Державы Российския Божественное утверждение

Архимандрит Алексий (Поликарпов)

В осенний праздник князя Даниила мы вновь возносим к нему свои молитвы, обращаем к нему свои взоры и направляем свои просьбы к этому великому подвижнику Божию. Он для нас близок, он для нас родной отец, и мы верим, что наши молитвы будут услышаны и что он по-отечески милостиво отнесется к нам. В этот день хочется сказать о святых мощах князя Даниила.

Мы знаем насколько важны и значимы останки святых, которые мы именуем мощами. Это может быть одна косточка или целое тело. У греков существует практика, что если мощи сохранились целиком, их не разделяют на части для церковных целей (антиминсов и мощевиков), и они пребывают цельно. У нас в Русской Церкви принято иначе. Мощи святых частицами пребывают во многих храмах и монастырях, чтобы больше людей могли к ним приложиться, помолиться, попросить о помощи. Мы знаем, что мощи святого князя Даниила были обретены при Патриархе Никоне и царе Алексии Михайловиче в 1652 году, при этом и на могиле князя, и во время обретения мощей было множество исцелений. Сначала мощи князя Даниила почивали в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Они были совершенно нетленными, и старые священнослужители говорили, что преподобный Даниил лежал в раке как живой. В 1917 году мощи были перенесены из храма, где пребывали в течение более чем трехсот лет, в Троицкий собор. Перенесение совершали Патриарх Тихон и настоятель Данилова монастыря архиепископ Феодор (Поздеевский). Во время одного из богослужений в Троицком соборе, которое совершал владыка Феодор, некоторые молящиеся видели, как во время каждения впереди владыки, как бы на облаке, шел благоверный князь Даниил в монашеской мантии и затем скрылся в алтаре.

После закрытия Троицкого собора в 1930 году раку с мощами преподобного князя Даниила перенесли в храм Воскресения Словущего, что за южной стеной монастыря, и вскоре мощи были оттуда вывезены неизвестно кем, и с тех пор след их утерян. Много слез было пролито тогда. Сейчас мы молимся князю Даниилу и уповаем, что если он восхощет, то придет время, когда его святые мощи будут обретены снова. Но благословение святого все равно пребывает с на­ми. Мы прикладываемся к мощевикам, к раке с частицами мощей и просим, чтобы он был милостив к нам.

Пытались найти след утраченных мощей. Были предположения, что они могут находиться в Кремле. После войны Святейший Патриарх Алексий I обращался к советскому правительству с просьбой о выдаче для патриаршего собора мощей святых. Существует предание, что Святейшему был предложен выбор между мощами святителя Алексия и благоверного князя Даниила и Патриарх Алексий I выбрал мощи своего небесного покровителя. Мощи святителя Алексия были переданы Церкви в 1948 году. К сожалению, о судьбе мощей князя Даниила до сих пор ничего не известно.

После возобновления Данилова монастыря в него начали возвращаться частицы мощей святого князя. Первыми, 29 мая 1986 года, в обитель были привезены частицы мощей из Америки. Ранее эта святыня находилась у архиепископа Феодора, затем его духовные чада благоговейно хранили ее у себя и даже для большей сохранности перевезли в Америку, а когда была возрождена обитель князя Даниила, частицы мощей передали митрополиту всей Америки и Канады Феодосию для возвращения на Родину. При передаче мощей Блаженнейший Феодосий сказал: «Этот ковчег со святыми мощами принадлежит Русской Православной Церкви как ее естественное достояние и национальная святыня. Американская Православная Церковь с любовью возвращает ее Данилову монастырю». В то время наместник Данилова владыка, а ныне митрополит Владимирский Евлогий в ответном слове выразил глубокую сердечную благодарность митрополиту Феодосию и отметил, что драгоценный ковчег с мощами братия монастыря принимает от него как из рук самого благоверного князя Даниила, соблаговолившего вернуться в основанную им обитель.

В своей книге «Это было чудо Божие» владыка Евлогий так пишет об этом событии: «Большая частица мощей – ребро и один позвонок, возвращенные в обитель в год открытия монастыря из Америки, по своей духовной значимости стали не только самой яркой страницей летописи монастыря, но и огромным событием для всей Русской Православной Церкви».

И сейчас все мы – и насельники обители, и прихожане – с благоговением притекаем и к раке со святыми мощами князя Даниила в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, и к ковчегу в Троицком соборе. И всегда святой князь как живой предстоит перед нами. Братия в течение всей седмицы в шесть утра совершает братский молебен у раки святого князя и просит, чтобы князь Даниил постоянно пребывал с нами, живущими на земле и обращающими к нему свои молитвы: «Церкве Христовы похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение...» И сейчас каждый из нас, помня о том, что творится вокруг, что совершается в мире, в нашей стране и на православной родственной нам Украине, с особым чувством обращается в своих молитвах к князю Даниилу: «Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людях твоих насаждая, злобу же, и междоусобие и нравов развращение искореняя». Просим, чтобы он не оставил нас, живущих здесь, на земле: «Всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими»...

Я думаю, что князь святой слышит нас и обязательно поможет, потому что он монах, он миротворец, он государственный деятель, основатель и покровитель града Москвы и всея России чудотворец. И все это нужно нам особенно сейчас, когда мы видим, что совсем рядом с нами горе, беда и смерть приходят к людям. Сейчас все мы особенно нуждаемся в молитвах и нам особенно нужна помощь святых, которые предстоят пред Богом и имеют большое дерзновение пред Ним. Мы просим: «Не остави нас, благоверный княже Данииле, заступись за нас, помолись о нас, помоги нам, грешным и убогим». Аминь.


Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь