Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
«Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас»[1], – так воспевает в нынешний день Святая Церковь, прославляя Господа. Господа, явившегося во плоти; Господа, пришедшего креститься на Иордан; Господа, посетившего нас Своею благодатью и открывшего Своим явлением тайну Святой Троицы.
Нынешний день именуется Крещением, Богоявлением. Явился Бог во плоти. Господь, некогда родившийся в Вифлееме, подрастал до возраста Своего общественного служения, преуспевая у Бога и человеков, воспитываясь по иудейскому закону в праведной семье – у Иосифа и Пречистой Девы Марии. Он в возрасте тридцати лет вышел на общественное служение.
Перед этим Он приходит к реке Иордан. Здесь Иоанн Креститель возвещал народу, чтобы он готовился к встрече Мессии. «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное» (Мф. 3, 2). Христос Спаситель приходит к тому месту, где до этого крестилось множество людей. Иоанн в страхе и трепете встречает Спасителя и говорит: «Не мне подобает крестить Тебя, но мне нужно креститься от Тебя» (См.: Мф. 3, 14). Господь же останавливает его: «Оставь теперь, Мне подобает исполнить всякую правду» (См.: Мф. 3, 15).
И тогда крестил Предтеча своего Спасителя. Когда Господь выходил из воды Иорданской, то отверзлись небеса, и был услышан голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17), и Дух в виде голубя явился над водами. Здесь мы видим явление Святой Троицы: Бога Отца – в гласе, Бога Сына – в водах Иорданских и Бога Духа – в виде голубя.
И по сей день в Иерусалимской Церкви существует обычай: в то время, когда Патриарх освящает воду в реке Иордане на месте, где крестился Спаситель, выпускают голубей, специально для этого приготовленных. И голуби, взлетевшие в небо, являются символами радостной вести о Духе Святом, о благодати Божией, которая пришла в мир.
Господь крестился Сам, не имея в этом потребности, и тем не менее, крестившись, Он омыл грехи всех людей и освятил иорданские воды, дал нам образ Новозаветного Крещения. Погружаясь в воды Иордана, Христос Своим Крещением потребил всякое беззаконие мирское. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Новое чудо! О несказанная благодать! Христос подвизается, а я приемлю часть. Он крещается, а я отлагаю скверну. На Него нисходит Дух Святой, а мне подается оставление грехов. Пред Ним отверзаются небеса, а я восхожу на них. Является крещающемуся горнее Царствие, а я остаюсь наследником его»[2].
Крестился Господь и нам напоминает о нашем Крещении, что некогда мы младенцами или в сознательном возрасте исполнили это Таинство и получили благодать Святого Духа. В Таинстве Крещения перерождается человек: оставляются грехи, омывается скверна, и некогда беззаконный человек может стать святым.
Церковная история сохранила для нас следующий рассказ: когда в IV веке в Риме при императоре Диоклетиане христиан гнали, мучили, уничтожали, позволяли себе всяческие насмешки и кощунства, однажды в одном из театральных представлений изображалось Крещение. Актеры на сцене исполняли все, что требовалось для этого Таинства. И внезапно комический актер по имени Генесий, который изображал крещаемого, после того как его облекли в белые одежды, в порыве восстал, подошел к императору и воскликнул: «Жители города сего, выслушайте меня! Некогда я смеялся над христианством. Когда мне указывали на христианина, я всячески измывался над ним. Более того, я отрекся от родителей своих, потому что они были христиане. Но когда сейчас меня коснулась вода, я увидел отверстыми небеса. Я увидел руку, которая нисходила с неба, и бесчисленное множество Ангелов. Они прочли все мои грехи от юности, но, соприкоснувшись с водой, эта хартия, эта книга, оказалась чистой – она убелилась. Ангелы показали мне, что грехи мои смыты. И теперь я исповедую Христа и вам советую уверовать, как уверовал я, что Иисус есть истинный Господь и что при посредстве Его вы можете получить прощение». Император Диоклетиан, разгневанный этими словами Генесия, приказал подвергнуть его жестоким пыткам, а затем казнил святого мученика [3].
Нам надо помнить о том, что и наши грехи в купели Крещения были смыты: мы очистились, мы обещали Христу, что будем служить только Ему, отрицались сатаны и всех дел его, и служения его, и гордыни его. Господь сказал: «Никто не может войти в Царствие Божие, если он не очистится водою и Духом» (См.: Ин. 3, 5).
И в нынешний день Святая Церковь освящает воду для того, чтобы мы имели эту священную воду, великую агиасму, чтобы мы, некогда принеся обеты Крещения, но нарушив их, могли через эту святыню вновь соприкоснуться с благодатью, очистить душу и тело. Церковь молится, чтобы эта вода была просвещением душ и телес наших, во очищение всякой скверны, во освящение домов, во исцеление болезней.
В нынешний день, имея такую великую благодать, благодать Духа Святого, которая пребывает в наших сердцах, в нашей душе, благодать, которая видимо подается нам через освященную воду, задумаемся о своем спасении, принесем Господу покаяние, как некогда учил нас Предтеча. Принеся Господу покаяние, начнем новую жизнь. «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис.1, 16).
Эту же великую святыню, освященную воду, будем принимать со страхом и трепетом. Только тогда она будет нам во освящение, только тогда она будет нам во исцеление. Иначе, если не будем должным образом обращаться с этой великой святыней, приступая к ней, она может быть для нас «в суд и осуждение». Будем просить Господа, чтобы Он подал нам благодать и, как некогда на Иордане просветил Вселенную, так просветил и наши темные, мрачные души и сотворил обитель.