а следующие поколения примут от нас ожившую обитель и будут ее развивать. Верю, что молодое монашество сюда придет.


Кого еще Вы можете назвать из тех, кто помогал выводить обитель из забвения, налаживать монастырскую жизнь здесь практически с нуля?

Конечно, главу администрации поселка Алексея Васильевича Хуторного, которого все называют мэром Борисовки. Хороший, добрый, порядочный человек. Верующий. В церковь ходит, причащается. Я уже рассказывала в предыдущих интервью, что первое время мы жили в диких условиях: ни воды, ни электричества, ни нормальных помещений – ничегошеньки не было! Алексей Васильевич как взял нас под свою опеку, так и по сей день опекает, продолжает оказывать помощь. Поначалу даже сам сюда воду возил. В небольшой музейной экспозиции монастыря среди других экспонатов можно увидеть обыкновенный чайник. На него многие гости и паломники обращают внимание: почему он здесь? Поначалу этот чайник был единственным из нашей кухонной утвари. Мы в нем и воду кипятили, и кашу варили. Мэр воду привозил, сестры готовили… Сейчас много критики звучит в адрес чиновников разного ранга, но люди должны понимать, что чиновников нужно не критиковать, а надо молиться о них. Большинство из них – дети своего времени. Прошел век безбожия, государственного атеизма – чего можно ожидать от безбожников? Следует себе уяснить, что никакая партия, никакая секта Россию не выручит – ее спасет только Православие. Будут у нас в правительстве воцерковленные люди, значит, они не станут свою Родину продавать и принимать такие законы, что направлены на вымирание населения. Будут в наших школах православные учителя, они не станут воспитывать космополитов, а воспитают патриотов своего Отечества. Если в больницах и в клиниках будут православные врачи, прекратится нажива на неизлечимо больных людях.

А за мэра Борисовки вы в монастыре молитесь?

Молимся за раба Божия Алексия и за всю его семью.

Также по Вашей странице ВКонтакте прослеживается: высказанная Вами мысль, что когда-то прославленная, но теперь полуразрушенная и позабытая обитель должна стать народным достоянием, нашла отклик в сердцах незнакомых людей. На «первый ручеек» пожертвований в монастыре сделали монтаж окон на втором этаже кирпичного здания и стали собирать средства на установку окон на третьем этаже. Какое еще применение было, скажем, народным деньгам, поступившим благодаря обращениям через социальные сети?

Еще народные деньги пошли на написание икон в Никольском храме – домовом храме, возрожденном недавно на своем историческом месте (на втором этаже бывшего больничного корпуса). Первый наш храм, совсем маленький, в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона, мы обустроили в здании бывшей трапезной, как только приехали на эту землю. Сегодня в нем находятся все старые иконы, которые к нам приходили, и ковчеги с частицами мощей святых. У нас более 80 частиц мощей великих угодников Божиих. А в Никольском – все иконы новые. Писала святые лики прихожанка монастыря, иконописец Елена Кучинская, помогали ей сестры – монахиня Поликсения (Пичиненко), инокиня Лидия (Курта). А в середине января было завершено изготовление последнего мозаичного образа для алтаря.

Мозаичного?

Написать большую храмовую икону стоит в десятки раз дороже, чем изготовить вот так, как у нас, в технике «алмазной мозаики». Решился на этот кропотливый труд духовник монастыря игумен Иннокентий. С завидным терпением работал батюшка над каждой иконой. Помогали ему алтарники, прихожане. Сейчас эти образа, обрамленные красивыми резными киотами, искрятся, как бы пронизанные светом. И выглядят не хуже писанных! Никольский храм светлый, красивый, и когда я в него вхожу, то мне кажется, что нигде такого красивого храма нет! Что касается бытовых условий, они теперь слава Богу, хорошие, жить можно. Скоро еще один корпус откроется, где и коммуникации будут получше, и в целом он будет посовременнее. Туда переберется и наша воскресная школа – для ребят там приготовлены просторные удобные классы, большая костюмерная.

Собор станет сердцем монастыря

Матушка, пять с половиной лет назад на Монастырской горке вновь зазвучала молитва, и столько всего было сделано за это время! Сейчас наступил новый этап – восстановление собора в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Из сообщений СМИ известно, что обратил внимание на обитель и губернатор Белгородской области.


Да, Евгений Степанович Савченко активно поддерживает идею возвращения прежнего облика и значения этого святого места, намоленного веками. В мае 2019 года градостроительный совет при губернаторе утвердил трехлетний план реконструкции обители. 1 июня 2019 года наш правящий архиерей епископ Софроний совершил чин освящения закладного камня в основание будущего собора. Согласно проекту, собор будет пятиглавый и внешне похожий на тот, каким его можно увидеть на сохранившихся старинных фотографиях. Строится он предположительно на том же месте, где был. К монастырю будет проложена новая дорога с освещением, чтобы люди могли приходить на ночные службы. В планах также озеленение территории: высадка сирени, роз, фруктовых деревьев. И, как заверяют проектировщики, Тихвинский храм высотой в 33 метра в шпиле, с красивой подсветкой, можно будет увидеть из любой точки в Борисовке.

Монастырь с такой историей заслуживает того, чтобы его поднимали всем миром – и монашествующие, и миряне, и власти. Он неспроста был посвящен чудотворной Тихвинской иконе. Отправляясь на Полтавское сражение, Борис Петрович Шереметов дал обет построить в случае победы женскую обитель в честь любимой иконы, поместив перед битвой у себя на груди маленький медный Тихвинский образ. Решив в 1709 году дать шведам генеральное сражение, Петр I назначил его на 26 июня. По совпадению именно в этот день совершалось празднование чудотворной Тихвинской иконе. Благочестивый фельдмаршал уговорил государя отсрочить сражение на один день, чтобы почтить праздник торжественным богослужением и испросить русскому воинству покров и заступничество Божией Матери. Днем позже, командуя центром русской армии, Шереметев отличился беспримерным мужеством. Находясь под жесточайшим огнем, он остался невредимым даже тогда, когда пуля, пробив латы и платье, задела рубашку, проглядывавшую из-под расстегнутого камзола. Легенда гласит, что именно Тихвинский образок на груди защитил фельдмаршала от смерти. А впоследствии в окрестностях созданного им монастыря по молитвам к Матери Божией стали происходить многочисленные чудеса. Сама Царица Небесная являлась здесь не единожды – четыре случая описаны и упоминаются в акафисте.

Первую нашу встречу, матушка Иова, Вы заключили словами, что одно из самых больших Ваших желаний как игумении – это чтобы Господь сохранил всех сестер, отважившихся сюда приехать, до благолепия монастырского. Но при этом высказали грустную мысль: вероятно, скоро пойдут первые гробы, так как есть совсем старенькие насельницы и здоровье их подводит…

У нас уже появилось маленькое монастырское кладбище с двумя могилками. В 2018 году Господь призвал к Себе схимонахиню Гавриилу (Булякову), в прошлом году – инокиню Матрону (Маркину). Сестры не дожили до того долгожданного часа, когда забьется сердце монастыря – Тихвинский собор. Но они видели, как обитель развивается, благоукрашается, и радовались этому.


Возвращаясь к словам, наместника Николо-Угрешского монастыря игумена Варфоломея о чуде возрождения Борисовской обители, уместно будет сказать, что один из аспектов этого чуда видится в стремлении монастыря участвовать в деле восстановления национального сознания. Вероятно, поэтому Вы с батюшкой решили в мемориале обозначить не только на Полтавскую битву, но связать воедино разные исторические эпохи и сделать многовековую историю нашего Отечества живой и интересной для молодых и подрастающих поколений?

На нынешнем монашеском форуме в стенах Московского Данилова монастыря митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, говоря об исторической памяти и беспамятстве, привел образ высохшего дерева, которое без корней, и потому оно совершенно мертвое. Мы, немногочисленная монашеская семья в Борисовском монастыре, хотим, чтобы у нашего народа были корни, и народ бы к ним припадал, и эти корни его бы питали. Поэтому и стараемся внести свою лепту в общее дело сохранения и укрепления исторической памяти в ее неискаженном виде.


Беседовала Нина Ставицкая

Фото представлены из архива монастыря, а также взяты в открытом доступе

Материалы по теме

Публикации

Научно-практическая конференция
Игумен Никодим (Федоров), настоятель ярославского Спасо-Афанасиевского мужского монастыря
Протоиерей Михаил Дудко
Научно-практическая конференция
Игумен Никодим (Федоров), настоятель ярославского Спасо-Афанасиевского мужского монастыря
Протоиерей Михаил Дудко

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Петропавловский мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь