С нами Бог!

Архимандрит Илия (Рейзмир)

Проповедь в Рождественский сочельник.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
 

«С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!» [1] Дорогие братия и сестры! Сегодня мы вместе со всей Православной Церковью встречаем один из величайших праздников — Рождество Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, принимающего на Себя человеческое тело и душу, чтобы в образе человека спасти людей от рабства диавола, греха и от осуждения на вечную смерть. Говоря о событии Рождества Христова, святой евангелист Матфей пишет: «Все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка Исайю, который говорит: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». [2] Этими словами святой евангелист Матфей говорит нам, что все, что произошло в те дни на земле: и необыкновенное обручение юной Девы Марии престарелому хранителю Ее девства, праведному Иосифу, и благовещение святого архангела Гавриила, и непорочное зачатие от Духа Святого, и преславное рождение Господа Иисуса Христа, — все это было предопределено в совете Божием и предсказано святыми пророками, особенно ясно пророком Исайей. В этом преславном событии рождения на земле Сына Божия, ожидаемого веками Спасителя мира, люди должны были увидеть величайшую к ним любовь и, переживая все это, с радостью восчувствовать, что действительно с нами Бог! В праздник Рождества Христова поются дорогие сердцу слова, выражающие сущность величайшего события рождения на земле Сына Божия. «Сего ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет», [3] — поет Святая Церковь. В этих словах церковной песни указана цель, исполнить которую пришел на землю во плоти Сын Божий; именно та цель, чтобы человека, созданного для неба, но падшего и умерщвленного грехом, порабощенного земными страстями, снова возвести на небо при том справедливом условии, если он, осознав свое крайнее заблуждение и гибельность избранного им пути, обратится всем сердцем к Богу, от Которого отпал, покается, отвергнет житейские пристрастия, возлюбит Бога и поживет на земле небесно, насколько возможно, при помощи божественной благодати. Такова цель празднуемого ныне пришествия Бога на землю во плоти. Он явился, чтобы отвратить от нас крайнее бесчестье греха и страстей, избавить от гибельного рабства диаволу, от праведного проклятья и вечной смерти, возродить нас благодатью крещения, усыновить нас и даровать нам Духа Святого, с помощью Которого мы могли бы достичь Царства Небесного.

«Слава в вышних Богу, — воспевали небесные воинства в час рождества Христова, — и на земли мир, во человецех благоволение». [4] Итак, мир, примирение с Богом — вот самое важное, что даровано нам через воплощение Сына Божия. Нет теперь уже преграды, которая раньше отделяла человека от Бога и неба: грехи человечества искуплены Христом, и мы имеем открытый доступ к престолу благодати Божией. [5] Поэтому мы должны дорожить этим миром, снисшедшим с неба на землю; с сегодняшнего дня мы должны приложить все свои старания, чтобы начать новую, святую жизнь, использовать дарованное Господом спасение. Господь приходил на землю и для того еще, чтобы установить мир между людьми, которые до Его пришествия большей частью жили во вражде между собой. Сохраняем ли мы этот мир, дорогие братья и сестры, который утвержден был крепко в первые времена Церкви Христовой? Помните, что сказал Тот, рождение Которого мы ныне празднуем:«Все же вы — братья»? [6] Какое дорогое имя! Да, мы братья по новому рождению от Бога, и должны вести себя по отношению друг к другу, как братья. Мы должны поддерживать между собою мир, постоянно уступая друг другу, почитая один другого высшим себя, а себя — грешнее всех.

И божественные намерения, божественные планы касательно нашего возрождения, освящения и обновления совершились в людях, то есть во множестве спасенных людей, которые послушались гласа Божия и пошли путем спасительным. Бесчисленное множество святых угодников Божиих оправдали своею жизнью божественный план спасения и оправдана божественнаяпремудрость чадами ее. [7] Этот дивный божественный план спасения совершается и ныне во всех людях, которые слушаются голоса Божия, зовущего их ко спасению и Царствию Божию. И мы теперь уже с глубокой верой восклицаем: «С нами Бог!» Ибо знаем, что Он открыл Себя на земле в лице нашего Спасителя, Который до скончания века обещал пребывать с нами. Это радостное для нас обещание Он дал перед Своим вознесением, сказал, что никогда не оставит Своей Церкви, которую Он приобрел Себе кровию Своею. [8] И мы сами свидетели тому, как Спаситель через Свою Святую Православную Церковь не перестает и не перестанет звать людей ко спасению, преподавать людям все средства для достижения вечного спасения: Свою божественную силу и помощь через спасительное учение, Свои спасительные таинства, Своих учителей и пастырей, которым вверил руководство к небу искупленного человечества. «С нами Бог!» — так мы говорим, так мы знаем, так мы и веруем. Он с нами, но мы, дорогие братия и сестры, в Нем ли пребываем? Открываем ли свое сердце навстречу, живет ли Он в нашем сердце? Господь обещает, что Он войдет в сердце только того, кто исполняет Его заповеди, слышит Его божественный глас, которым Он стучится в сердце каждого из нас; и, безусловно, к тому, кто откликнется на этот зов, Спаситель придет и будет обитать в нем. И большей радости, как ощущать в своем сердце, что с нами Бог, быть не может.

Итак, дорогие братия и сестры! О горнем помышляйте, а не о земном. [9] Знайте, что наше жительство — на небесах.[10] Христос родился — славьте; Христос пришел с небес — встречайте. Христос на земле — возноситесь мыслями и сердцами на небеса, а не прилепляйтесь к земному, не служите похотям плотским. В противном случае горе нам за нерадение о спасении.

А сколько людей не заботится о своем спасении, к великому прискорбию Матери Церкви! Как много погибающих по своей воле, которые отвергают Спасителя и своими делами ни во что вменяют Его сошествие на землю, Его жизнь, учение и Его чудеса, страдания и смерть за нас.

Гордые, неверующие, преданные всем сердцем только земному, сребролюбивые, завистливые, враждующие, пьяницы и вообще все неисправляющиеся и нераскаянные грешники ни во что ставят пришествие Спасителя на землю. Но горе тем, которые Сына Божия попирают своим маловерием и неверием, пристрастием к земному, — их пожрет вечный огонь геенны. Всем неверным и нераскаянным грешникам участь в озере, горящем огнем и серою, сказано в слове Божием. [11]

Будем же, дорогие братия и сестры, достойно встречать великий праздник и проводить его в воздержании, чистоте, богомыслии, в делах милосердия, а не в пьянстве, плотской нечистоте, не в пустословии, не в чревообъедении и других грехах. Братия, время нам праздновать праздники разумно, благочестиво. Господь да сохранит нас всех от всякого греховного дела. Да будет праздник наш угоден Спасителю и полезен для нашего спасения, чтобы мы, переживая эту духовную радость, благодать Рождественской ночи и всего праздника, всегда, в течение всей жизни, хранили эту радость и чувствовали, что действительно с нами Бог. Аминь.

Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2010. С. 3 - 6

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] См. чин великого повечерия.

[2] Мф. 1, 22-23. Ис. 7, 14.

[3] Кондак 8 акафиста Иисусу Сладчайшему.

[4] Лк. 2, 14.

[5] Евр. 4, 16.

[6] Мф. 23, 8.

[7] Мф. 11, 19.

[8] Деян. 20, 28.

[9] Кол. 3, 2.

[10] Флп. 3, 20.

[11] Откр. 21, 8. 


Материалы по теме

Монастыри

Свято-Троицкая Сергиева лавра
Московская область, Сергиев Посад, Красногорская площадь, 2
Свято-Троицкая Сергиева лавра
Московская область, Сергиев Посад, Красногорская площадь, 2
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Макарьева пустынь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.