В дни работы регионального круглого стола «Практические аспекты принятия в монастырь. Келейное правило монашествующих», который состоялся 12–13 марта 2020 года в Свято-Георгиевском женском монастыре г. Ессентуки Пятигорской и Черкесской епархии, глава епархии, священноархимандрит Успенского Второ-Афонского Бештаугорского монастыря архиепископ Феофилакт поделился с читателями «Монастырского вестника» впечатлениями от форума.
Ваше Высокопреосвященство, на этот раз круглый стол, посвященный обсуждению насущных вопросов монастырской жизни, проходил во вверенной Вашему попечению епархии. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от этого события. Что полезного услышали насельники монастырей на форуме?
Спаситель называет Своих учеников друзьями. Смысл этого становится особенно понятным, когда мы собираемся вместе. Именно дружбу во Христе мы ощутимо переживали в дни нашей братской встречи на Северном Кавказе. Сначала – в разговорах о том, кто как поживает, а затем, обсуждая за круглым столом особенности келейного правила в разных монастырях и возможности его изменения, рассматривая тему приема в монастырь молодых послушников.
Подобные беседы, проходящие в братской атмосфере, приносят большую пользу насельникам наших обителей, ведь большинство из них пока еще не имеет опыта, который складывался бы десятилетиями. А человеку порой бывает страшно и от того, что он не имеет опыта, и от того, что, не имея опыта, терпит нападения лукавого духа. Но когда рядом находятся люди, которые готовы поддержать молитвой, поделиться опытом, а, самое главное, которые деятельно любят нас – своих братьев и сестер во Христе, это конечно, – громадное подспорье, особенно для тех, кто делает первые шаги в монашеской жизни. Вот почему нам так полезно было пообщаться и с председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископом Каширским Феогностом, и с наместником московского Данилова монастыря епископом Солнечногорским Алексием – людьми, которые многие годы своей жизни провели в Троице-Сергиевой лавре, и с матушками игумениями знаменитых московских монастырей.
Участники круглого стола, с которыми нам удалось побеседовать после встречи, действительно отмечали доброжелательную атмосферу собрания, благодаря которой они смогли задать наболевшие вопросы и получить ответы на них. Владыка, что, по Вашему мнению, помогло создать такую атмосферу?
Братское общение как-то сразу сложилось на нашей встрече. Сначала мы вместе молились за Божественной литургией, причащались Святых Христовых Таин, и, если так можно сказать, этот залог единства, сократил и километры расстояния, отделяющего нас друг от друга, и личную дистанцию в общении. Когда ты вместе с человеком молишься, говоря современным языком, в одной геолокационной точке, участвуешь в добром деле, то рушатся все барьеры, отделяющие людей друг от друга, высвобождаются внутренние резервы, которые необходимы для созидания. Я очень благодарен, прежде всего, владыке Феогносту, который сумел задать такой хороший настрой для нашей дискуссии, и она сразу стала не еще одним мероприятием в общем ряду, а важной братской встречей, как и была названа.
Епископ Грозненский Варлаам в приветственном слове участникам круглого стола сказал, что, несмотря на небольшое количество монастырей в его епархии, у насельников есть желание продолжать духовную жизнь, чтобы у людей, которые стремятся к идеалу христианства, была возможность приходить в монастыри. В регионе, где большинство населения исповедует ислам, тем не менее есть православные монастыри, и они настроены развиваться. Как Вы на это смотрите?
Я на это смотрю примерно также, как на необходимость наличия аптек. То, что в городе есть аптека, может и не означать, что жители ежедневно покупают лекарства. Но каждый горожанин знает ее адрес, знает, куда нужно идти в случае, если возникает угроза здоровью. Наши обители всегда были местом спасения как самой братии, которая в них подвизается, так и тех, кто приходит в монастыри, чтобы попросить молитв и помолиться о себе и своих близких. Монастырь – это семья, и в тоже время это такая особая семья, о которой другие говорят: там уж точно ты найдешь то, что ищешь, – лекарство для своей души и своей совести. Когда в нашем регионе человека спрашиваешь о том, знает ли он, где находится храм или монастырь, он с готовностью отвечает: «да-да, знаю, конечно», и безошибочно называет место, где они расположены. Особенно часто мне приходится от паломников слышать, какие монастыри находятся в тех местах, откуда они приезжают. Это говорит о том, что адрес «скорой духовной помощи» сохраняется в памяти человека и люди точно знают, куда нужно идти, чтобы услышать тишину в сердце, услышать свою совесть и сделать правильный выбор.
Есть ли особенности у монастырей Северного Кавказа? И если есть, то какие они?
Они, конечно же, есть. В регионе Кавказских Минеральных Вод бывает много людей, которые приезжают, чтобы поправить физическое здоровье, и здесь становятся паломниками монастырей. Многим из них, в силу различных обстоятельств, непросто сделать такой шаг у себя дома. Это, конечно же, – ложное смущение, как мы знаем, но, тем не менее, лишь приехав в наш регион, они впервые оказываются способными переступить порог монастыря, прийти на исповедь, поучаствовать в церковных таинствах. Можно сказать, что особенность монастырей Пятигорской и Черкесской епархии заключается именно в таком служении – принимать паломников, выслушивать приходящих людей. Иногда это занимает довольно много времени, но насельники наших монастырей безропотно несут это, самое главное, наверное, послушание.
Настоятельница Аланского Богоявленского женского монастыря игумения Нонна (Багаева), предваряя свое выступление на круглом столе, сказала, что для нее очень важным было увидеть воочию людей, беседы с которыми она смотрела на Ютубе, чьи интервью читала в Интернете... Всё же есть определенная польза для монашествующих от Интернета и социальных сетей?
Интернет – это средство коммуникации, но, если говорить о технологиях в целом, то, прежде всего, надо сказать, что полезными или вредными бывают не они сами, а то, как человек их использует. Ведь даже если взять крайний случай, связанный с высокотехнологичным смертоносным оружием, то решение о его применении все равно принимает человек. Тоже самое можно сказать и об Интернете. В каких-то случаях с его помощью проводятся информационные атаки, распространяются ложь и клевета, насаждаются зло и ненависть, но ведь Интернет является и средством общения с духовными людьми, возможностью услышать слова назидания, познакомиться с практическим опытом их духовной жизни… Поэтому при правильном к нему отношении Интернет может и должен приносить пользу в том числе и монашествующим. На нашей встрече мы обсуждали и то, насколько позволительно насельникам монастырей пользоваться средствами электронной связи. Правила, определяющие их использование монашествующими, конечно, должны быть приняты. Мы ведь знаем, что любые правила устанавливаются не потому, что «так надо», а потому что с их помощью легче сохранить все созданное. Есть расхожее мнение, что правила безопасности пишутся трагедиями. Правила монашеской жизни тоже пишутся не только опытом побед, но еще и опытом трагедий.
На XXVIII Рождественских чтениях, посвященных 75-летию победы нашего народа в Великой Отечественной войне, игумен Дионисий (Шленов) в докладе о богословском значении понятия победы значительную его часть посвятил теме поражения как необходимой составляющей пути к победе.
Я бы даже сказал, как безусловной его части. Не бывает побед без поражений, как не бывает и радости без слез. Вся жизнь человека, начиная от самого его рождения, неизбежно предполагает пролитие крови. Без крови матери не появляется на свет ребенок. Без Крови святой Евхаристии и осознания трагедии Креста невозможна жизнь христианина. Осмысление этой трагедии, трагедии Любви, взошедшей на Крест, проходит, в том числе, и через личное переживание своих собственных падений и восстаний.
Что бы Вы пожелали монашествующим своей епархии и вообще всем инокам, которые прочтут нашу беседу на «Монастырском вестнике»?
Благодарим Господа за то, что мы живем в нашем замечательном доме – на благословенном Кавказе и что каждый из нас изо всех сил стремится к тому, чтобы любовь Христова всегда оставалась для нас живым образом, и за то, что мы стремимся к этому образу. Я хотел бы пожелать всем нам праздновать Светлое Христово Воскресение не только в соответствии с календарным временем, но и всегда жить торжеством Победы Христовой – даже тогда, когда приходится вдыхать пыль и грязь жизненных дорог, когда коленки стираются в кровь... Подниматься, отряхиваться и продолжать свой путь, ибо Христос победил смерть.
Беседовала Екатерина Орлова
Фото: Владимир Ходаков
Снимки также предоставлены архивом Успенского Второ-Афонского Бештаугорского монастыря